70. ТИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89
Различают следующие типы государственного регулирования:
– полный государственный монополизм в управлении хозяйством. Он был характерен для СССР и стран социалистического содружества, но сохраняется и теперь в некоторых посткоммунистических государствах;
– различные варианты сочетания рыночных и государственных регуляторов. Реализованы в «японской», «шведской» моделях, в модели социально ориентированного рыночного хозяйства ФРГ, Австрии, в «китайском» варианте развития;
– крайний либерализм, признающий эффективным только условия неограниченного частного предпринимательства. Он присущ главным образом США.
Эффективность государственного регулирования предопределяется наличием сильной законодательной, исполнительной и судебной государственной власти.
Институциональные структуры государственного регулирования включают административные органы.
Степень обособленности этих органов управления, определяющая возможность реализации экономических интересов и последовательность в принятии решений, зависит от уровня централизации управления в стране.
Так, для Великобритании характерна более низкая, чем во Франции, степень централизации контроля бюрократии над политикой.
В высших административных структурах США преобладает значительное число относительно автономных органов.
Для ФРГ характерна более интегрированная система управления – механизм посредничества и агрегирования интересов и их моделей.
Так, корпоративная модель предполагает создание специальных институтов для достижения равновесия интересов. Это либеральный корпоративизм в Швеции, Новой Зеландии, частный капитализм в Японии, «социетарный» капитализм в Швейцарии.
В плюралистической модели (Италия, Великобритания) отсутствуют специальные механизмы согласования интересов. Они осуществляются в рамках политических процессов с участием парламента, правительства, профсоюзов и партий.
Выделяются две главные модели государственного регулирования через определенные органы государства.
1. Реактивная (адаптационная) модель, характерная для США. Она позволяет четко реагировать на изменения и «осечки» рынка.
Это обеспечивается подвижностью структур и функций регулирующих органов, варьированием рычагов прямого и косвенного регулирования на макро– и микроуровне, сочетанием разных форм совместной деятельности государства и частного бизнеса.
2. Проактивная модель государственного регулирования (Япония) предполагает предупреждение возможных сбоев в рыночном механизме путем «точной» дозировки объемов государственного вмешательства, использования прогнозирования, координирующих или корректирующих рекомендаций в переговорах государства и предпринимателей.
Различают следующие типы государственного регулирования:
– полный государственный монополизм в управлении хозяйством. Он был характерен для СССР и стран социалистического содружества, но сохраняется и теперь в некоторых посткоммунистических государствах;
– различные варианты сочетания рыночных и государственных регуляторов. Реализованы в «японской», «шведской» моделях, в модели социально ориентированного рыночного хозяйства ФРГ, Австрии, в «китайском» варианте развития;
– крайний либерализм, признающий эффективным только условия неограниченного частного предпринимательства. Он присущ главным образом США.
Эффективность государственного регулирования предопределяется наличием сильной законодательной, исполнительной и судебной государственной власти.
Институциональные структуры государственного регулирования включают административные органы.
Степень обособленности этих органов управления, определяющая возможность реализации экономических интересов и последовательность в принятии решений, зависит от уровня централизации управления в стране.
Так, для Великобритании характерна более низкая, чем во Франции, степень централизации контроля бюрократии над политикой.
В высших административных структурах США преобладает значительное число относительно автономных органов.
Для ФРГ характерна более интегрированная система управления – механизм посредничества и агрегирования интересов и их моделей.
Так, корпоративная модель предполагает создание специальных институтов для достижения равновесия интересов. Это либеральный корпоративизм в Швеции, Новой Зеландии, частный капитализм в Японии, «социетарный» капитализм в Швейцарии.
В плюралистической модели (Италия, Великобритания) отсутствуют специальные механизмы согласования интересов. Они осуществляются в рамках политических процессов с участием парламента, правительства, профсоюзов и партий.
Выделяются две главные модели государственного регулирования через определенные органы государства.
1. Реактивная (адаптационная) модель, характерная для США. Она позволяет четко реагировать на изменения и «осечки» рынка.
Это обеспечивается подвижностью структур и функций регулирующих органов, варьированием рычагов прямого и косвенного регулирования на макро– и микроуровне, сочетанием разных форм совместной деятельности государства и частного бизнеса.
2. Проактивная модель государственного регулирования (Япония) предполагает предупреждение возможных сбоев в рыночном механизме путем «точной» дозировки объемов государственного вмешательства, использования прогнозирования, координирующих или корректирующих рекомендаций в переговорах государства и предпринимателей.