77. МЕЖДУНАРОДНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 

Международная региональная интеграция представляет собой процесс сближения и взаимопереплетения национальных хозяйств и соответствующих механизмов регулирования экономики, социальных и политических отношений стран конкретного региона.

Он охватывает производство и обращение, хозяйственно-политическую надстройку. В силу относительной самостоятельности каждого из этих секторов интеграция разделяется на несколько обособленных интеграций по секторам: национальное производство, товарные рынки, финансовые рынки, область принятия экономической политики. В каждом из них наблюдаются свои темпы, глубина и даже территория развития интеграционного процесса. Совокупность этих отдельных интеграций в сфере базиса и надстройки образует международную региональную интеграцию.

Развитие интеграции приводит к качественным изменениям, требующим политико-правового оформления. Выделяются следующие политико-правовые формы: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и полная экономическая интеграция.

Зона свободной торговли характеризуется устранением тарифов и квот между странами-членами. Каждый участник вправе применять собственные правила в торговле с третьими странами.

Создание таможенного союза предполагает отсутствие тарифных ограничений на перемещение товаров внутри блока и введение общего внешнего тарифа. Влияние таможенного союза на торговлю заключается в создании новых товарных потоков и изменении существующих направлений торговли. Первое воздействие следует рассматривать как положительный эффект создания таможенного союза. Оно возникает в результате отмены таможенных пошлин и других мер защиты неэффективного национального производства. Увеличивается общественное богатство, поскольку возрастает импорт более дешевых товаров.

Отклонения торговых потоков выражаются в замене одних стран – источников импорта другими. Влияние этого фактора может быть положительным (более дешевый источник импорта), отрицательным (более дорогой источник импорта), нулевым.

Общий рынок отличается устранением барьеров на пути движения не только товаров, но и факторов производства. Эти меры направлены на выравнивание условий конкуренции, повышение общественного благосостояния.

Экономический союз представляет собой «продвинутый» общий рынок, в котором страны-члены осуществляют гармонизацию своих экономических политик. В результате исчезает дискриминация, вызванная государственным регулированием экономики.

Свободная циркуляция товаров обеспечивается отсутствием тарифных таможенных пошлин, количественных барьеров и нетарифных ограничений; капиталов – либеральной валютной политикой; людей – открытием границ, признанием документов об образовании. В результате произойдет усиление конкуренции, свободное развитие рыночных сил.

Полная региональная интеграция. Несколько автономных национальных экономик будут постепенно превращаться в одно крупное хозяйство, в котором интересы целого имеют приоритет перед интересами отдельных государств.

Создание наднациональных институтов регулирования, принимающих обязательные решения, сделает возможным проведение единой экономической политики.

Международная региональная интеграция представляет собой процесс сближения и взаимопереплетения национальных хозяйств и соответствующих механизмов регулирования экономики, социальных и политических отношений стран конкретного региона.

Он охватывает производство и обращение, хозяйственно-политическую надстройку. В силу относительной самостоятельности каждого из этих секторов интеграция разделяется на несколько обособленных интеграций по секторам: национальное производство, товарные рынки, финансовые рынки, область принятия экономической политики. В каждом из них наблюдаются свои темпы, глубина и даже территория развития интеграционного процесса. Совокупность этих отдельных интеграций в сфере базиса и надстройки образует международную региональную интеграцию.

Развитие интеграции приводит к качественным изменениям, требующим политико-правового оформления. Выделяются следующие политико-правовые формы: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и полная экономическая интеграция.

Зона свободной торговли характеризуется устранением тарифов и квот между странами-членами. Каждый участник вправе применять собственные правила в торговле с третьими странами.

Создание таможенного союза предполагает отсутствие тарифных ограничений на перемещение товаров внутри блока и введение общего внешнего тарифа. Влияние таможенного союза на торговлю заключается в создании новых товарных потоков и изменении существующих направлений торговли. Первое воздействие следует рассматривать как положительный эффект создания таможенного союза. Оно возникает в результате отмены таможенных пошлин и других мер защиты неэффективного национального производства. Увеличивается общественное богатство, поскольку возрастает импорт более дешевых товаров.

Отклонения торговых потоков выражаются в замене одних стран – источников импорта другими. Влияние этого фактора может быть положительным (более дешевый источник импорта), отрицательным (более дорогой источник импорта), нулевым.

Общий рынок отличается устранением барьеров на пути движения не только товаров, но и факторов производства. Эти меры направлены на выравнивание условий конкуренции, повышение общественного благосостояния.

Экономический союз представляет собой «продвинутый» общий рынок, в котором страны-члены осуществляют гармонизацию своих экономических политик. В результате исчезает дискриминация, вызванная государственным регулированием экономики.

Свободная циркуляция товаров обеспечивается отсутствием тарифных таможенных пошлин, количественных барьеров и нетарифных ограничений; капиталов – либеральной валютной политикой; людей – открытием границ, признанием документов об образовании. В результате произойдет усиление конкуренции, свободное развитие рыночных сил.

Полная региональная интеграция. Несколько автономных национальных экономик будут постепенно превращаться в одно крупное хозяйство, в котором интересы целого имеют приоритет перед интересами отдельных государств.

Создание наднациональных институтов регулирования, принимающих обязательные решения, сделает возможным проведение единой экономической политики.