Оффшоры – налоговое и финансовое планирование
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
Налоговое и финансовое планирование – это совокупность ЗАКОННЫХ методов вывести Ваш бизнес из-под чрезмерной опеки государства, а Вас оградить от страха перед ним. В законах всегда будут оставаться бреши, которые можно использовать, однако, самое большое значение имеет тот факт, как правильно этим воспользоваться. Можно сделать все в лоб, и тогда любой Ваш промах может привести к гораздо худшим последствиям, чем банальная уплата всех существующих налогов. Поэтому самое лучшее – это обратиться за помощью к налоговым консультантам.
По сложившейся традиции офшорной зоной считают страну с благоприятным налоговым законодательством и отсутствием каких-либо валютных ограничений. Для простоты понимания можно разделить все офшорные юрисдикции на две основные группы (согласно исследованиям компании INTERFINANCE):
1. Страны, в которых не взимаются корпоративные налоги при условии, что деятельность компании, зарегистрированной в такой стране, осуществляется вне ее пределов, а сама компания принадлежит исключительно нерезидентам этой страны. К таким странам относятся: Багамы, Британские Вирджинские Острова, Вануату, Ниуэ, Каймановы Острова, Науру, Либерия, Острова Тюркс и Кайкос, Панама, Сейшельские Острова и т. д. Страны этой группы, как правило, не являются участниками каких-либо международных соглашений об избежании двойного налогообложения.
2. Страны, где установлен минимальный уровень налогообложения либо в отношении отдельных видов доходов, либо в отношении места их извлечения, либо в отношении компаний, которые контролируются нерезидентами. К таким странам можно отнести Кипр, Венгрию, Швейцарию, Люксембург, Нидерланды. Характерной особенностью стран этой группы является наличие многочисленных межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения.
Очень условно к офшорным юрисдикциям можно отнести и целый ряд территориальных образований или административных делений стран с жесткой налоговой системой, в которых юридические лица, зарегистрированные под местной юрисдикцией, освобождены от местных налогов, либо платят их в гораздо меньшем размере. При этом следует заметить, что такие компании остаются налогоплательщиками в отношении общегосударственных или федеральных налогов. К странам, в которых существуют подобные налоговые режимы можно отнести США, Канаду и даже Россию (Ингушетия, Углич, Алтай и т. д.).
Основные требования к созданию офшорной компании (согласно исследованиям компании INTERFINANCE):
1. Выбор названия. Как правило, будущий владелец компании, должен предложить три названия в порядке предпочтения. Однако, в большинстве юрисдикций при выборе названия компании существуют определенные ограничения. Так, например, не разрешается включать в название без специального разрешения регистрирующего органа слова: «Банк», «Траст», «Страхование», «Королевский», «Государственный», «Национальный», «Благотворительный», «Университет» и т. д.
2. Компания может быть создана в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью и должна иметь зарегистрированный адрес и/или зарегистрированного агента в стране регистрации.
3. В большинстве случаев директорами и акционерами офшорной компании могут быть физические или юридические лица. С целью сохранения конфиденциальности можно использовать номинальных акционеров и директоров. В последнем случае номинальные директора, как правило, выдают генеральную доверенность фактическому владельцу офшорной компании на осуществление всех полномочий, необходимых для ведения ее деятельности. Следует также заметить, что российское законодательство запрещает резидентам России осуществлять инвестиции в уставные капиталы зарубежных компаний без получения соответствующего предварительного разрешения Центрального банка РФ и в тоже время не содержит каких-либо ограничений для российских резидентов быть управляющими или директорами таких иностранных юридических лиц.
4. И, наконец, самое важное требование: офшорная компания не может осуществлять свою деятельность в стране своей регистрации.
Стандартный пакет учредительных документов офшорной компании, как правило, включает в себя:
· Свидетельство о регистрации компании (CertificateofIncorporation);
· Учредительный договор о создании компании (MemorandumofAssociation);
· Устав компании (Articles of Association);
· Протокол о назначении первых директоров (Statement of Appointment of the First Directors);
· Печать компании;
· Легализованные копии учредительных документов.
На последнем пункте хотелось бы остановиться более подробно. Для чего нужна легализация документов и что представляет собой эта процедура?
Необходимость в легализации документов компании возникает при использовании таких документов в любой другой стране, отличной от той страны, где зарегистрирована компания. По сути, легализация – это совершение ряда определенных юридически значимых действий (удостоверение подлинности документа, удостоверение подписей официальных лиц, подписавших такой документ, и т. д.) для придания юридической силы на территории одного государства документам, происходящим из другого государства.
Легализовать документы можно двумя способами:
I. Легализация документов через Апостиль. Данная процедура регулируется Гаагской конвенцией от 5 октября 1961 г., к которой присоединилось более 65 стран, в том числе и Россия. В соответствии с конвенцией подлинность документа удостоверяется путем проставления на таком документе официальным должностным лицом в стране происхождения документа специального штампа – «Апостиля». Такая процедура позволяет использовать легализованные таким образом документы на территории всех стран, присоединившихся к Гаагской конвенции.
II. Консульская легализация документов. Данная процедура регулируется Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. и внутренними нормативными документами вовлеченных государств. Фактически данная процедура представляет собой удостоверение подлинности документа или верности копии документа оригиналу и последующее удостоверение предстоящих подписей и печатей официальных лиц. Например, сначала нотариус заверяет верность копии документа его оригиналу, затем подпись нотариуса удостоверяется соответствующим должностным лицом Министерства юстиции (или Верховного Суда), затем подпись и печать чиновника Министерства юстиции удостоверяется соответствующим чиновником Министерства иностранных дел, после этого консул той страны, где будут использованы данные документы, удостоверяет подпись чиновника Министерства иностранных дел страны происхождения документа и, окончательно, процесс консульской легализации завершается, когда соответствующий чиновник Министерства иностранных дел в стране, где будут использованы документы, удостоверяет подпись консула. Процедура консульской легализации занимает гораздо больше времени, чем легализация документов через Апостиль, но она необходима, если документы будут использованы в той стране, которая не является участником Гаагской конвенции 1961 г. об Апостиле. Не являются участниками Гаагской конвенции большинство арабских стран, Украина и некоторые страны СНГ, целый ряд стран Азии и Африки.
За последние пятьдесят лет правительства целого ряда промышленно развитых зарубежных стран, испытывая острый недостаток в денежных средствах, необходимых для финансирования возрастающих бюджетных расходов, неоднократно повышали совокупный уровень налогообложения своих граждан и юридических лиц, зарегистрированных в этих странах. Более того, существенно изменилась и сама налоговая система большинства промышленно развитых стран. Налоговые органы практически перестали руководствоваться в определении налогооблагаемого дохода одним лишь территориальным критерием, т. е. местом расположения источников дохода. Доминирующим стал критерий гражданства, резидентности или постоянного места проживания (домициля). При этом во многих случаях подтверждением резидентности для юридических лиц стал являться факт их государственной регистрации, а под налогообложение попал весь доход, полученный как в стране местонахождения юридического лица, так и в любом другом месте за рубежом. Учитывая растущую глобализацию международных торговых и финансовых операций, подобные изменения не могли не отразиться на деятельности транснациональных корпораций и компаний, осуществляющих исключительно зарубежный бизнес, что во многих случаях привело к двойному налогообложению получаемых доходов. Ответом на ужесточение налогового режима в промышленно развитых странах стал бурный рост офшорной индустрии, особенно в небольших, вновь образованных и бедных государствах Латинской Америки и Океании.
Возросший спрос на услуги по созданию «безналоговых» компаний и модернизация офшорного законодательства ряда государств налоговой гавани (taxhaven) привели к созданию концепции Компании международного бизнеса (InternationalBusinessCompany). Первоначально, основу такой концепции заложил Закон Британских Вирджинских Островов о компаниях международного бизнеса, вступивший в силу в 1984 г. (BritishVirginIslandsInternationalBusinessCompaniesAct, 1984). В дальнейшем концепция Компании международного бизнеса получила широкое распространение в законодательных актах большинства офшорных центров Карибского региона, Азии и Тихоокеанского бассейна. Следует отметить, что та же самая концепция Компании международного бизнеса легла и в основу Федерального Закона РФ о Центре Международного Бизнеса «Ингушетия», принятого Государственной Думой России в декабре 1995 г.
Компании международного бизнеса обладают гибкостью и удобством в управлении, имеют гарантированное освобождение от налогов и не обязаны предоставлять финансовые отчеты о своей деятельности. К другим положительным чертам законодательных актов о Компаниях международного бизнеса можно отнести быстрые сроки регистрации, незначительные расходы по ее учреждению и последующему содержанию. Более того, законодательными актами предусматривается практически полная конфиденциальность в отношении имен владельцев и директоров, поскольку такие сведения не только не включаются в Регистр Компаний, но и вообще могут не сообщаться регистрирующему органу. Таким образом, компании международного бизнеса – идеальный механизм, которым можно дополнить большинство создаваемых трастовых структур.
Рассматривая подобные компании, как нерезидентные, государственные органы стран налоговой гавани в последующем не интересуются ни деятельностью таких компаний, ни их финансовым состоянием. Исключение составляют только финансовые, банковские, страховые компании и компании доверительных управляющих.
Совершенно очевидно, что такая изначальная конфиденциальность в отношении каких-либо сведений о компании международного бизнеса привлекает не только лиц, желающих снизить свой совокупный размер налогообложения, но и лиц, занимающихся финансовым мошенничеством или осуществляющих незаконную деятельность.
И если на этапе регистрации действительно практически невозможно определить кто будет вести честный бизнес, тем более, что принцип «презумпции невиновности» закреплен в законодательных системах практически всех цивилизованных стран, то в последующем такая задача легко может быть возложена на банки и другие финансовые институты, осуществляющие расчеты по поручениям своих клиентов. Результат – повсеместное ужесточение государственного контроля за банковскими операциями. Руководствуясь правилом «знай своего клиента» и напуганные не столько размахом операций по отмыванию «грязных денег», сколько суровыми государственными карами за содействие в проведении подобных операций, банковские институты разных стран все чаще стали требовать при открытии банковского счета офшорной компании подробную информацию об всех владельцах и директорах фирмы, характере операций, размерах и источниках средств клиентов.
Если учесть, что основу банковской системы многих государств налоговой гавани составляют филиалы крупных международных банков, особенно английских, то можно сделать вывод, что многие бывшие или нынешние колониальные офшорные зоны по-прежнему контролируются Банком Англии (BankofEngland), который имеет возможность получать информацию о финансовых операциях юридических лиц, проводимых через подконтрольные банковские структуры.
Подобные действия контролирующих органов разных стран демонстрируют все чаще тенденцию, когда меры, принимаемые для предотвращения незаконной деятельности, в том же объеме применяются и к совершенно законным банковским переводами. И первенство в этом вопросе, несомненно, принадлежит США, где принятый еще в 1970 году Конгрессом Закон о банковской тайне (TheBankSecrecyAct, 1970) требует предоставление государственным органам Соединенных Штатов достаточно подробной информации об операциях по переводу наличных денежных средств в сумме превышающей US$ 10 000, как внутри США, так и за их пределами. Последовавшие за этим актом Закон о борьбе со злоупотреблениями наркотиками (U.S.Anti-DrugAbuseAct, 1986) и наиболее известный Закон о контроле за «отмыванием денег» (U.S.MoneyLaunderingControlAct, 1986) лишь ужесточили требования по предоставлению такой отчетности и расширили возможности контролирующих органов и специальных служб. При этом американская налоговая служба (InternalRevenueService-IRS), имеющая свободный доступ к подобной банковской информации, может использовать ее в своих целях. Например, предать ее органам власти другой страны – при обстоятельствах, которые не связаны ни с уголовным, ни с каким либо другим расследованием – либо в соответствии с двусторонним налоговым соглашением (если статья об обмене информации предусматривает передачу подобных сведений), либо в соответствии с двустороннем договором об обмене информацией. Особо стоит отметить, что законодательства большинства промышленно развитых стран, и в первую очередь США, рассматривают уклонение от уплаты налогов как уголовное преступление, также как и неисполнение требований, налагаемых уже упомянутым Законом Соединенных Штатов о банковской тайне, влечет за собой уголовную ответственность.
Учитывая, что подавляющее большинство операций в американских долларах совершаются через счета в американских банках, контроль за банковскими счетами дает возможность предъявить обвинения не только наркодельцам, но и всем тем, кто так или иначе пытается снизить свои налоговые потери или сохранить свои сбережения, при этом оставаясь в тени.
По словам одного известного нью-йоркского адвоката сфера деятельности Закона о контроле за «отмыванием денег» охватывает финансовые операции, осуществляемые иностранными гражданами в любой стране мира, если хотя бы самая незначительная часть денежных переводов проходит через территорию США.
В борьбе за предотвращение «отмывания денег» правительство США оказывает определенное давление на страны с более либеральной налоговой системой и привлекательной инвестиционной политикой, в том числе и на офшорные юрисдикции. Так под нажимом США финансовые власти Швейцарии обязали все швейцарские банки вести строгий учет сведений обо всех лицах, связанных с офшорными компаниями или трастами, не только в отношении директоров, учредителей, доверенных управляющих, но и, что самое главное, в отношении бенефициаров, т. е. владельцев собственности или тех лиц, кто прямо или косвенно вкладывает свои капиталы в траст или компанию. На банки возложена задача выяснить происхождение получаемых средств и их источники. Такое положение было установлено в 1992 году специальной директивой Федеральной комиссии по банковской деятельности Швейцарии (SwissFederalBankingCommission) и нашло отражение в новом Кодексе норм профессиональной деятельности (CodeofConductoftheBankers’Association), одобренном Ассоциацией швейцарских банкиров (SwissBankersAssociation).
Однако, следует заметить, что подобная информация не может быть раскрыта швейцарскими банками третьей стороне иначе, как по решению швейцарского суда, если последнему будут представлены неопровержимые доказательства, что держатель счета или лица причастные к данному счету замешаны в уголовном преступлении. И хотя принятие подобных решений сопровождалось бурными дебатами в парламенте страны и предложениями о более жесткой политике и обмене информацией с другими странами, в Швейцарии возобладал скорее компромиссный и более взвешенный подход, вызванный боязнью потерять привлекательный статус одного из самых крупных мировых финансовых центров. Тем более что при бесконтрольной передачи информации государственные органы других стран смогут получать сведения и о своих гражданах, так или иначе уклоняющихся от уплаты налогов.
Точку зрения большинства швейцарских банкиров на этот предмет отражают слова управляющего одним из частных женевских банков: «Уклонение от уплаты налогов не рассматривается как уголовное преступление в Швейцарии. И хотя некоторые люди считают, что налогообложение сродни легализованному рэкету, мы не должны заходить так далеко. Мы полагаем, что это личное дело каждого конкретного налогоплательщика и его совести. Мы просто – не полицейские и не судьи, и считаем, что это не входит в нашу обязанность выносить какое-либо моральное или этическое суждение на этот счет».
Вслед за Швейцарией многие финансовые центры также потребовали, чтобы местные банки располагали подробной информацией о своих клиентах. Однако, действующее законодательство большинства офшорных юрисдикций, основанное на хорошо проработанных законах об охране банковской тайны, длительная практика судебных прецедентов и отсутствие двусторонних соглашений об обмене информации с другими странами, являются существенным препятствием бесконтрольной передаче информации, составляющей банковскую тайну. Такая система позволяет открыть завесу банковской тайны только в исключительных случаях при наличии убедительных доказательств преступной деятельности и только по решению местного суда, который при рассмотрении того или иного дела будет руководствоваться исключительно правилами lexfori (законами места расположения суда – лат.). Это хотя и усложняет проведение следственных действий и процедуру предъявления обвинения, зато позволяет отделить «грязные деньги» от капиталов, полученных за счет уменьшения налоговых потерь. Более того, уклонение от уплаты налогов не рассматривается правительствами офшорных государств как уголовное преступление.
Конечно, проводимые мировым сообществом действия по предотвращению «отмывания денег» не смогут не затронуть офшорные центры, и, скорее всего, определенный компромисс между промышленно развитыми странами и странами налоговой гавани будет достигнут. Однако, вряд ли стоит ожидать каких-либо существенных изменений в общей политике или налоговом режиме офшорных юрисдикций. Скорее всего, станет сложнее использовать офшорные компании в противозаконных целях, таких как торговля наркотиками, умышленное банкротство или финансовое мошенничество, поскольку правительства стран налоговой гавани, дорожа своей репутацией не столько офшорного, сколько респектабельного финансового центра, используя свою банковскую систему будут принимать превентивные меры с целью пресечения преступной деятельности.
Краткий обзор юрисдикций (согласно исследованиям компании interfinance):
Британские Вирджинские Острова.
1. Государственная статус – Британская Зависимая территория.
2. Юридическая система основана на английском общем праве.
3. Налогообложение – резидентные компании платят налог на прибыль 15 %., нерезидентные компании освобождены от налогов.
4. Офшорные компании действуют, основываясь на Законе о компаниях международного бизнеса от 1984 г.
5. Название может быть на любом языке. Окончание должно указывать на ограниченную ответственность компании.
6. Уставной капитал – минимум не установлен. Выпущенный капитал должен быть оплачен полностью.
7. Акции могут быть именными и на предъявителя.
8. Минимальное число директоров – один, в качестве директора могут быть как физические, так и юридические лица.
9. Местный директор не требуется.
10. Зарегистрированный офис должен быть на Британских Вирджинских Островах.
11. Зарегистрированный агент должен быть на Британских Вирджинских Островах.
12. Бухгалтерский и аудиторский отчет не требуется.
13. Валютный контроль отсутствует для нерезидентов.
14. Коммерческая секретность – широкой публике доступна лишь информация из Регистра компаний: Сертификат об инкорпорации, зарегистрированный адрес и зарегистрированный агент. Имена и адреса директоров не доступны.
Багамские острова.
· Государственный статус: Независимое государство Британского содружества.
· Юридическая система: основана на английском общем праве, дополненном Законами Содружества Багамских островов.
· Налогообложение: прямое налогообложение полностью отсутствует (налоги на прибыль, доходы и пр.)
· Законодательство о компаниях: Закон о компаниях международного бизнеса от 1989 г.
· Уставной капитал: Минимум не установлен.
· Минимальное число директоров: один.
· Бухгалтерский и аудиторский отчет: не требуется
· Время регистрации: с момента получения заказа до момента получения легализованных документов – семь рабочих дней.
· Валютный контроль: отсутствует для нерезидентов.
Вануату.
1. Государственный статус: независимое государство. Вануату входит в состав Британского содружества наций, а также его Французского аналога.
2. Юридическая система: Английская модель общего права.
3. Типы компаний:
· Местные компании (local),
· Освобожденные (exempted),
· Международные (international).
4. Законодательство об офшорных компаниях: Закон о международных компаниях от 1992 года.
5. Название: название должно указывать на ограниченную ответственность компании словами Limited или Ltd.
6. Налогообложение: освобожденные и международные компании налогообложение отсутствует.
7. Уставной капитал: минимум не установлен.
8. Акции могут быть в любой валюте с номинальной стоимостью и без нее. Акции могут быть именными и на предъявителя.
9. Минимальное количество директоров – один, он же может занимать любые должности и быть единственным акционером.
10. Директора и секретарь могут быть корпоративными.
11. Зарегистрированный офис требуется.
12. Зарегистрированный агент требуется.
13. Бухгалтерский и аудиторский отчет не требуется.
14. Коммерческая секретность: широкой публике доступна лишь информация из Регистра компаний.
15. Валютный контроль отсутствует.
Каймановы острова.
1. Государственный статус: Британская Зависимая Территория.
2. Юридическая система: основана на английском общем праве.
3. Налогообложение: прямое налогообложение (налоги на прибыль доходы и прочие налоги), полностью отсутствует.
4. Законодательство о компаниях: Закон Каймановых островов о компаниях 1960 г., основан на Английском законе о компаниях 1948 г.
5. Тип компании: Освобожденная от налогов компания
6. Название должно указывать на ограниченную ответственность компании.
7. Уставной капитал – минимум не установлен.
8. Акции должны иметь номинальную стоимость, могут быть именными и на предъявителя.
9. Минимальное число директоров – один, в качестве директора могут быть как физические, так и юридические лица.
10. Минимальное число акционеров – один.
11. Зарегистрированный офис должен быть на Каймановых островах.
12. Бухгалтерский и аудиторский отчет не требуется.
13. Ежегодный отчет требуется.
14. Общее ежегодное собрание акционеров должно проводиться на Каймановых островах.
15. Собрания директоров могут проводиться где угодно.
16. Валютный контроль отсутствует.
17. Коммерческая секретность – широкой публике доступна лишь информация из Регистра компаний: Сертификат об инкорпорации, зарегистрированный адрес и зарегистрированный агент. Имена и адреса директоров не доступны.
Маврикий.
1. Государственный статус: независимое государство.
2. Юридическая система: основана на континентальной и англосаксонской моделях права.
3. Название может быть любым, окончание должно указывать на ограниченную ответственность компании.
4. Законодательство о компаниях: Закон о Международных компаниях от 1994 г.
5. Налогообложение: для нерезидентных компаний отсутствует.
6. Уставной капитал: – минимум не установлен, он может быть установлен в любой валюте.
7. Акции могут быть с номинальной стоимостью или без таковой, могут быть именными и на предъявителя.
8. Минимальное число директоров – один, в качестве директора могут быть как физические, так и юридические лица.
9. Минимальное число акционеров – один.
10. Бухгалтерский отчет и аудит требуются.
11. Зарегистрированный офис должен находиться на Маврикии.
12. Общее ежегодное собрание акционеров может проводиться где угодно.
13. Собрания директоров могут проводиться где угодно.
14. Валютный контроль отсутствует.
15. Коммерческая секретность – широкой публике доступна лишь информация из Регистра компаний.
Ниуэ.
1. Государственный статус: самоуправляемое государство под протекторатом Новой Зеландии, входит в Британское Содружество Наций.
2. Юридическая система: общее право.
3. Закон о компаниях: Закон о компаниях международного бизнеса от 1994 г.
4. Название: может быть на любом языке и должно содержать слово или аббревиатуру, указывающую на ограниченную ответственность. Если компания регистрируется на русском языке, в свидетельстве о регистрации перевод названия на английский язык. Исключаются слова «Траст», «Страхование».
5. Налогообложение: отсутствует.
6. Уставной капитал: минимум не установлен.
7. Акции могут быть в любой валюте с номинальной стоимостью и без нее. Акции могут быть именными и на предъявителя.
8. Минимальное количество директоров – один, он же может занимать любые должности и быть единственным акционером.
9. Директора и секретарь могут быть корпоративными.
10. Зарегистрированный офис требуется.
11. Зарегистрированный агент требуется.
12. Бухгалтерский и аудиторский отчет не требуется.
13. Коммерческая секретность: широкой публике доступна лишь информация из Регистра компаний.
14. Валютный контроль отсутствует.
Невис.
1. Государственный статус: независимое государство, входит в Британское содружество
2. Юридическая система: основана на английском общем праве, некоторые отрасли права (например, корпоративное) испытали заметное влияние американского законодательства.
3. Название может быть любым, окончание должно указывать на ограниченную ответственность компании.
4. Законодательство о компаниях: Закон о коммерческих компаниях от 1984 г.
5. Налогообложение резидентов на прибыль может доходить до 50 %. Нерезидентные компании не подлежат налогообложению.
6. Акции могут быть с номинальной стоимостью или без таковой, зарегистрированными или предъявительскими. Выпущенные акции должны быть оплачены полностью.
7. Уставной капитал US$100,000 или 1,000 акций без номинальной стоимости.
8. Минимальное число директоров: рекомендуется иметь трех, разрешены корпоративные директора. Если число акционеров меньше трех, то количество директоров не должно быть меньше числа акционеров.
9. Бухгалтерский и аудиторский отчет не требуется.
10. Ежегодный отчет не требуется.
11. Зарегистрированный офис не требуется.
12. Общее ежегодное собрание акционеров может проводиться где угодно.
13. Собрания директоров могут проводиться где угодно
14. Валютный контроль отсутствует для нерезидентов.
15. Коммерческая секретность – широкой публике доступна лишь информация из Регистра компаний.
Панама.
1. Государственный статус: независимое государство.
2. Юридическая система: основана на континентальном праве, с некоторыми элементами англо-саксонского права (трасты, законодательство о компаниях).
3. Законодательство о компаниях: Закон № 32 от 1927 г. и некоторые положения панамского Коммерческого кодекса (Panama Code of Commerce). Закон № 25 от 12 июля 1995 г. регулирует положения о частных фондах в Панаме.
4. Название может быть на любом языке, но содержать указание на то, что речь идет об акционерной компании (S.A., Corp., Inc.,и т. д. не допускается слово Limited или его сокращение LTD. – поскольку указывает на другой тип организации.).
5. Налогообложение: налог за предоставление франшизы – US$150, прямые налоги для нерезидентных компаний отсутствуют
6. Уставной капитал: минимум не установлен,
7. Акции могут быть в любой валюте с номинальной стоимостью и без нее. Акции могут быть именными и на предъявителя. Акции на предъявителя должны быть оплачены полностью.
8. Все собрания должны проводиться в Панаме, если иное не указано в Учредительном договоре.
9. Минимальное число директоров: три (местный директор не требуется).
10. Минимальное число акционеров: один.
11. Зарегистрированный офис не требуется.
12. Зарегистрированный агент требуется.
13. Бухгалтерский и аудиторский отчет не требуется, если корпорация ведет свою деятельность за пределами Панамы.
16. Коммерческая секретность: широкой публике доступна лишь информация из Регистра компаний:
14. Валютный контроль отсутствует для нерезидентов.
Нидерланды.
1. Государственный статус: независимое государство.
2. Юридическая система: континентальная.
3. Типы компаний:
· Частная компания (Besloten Vennotschap – BV),
· Публичная компания (NV).
4. Перед регистрацией компании нерезидентами необходимо получить одобрение Министерства Юстиции.
5. Нидерландские компании обязаны открыть счет в любом финансовом учреждении Нидерландов.
6. Законодательство: Гражданский Кодекс 1992 г.
7. Налогообложение: ставка налога на прибыль компаний достигает 40 %, другие налоги.
8. Акции: могут быть только с номинальной стоимостью.
9. Название: название должно оканчиваться словами (BV или NV),
10. Минимальное число директоров: один, разрешены корпоративные директора.
11. Минимальное количество акционеров: при регистрации – два, после регистрации – один. Могут быть юридическими и физическими лицами.
12. Зарегистрированный офис должен быть в Нидерландах.
13. Уставной капитал (BV, минимум для частной компании – Dfl160,000 для публичной компании NV, минимум Dfl140,000)
14. Бухгалтерский и аудиторский отчет: требуются.
15. Ежегодное собрание может проводиться где угодно.
16. Валютный контроль отсутствует для нерезидентных компаний.
17..Коммерческая секретность отсутствует.
Швейцария.
1. Государственный статус независимое государство.
2. Юридическая система: континентальная.
3. Законодательство о компаниях: Гражданский кодекс 1907 г., Обязательственный Кодекс 1881 г., Закон о компаниях от 1992 г..
4. Основные виды компаний: Акционерная компания с ограниченной ответственностью (Aktiengesellschaft – AG). Частная компания с ограниченной ответственностью без акций (Gesellschaft mit beschrankter Haftung – GmbH).
5. Налогообложение: каждый кантон имеет собственное налогообложение. Федеральный налог на прибыль взимается по прогрессивной ставке от 3,6 % до 9,8 %. Ставки контональных (местных налогов) колеблются от 5 % до 35 %. Кроме того, взимается налог на акционерный капитал на уровне конфедерации – 0,825 % и на уровне кантонов (например, в Цюрихе – 0,375 %). Многие кантоны имеют льготное налогообложение (Цуг, Фрибург)
6. Акции SA/AG имеют акции с номинальной стоимостью, деноминированные в местной валюте. SARL/GmbH акций не имеют.
7. Минимальный уставной капитал: SFr 100,000. На момент регистрации должно быть оплачено не менее 40 %.
8. Минимальное число директоров: один. Если директор один он должен быть резидентом Швейцарии. Корпоративные директора не разрешены.
9. Минимальное количество акционеров: три. Акционеры могут быть номинальными.
10. Бухгалтерский отчет и аудит требуются.
11. Ежегодный отчет требуется.
12. Собрания директоров: как правило, проводятся на территории Швейцарии, т. к. резиденты Швейцарии составляют большинство в Совете Директоров.
13. Общее ежегодное собрание должно проводится в Швейцарии.
14. Валютный контроль отсутствует.
Великобритания.
1. Государственный статус: независимое государство.
2. Юридическая система: англо-саксонская.
3. Название компании: окончание должно указывать на ограниченную ответственность. Запрещено использовать в названии слова: (Королевская, Интернациональная и т. д.).
4. Законодательство о компаниях: Корпоративный акт 1985 г. и корпоративный акт 1989 г.
5. Типы компаний: частные компании с ограниченной ответственностью.
6. Налогообложение: от 25 % до 33 % налог на прибыль, другие налоги и сборы.
7. Акции должны иметь номинальную стоимость (обычный номинал – 1 GBP), быть зарегистрированными. Выпущенные акции должны быть полностью оплачены.
8. Минимальное число директоров: один, не может выполнять функции секретаря. Местный директор не требуется.
9. Секретарь: минимум один.
10. Минимальное число акционеров: два.
11. Зарегистрированный офис должен быть в Великобритании.
12. Бухгалтерский и аудиторский отчет требуется. Аудитор должен быть одобрен Регистром компании.
13. Уставной капитал: минимум не установлен.
14. Общее ежегодное собрание может проводиться где угодно.
15. Валютный контроль отсутствует.
17. Коммерческая секретность – широкой публике доступна лишь информация из Регистра компаний: зарегистрированный офис, имена директоров, акционеров секретаря, Меморандум и Статьи ассоциации, ежегодный отчет, уплаченные налоги, закладные.
Венгрия.
1. Государственный статус: независимое государство.
2. Юридическая система континентальная.
3. Законодательство о компаниях: Закон о компаниях (номер VI) 1988 г. с последующими изменениями и дополнениями.
4. Типы компаний: Компания с ограниченной ответственностью (Kft) и Акционерная компания (Rt).
5. Налогообложение: венгерские резидентные компании платят налог на все свои доходы вне зависимости от места их извлечения. Нерезидентные компании платят налоги на доходы, извлеченные только на территории Венгрии по прогрессивной ставке, доходящей до 44 %. Офшорные Венгерские компании платят налог на прибыль от 3,25 % до 5,4 %. Сбор при учреждении компании 2 % от суммы оплаченного уставного капитала. Данные компании попадают под действие соглашений об избежании двойного налогообложения (с Россией и Украиной), что является важным преимуществом в построении схем по оптимизации налогообложения.
6. Акции должны быть с номинальной стоимостью. При регистрации Kft необходимо оплатить сразу минимум 50 % уставного капитала, оставшиеся 50 % должны быть оплачены в течении года. При регистрации (Rt) уставной капитал должен быть оплачен полностью.
7. Минимальное число директоров – один. Корпоративные директора не разрешены. По Венгерскому законодательству большинство директоров и служащих должно быть резидентами Венгрии.
8. Минимальное число акционеров – один.
9. Фирма должна находиться в 100 % ой иностранной собственности.
10. Компания должна иметь счет в венгерском банке.
11. Уставной каптал составляет 3,000,000. HUF (около 15,000 USD), 50 % уставного капитала оплачивается при регистрации, другие 50 % в течении года. Основные вклады учредителей могут быть разными, однако, размер основных вкладов по отдельности не может быть меньше 100,000 HUF.
12. Бухгалтерский и аудиторский отчет требуются, причем аудитор и бухгалтер должны быть резидентами Венгрии. Юридическое обеспечение на территории Венгрии должно обеспечиваться венгерскими адвокатами.
13. Фирме и ее учредителям нельзя иметь собственности в других Венгерских компаниях.
14. Общее ежегодное собрание может проводится где угодно.
15. Валютный контроль для офшорных компаний отсутствует.
16. Коммерческая секретность отсутствует.
Люксембург.
1. Государственный статус: независимое государство.
2. Юридическая система: континентальная.
3. Законодательство о компаниях: Закон о коммерческих компаниях от 1915 г., Закон о холдинговых компаниях от 1929 г.
4. Налогообложение: у резидентов облагается доход полученный в любых странах, у нерезидентов извлеченный в Люксембурге по различным ставкам, доходящим до 51,25 % с дохода, превышающего 1,350,000 Flux., кроме того, частные лица должны платить налог на имущество 0,5 %, кроме того налог на прибыль независимо от места его получения, максимум 39,39 %, Налог на дивиденды 15 %, на передачу лицензионных прав 10–12 %.
5. Холдинговая компания 1929 года, созданная в соответствии с законом 1929 г., освобождается от налога на прибыль, на имущество и на дивиденды, кроме того не взимается налог с процентов. Налог на капитал составляет 1 %,платится при регистрации компании.
6. Минимальное число директоров: для акционерного общества (SA) – 3-и директора, для общества с ограниченной ответственностью (S.a.r.l.) – один директор.
7. Акционеры: как минимум два акционера, акционеры и директора не имеют ограничений в гражданстве.
8. Минимальный уставной капитал: 1,250,000. FLUX. Минимально оплаченный – 1,000,000. FLUX. При условии полной оплаты акций, акции могут быть выпущены на предъявителя.
9. Бухгалтерский и аудиторский отчеты требуются
10. Для холдинговой компании должны выполнятся следующие соотношения:
Обязательства, кроме облигаций к выпущенному капиталу 3:1,
Облигации к оплаченному капиталу 10:1.
13. Зарегистрированный офис должен находиться в Люксембурге.
14. Собрания директоров и акционеров может проводиться где угодно.
15. Валютный контроль отсутствует для холдинговых компаний.
США.
Первое, что хотелось бы отметить, в США нет офшорных компаний в том понимании, в котором используется данный термин, например, для определения компаний, зарегистрированных на Багамах или Британских Вирджинских островах. Налогообложение компаний в США осуществляется на двух уровнях: на уровне каждого конкретного штата, где осуществляет свою деятельность или зарегистрирована компания и на федеральном уровне. Причем основное налоговое бремя для американских налогоплательщиков относится на федеральные налоги: подоходный налог, налог на корпоративную прибыль, акцизы и т. д. Все федеральные налоги США платятся безотносительно от того, где компания извлекает доход. Критерием налоговой повинности в отношении федеральных налогов для юридического лица-налогоплательщика США является только сам факт его регистрации в любом из пятидесяти штатов. В то время, как основным критерием по которому взимаются местные налоги в большинстве штатов является место извлечение дохода. Таким образом, если компания, зарегистрирована в каком-либо штате, например в Делавэре, Вайоминге или Неваде, и не осуществляет в нем свою деятельность, то доходы от этой деятельности не будут облагаться местными налогами в штате, где зарегистрирована компания. Но в любом случае любая компания, зарегистрированная в США, будет ОБЯЗАНА уплачивать федеральные налоги на свой доход вне зависимости от того, где будет находиться источник такого дохода.
· Государственный статус: Независимое государство.
· Юридическая система: основана на английском общем праве.
· Налогообложение: Федеральный налог на прибыль от 15 % до 39 %, усредненная ставка налога на прибыль каждого штата находится в пределах 5–8 %.
· Уставной капитал: Минимум не установлен.
· Минимальное число директоров: один.
· Бухгалтерский отчет: требуется
· Время регистрации: Одна рабочая неделя
· Договора об избежании двойного налогообложения заключены с 43 странами, включая Россию.
· Валютный контроль: отсутствует.
Налоговое и финансовое планирование – это совокупность ЗАКОННЫХ методов вывести Ваш бизнес из-под чрезмерной опеки государства, а Вас оградить от страха перед ним. В законах всегда будут оставаться бреши, которые можно использовать, однако, самое большое значение имеет тот факт, как правильно этим воспользоваться. Можно сделать все в лоб, и тогда любой Ваш промах может привести к гораздо худшим последствиям, чем банальная уплата всех существующих налогов. Поэтому самое лучшее – это обратиться за помощью к налоговым консультантам.
По сложившейся традиции офшорной зоной считают страну с благоприятным налоговым законодательством и отсутствием каких-либо валютных ограничений. Для простоты понимания можно разделить все офшорные юрисдикции на две основные группы (согласно исследованиям компании INTERFINANCE):
1. Страны, в которых не взимаются корпоративные налоги при условии, что деятельность компании, зарегистрированной в такой стране, осуществляется вне ее пределов, а сама компания принадлежит исключительно нерезидентам этой страны. К таким странам относятся: Багамы, Британские Вирджинские Острова, Вануату, Ниуэ, Каймановы Острова, Науру, Либерия, Острова Тюркс и Кайкос, Панама, Сейшельские Острова и т. д. Страны этой группы, как правило, не являются участниками каких-либо международных соглашений об избежании двойного налогообложения.
2. Страны, где установлен минимальный уровень налогообложения либо в отношении отдельных видов доходов, либо в отношении места их извлечения, либо в отношении компаний, которые контролируются нерезидентами. К таким странам можно отнести Кипр, Венгрию, Швейцарию, Люксембург, Нидерланды. Характерной особенностью стран этой группы является наличие многочисленных межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения.
Очень условно к офшорным юрисдикциям можно отнести и целый ряд территориальных образований или административных делений стран с жесткой налоговой системой, в которых юридические лица, зарегистрированные под местной юрисдикцией, освобождены от местных налогов, либо платят их в гораздо меньшем размере. При этом следует заметить, что такие компании остаются налогоплательщиками в отношении общегосударственных или федеральных налогов. К странам, в которых существуют подобные налоговые режимы можно отнести США, Канаду и даже Россию (Ингушетия, Углич, Алтай и т. д.).
Основные требования к созданию офшорной компании (согласно исследованиям компании INTERFINANCE):
1. Выбор названия. Как правило, будущий владелец компании, должен предложить три названия в порядке предпочтения. Однако, в большинстве юрисдикций при выборе названия компании существуют определенные ограничения. Так, например, не разрешается включать в название без специального разрешения регистрирующего органа слова: «Банк», «Траст», «Страхование», «Королевский», «Государственный», «Национальный», «Благотворительный», «Университет» и т. д.
2. Компания может быть создана в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью и должна иметь зарегистрированный адрес и/или зарегистрированного агента в стране регистрации.
3. В большинстве случаев директорами и акционерами офшорной компании могут быть физические или юридические лица. С целью сохранения конфиденциальности можно использовать номинальных акционеров и директоров. В последнем случае номинальные директора, как правило, выдают генеральную доверенность фактическому владельцу офшорной компании на осуществление всех полномочий, необходимых для ведения ее деятельности. Следует также заметить, что российское законодательство запрещает резидентам России осуществлять инвестиции в уставные капиталы зарубежных компаний без получения соответствующего предварительного разрешения Центрального банка РФ и в тоже время не содержит каких-либо ограничений для российских резидентов быть управляющими или директорами таких иностранных юридических лиц.
4. И, наконец, самое важное требование: офшорная компания не может осуществлять свою деятельность в стране своей регистрации.
Стандартный пакет учредительных документов офшорной компании, как правило, включает в себя:
· Свидетельство о регистрации компании (CertificateofIncorporation);
· Учредительный договор о создании компании (MemorandumofAssociation);
· Устав компании (Articles of Association);
· Протокол о назначении первых директоров (Statement of Appointment of the First Directors);
· Печать компании;
· Легализованные копии учредительных документов.
На последнем пункте хотелось бы остановиться более подробно. Для чего нужна легализация документов и что представляет собой эта процедура?
Необходимость в легализации документов компании возникает при использовании таких документов в любой другой стране, отличной от той страны, где зарегистрирована компания. По сути, легализация – это совершение ряда определенных юридически значимых действий (удостоверение подлинности документа, удостоверение подписей официальных лиц, подписавших такой документ, и т. д.) для придания юридической силы на территории одного государства документам, происходящим из другого государства.
Легализовать документы можно двумя способами:
I. Легализация документов через Апостиль. Данная процедура регулируется Гаагской конвенцией от 5 октября 1961 г., к которой присоединилось более 65 стран, в том числе и Россия. В соответствии с конвенцией подлинность документа удостоверяется путем проставления на таком документе официальным должностным лицом в стране происхождения документа специального штампа – «Апостиля». Такая процедура позволяет использовать легализованные таким образом документы на территории всех стран, присоединившихся к Гаагской конвенции.
II. Консульская легализация документов. Данная процедура регулируется Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. и внутренними нормативными документами вовлеченных государств. Фактически данная процедура представляет собой удостоверение подлинности документа или верности копии документа оригиналу и последующее удостоверение предстоящих подписей и печатей официальных лиц. Например, сначала нотариус заверяет верность копии документа его оригиналу, затем подпись нотариуса удостоверяется соответствующим должностным лицом Министерства юстиции (или Верховного Суда), затем подпись и печать чиновника Министерства юстиции удостоверяется соответствующим чиновником Министерства иностранных дел, после этого консул той страны, где будут использованы данные документы, удостоверяет подпись чиновника Министерства иностранных дел страны происхождения документа и, окончательно, процесс консульской легализации завершается, когда соответствующий чиновник Министерства иностранных дел в стране, где будут использованы документы, удостоверяет подпись консула. Процедура консульской легализации занимает гораздо больше времени, чем легализация документов через Апостиль, но она необходима, если документы будут использованы в той стране, которая не является участником Гаагской конвенции 1961 г. об Апостиле. Не являются участниками Гаагской конвенции большинство арабских стран, Украина и некоторые страны СНГ, целый ряд стран Азии и Африки.
За последние пятьдесят лет правительства целого ряда промышленно развитых зарубежных стран, испытывая острый недостаток в денежных средствах, необходимых для финансирования возрастающих бюджетных расходов, неоднократно повышали совокупный уровень налогообложения своих граждан и юридических лиц, зарегистрированных в этих странах. Более того, существенно изменилась и сама налоговая система большинства промышленно развитых стран. Налоговые органы практически перестали руководствоваться в определении налогооблагаемого дохода одним лишь территориальным критерием, т. е. местом расположения источников дохода. Доминирующим стал критерий гражданства, резидентности или постоянного места проживания (домициля). При этом во многих случаях подтверждением резидентности для юридических лиц стал являться факт их государственной регистрации, а под налогообложение попал весь доход, полученный как в стране местонахождения юридического лица, так и в любом другом месте за рубежом. Учитывая растущую глобализацию международных торговых и финансовых операций, подобные изменения не могли не отразиться на деятельности транснациональных корпораций и компаний, осуществляющих исключительно зарубежный бизнес, что во многих случаях привело к двойному налогообложению получаемых доходов. Ответом на ужесточение налогового режима в промышленно развитых странах стал бурный рост офшорной индустрии, особенно в небольших, вновь образованных и бедных государствах Латинской Америки и Океании.
Возросший спрос на услуги по созданию «безналоговых» компаний и модернизация офшорного законодательства ряда государств налоговой гавани (taxhaven) привели к созданию концепции Компании международного бизнеса (InternationalBusinessCompany). Первоначально, основу такой концепции заложил Закон Британских Вирджинских Островов о компаниях международного бизнеса, вступивший в силу в 1984 г. (BritishVirginIslandsInternationalBusinessCompaniesAct, 1984). В дальнейшем концепция Компании международного бизнеса получила широкое распространение в законодательных актах большинства офшорных центров Карибского региона, Азии и Тихоокеанского бассейна. Следует отметить, что та же самая концепция Компании международного бизнеса легла и в основу Федерального Закона РФ о Центре Международного Бизнеса «Ингушетия», принятого Государственной Думой России в декабре 1995 г.
Компании международного бизнеса обладают гибкостью и удобством в управлении, имеют гарантированное освобождение от налогов и не обязаны предоставлять финансовые отчеты о своей деятельности. К другим положительным чертам законодательных актов о Компаниях международного бизнеса можно отнести быстрые сроки регистрации, незначительные расходы по ее учреждению и последующему содержанию. Более того, законодательными актами предусматривается практически полная конфиденциальность в отношении имен владельцев и директоров, поскольку такие сведения не только не включаются в Регистр Компаний, но и вообще могут не сообщаться регистрирующему органу. Таким образом, компании международного бизнеса – идеальный механизм, которым можно дополнить большинство создаваемых трастовых структур.
Рассматривая подобные компании, как нерезидентные, государственные органы стран налоговой гавани в последующем не интересуются ни деятельностью таких компаний, ни их финансовым состоянием. Исключение составляют только финансовые, банковские, страховые компании и компании доверительных управляющих.
Совершенно очевидно, что такая изначальная конфиденциальность в отношении каких-либо сведений о компании международного бизнеса привлекает не только лиц, желающих снизить свой совокупный размер налогообложения, но и лиц, занимающихся финансовым мошенничеством или осуществляющих незаконную деятельность.
И если на этапе регистрации действительно практически невозможно определить кто будет вести честный бизнес, тем более, что принцип «презумпции невиновности» закреплен в законодательных системах практически всех цивилизованных стран, то в последующем такая задача легко может быть возложена на банки и другие финансовые институты, осуществляющие расчеты по поручениям своих клиентов. Результат – повсеместное ужесточение государственного контроля за банковскими операциями. Руководствуясь правилом «знай своего клиента» и напуганные не столько размахом операций по отмыванию «грязных денег», сколько суровыми государственными карами за содействие в проведении подобных операций, банковские институты разных стран все чаще стали требовать при открытии банковского счета офшорной компании подробную информацию об всех владельцах и директорах фирмы, характере операций, размерах и источниках средств клиентов.
Если учесть, что основу банковской системы многих государств налоговой гавани составляют филиалы крупных международных банков, особенно английских, то можно сделать вывод, что многие бывшие или нынешние колониальные офшорные зоны по-прежнему контролируются Банком Англии (BankofEngland), который имеет возможность получать информацию о финансовых операциях юридических лиц, проводимых через подконтрольные банковские структуры.
Подобные действия контролирующих органов разных стран демонстрируют все чаще тенденцию, когда меры, принимаемые для предотвращения незаконной деятельности, в том же объеме применяются и к совершенно законным банковским переводами. И первенство в этом вопросе, несомненно, принадлежит США, где принятый еще в 1970 году Конгрессом Закон о банковской тайне (TheBankSecrecyAct, 1970) требует предоставление государственным органам Соединенных Штатов достаточно подробной информации об операциях по переводу наличных денежных средств в сумме превышающей US$ 10 000, как внутри США, так и за их пределами. Последовавшие за этим актом Закон о борьбе со злоупотреблениями наркотиками (U.S.Anti-DrugAbuseAct, 1986) и наиболее известный Закон о контроле за «отмыванием денег» (U.S.MoneyLaunderingControlAct, 1986) лишь ужесточили требования по предоставлению такой отчетности и расширили возможности контролирующих органов и специальных служб. При этом американская налоговая служба (InternalRevenueService-IRS), имеющая свободный доступ к подобной банковской информации, может использовать ее в своих целях. Например, предать ее органам власти другой страны – при обстоятельствах, которые не связаны ни с уголовным, ни с каким либо другим расследованием – либо в соответствии с двусторонним налоговым соглашением (если статья об обмене информации предусматривает передачу подобных сведений), либо в соответствии с двустороннем договором об обмене информацией. Особо стоит отметить, что законодательства большинства промышленно развитых стран, и в первую очередь США, рассматривают уклонение от уплаты налогов как уголовное преступление, также как и неисполнение требований, налагаемых уже упомянутым Законом Соединенных Штатов о банковской тайне, влечет за собой уголовную ответственность.
Учитывая, что подавляющее большинство операций в американских долларах совершаются через счета в американских банках, контроль за банковскими счетами дает возможность предъявить обвинения не только наркодельцам, но и всем тем, кто так или иначе пытается снизить свои налоговые потери или сохранить свои сбережения, при этом оставаясь в тени.
По словам одного известного нью-йоркского адвоката сфера деятельности Закона о контроле за «отмыванием денег» охватывает финансовые операции, осуществляемые иностранными гражданами в любой стране мира, если хотя бы самая незначительная часть денежных переводов проходит через территорию США.
В борьбе за предотвращение «отмывания денег» правительство США оказывает определенное давление на страны с более либеральной налоговой системой и привлекательной инвестиционной политикой, в том числе и на офшорные юрисдикции. Так под нажимом США финансовые власти Швейцарии обязали все швейцарские банки вести строгий учет сведений обо всех лицах, связанных с офшорными компаниями или трастами, не только в отношении директоров, учредителей, доверенных управляющих, но и, что самое главное, в отношении бенефициаров, т. е. владельцев собственности или тех лиц, кто прямо или косвенно вкладывает свои капиталы в траст или компанию. На банки возложена задача выяснить происхождение получаемых средств и их источники. Такое положение было установлено в 1992 году специальной директивой Федеральной комиссии по банковской деятельности Швейцарии (SwissFederalBankingCommission) и нашло отражение в новом Кодексе норм профессиональной деятельности (CodeofConductoftheBankers’Association), одобренном Ассоциацией швейцарских банкиров (SwissBankersAssociation).
Однако, следует заметить, что подобная информация не может быть раскрыта швейцарскими банками третьей стороне иначе, как по решению швейцарского суда, если последнему будут представлены неопровержимые доказательства, что держатель счета или лица причастные к данному счету замешаны в уголовном преступлении. И хотя принятие подобных решений сопровождалось бурными дебатами в парламенте страны и предложениями о более жесткой политике и обмене информацией с другими странами, в Швейцарии возобладал скорее компромиссный и более взвешенный подход, вызванный боязнью потерять привлекательный статус одного из самых крупных мировых финансовых центров. Тем более что при бесконтрольной передачи информации государственные органы других стран смогут получать сведения и о своих гражданах, так или иначе уклоняющихся от уплаты налогов.
Точку зрения большинства швейцарских банкиров на этот предмет отражают слова управляющего одним из частных женевских банков: «Уклонение от уплаты налогов не рассматривается как уголовное преступление в Швейцарии. И хотя некоторые люди считают, что налогообложение сродни легализованному рэкету, мы не должны заходить так далеко. Мы полагаем, что это личное дело каждого конкретного налогоплательщика и его совести. Мы просто – не полицейские и не судьи, и считаем, что это не входит в нашу обязанность выносить какое-либо моральное или этическое суждение на этот счет».
Вслед за Швейцарией многие финансовые центры также потребовали, чтобы местные банки располагали подробной информацией о своих клиентах. Однако, действующее законодательство большинства офшорных юрисдикций, основанное на хорошо проработанных законах об охране банковской тайны, длительная практика судебных прецедентов и отсутствие двусторонних соглашений об обмене информации с другими странами, являются существенным препятствием бесконтрольной передаче информации, составляющей банковскую тайну. Такая система позволяет открыть завесу банковской тайны только в исключительных случаях при наличии убедительных доказательств преступной деятельности и только по решению местного суда, который при рассмотрении того или иного дела будет руководствоваться исключительно правилами lexfori (законами места расположения суда – лат.). Это хотя и усложняет проведение следственных действий и процедуру предъявления обвинения, зато позволяет отделить «грязные деньги» от капиталов, полученных за счет уменьшения налоговых потерь. Более того, уклонение от уплаты налогов не рассматривается правительствами офшорных государств как уголовное преступление.
Конечно, проводимые мировым сообществом действия по предотвращению «отмывания денег» не смогут не затронуть офшорные центры, и, скорее всего, определенный компромисс между промышленно развитыми странами и странами налоговой гавани будет достигнут. Однако, вряд ли стоит ожидать каких-либо существенных изменений в общей политике или налоговом режиме офшорных юрисдикций. Скорее всего, станет сложнее использовать офшорные компании в противозаконных целях, таких как торговля наркотиками, умышленное банкротство или финансовое мошенничество, поскольку правительства стран налоговой гавани, дорожа своей репутацией не столько офшорного, сколько респектабельного финансового центра, используя свою банковскую систему будут принимать превентивные меры с целью пресечения преступной деятельности.
Краткий обзор юрисдикций (согласно исследованиям компании interfinance):
Британские Вирджинские Острова.
1. Государственная статус – Британская Зависимая территория.
2. Юридическая система основана на английском общем праве.
3. Налогообложение – резидентные компании платят налог на прибыль 15 %., нерезидентные компании освобождены от налогов.
4. Офшорные компании действуют, основываясь на Законе о компаниях международного бизнеса от 1984 г.
5. Название может быть на любом языке. Окончание должно указывать на ограниченную ответственность компании.
6. Уставной капитал – минимум не установлен. Выпущенный капитал должен быть оплачен полностью.
7. Акции могут быть именными и на предъявителя.
8. Минимальное число директоров – один, в качестве директора могут быть как физические, так и юридические лица.
9. Местный директор не требуется.
10. Зарегистрированный офис должен быть на Британских Вирджинских Островах.
11. Зарегистрированный агент должен быть на Британских Вирджинских Островах.
12. Бухгалтерский и аудиторский отчет не требуется.
13. Валютный контроль отсутствует для нерезидентов.
14. Коммерческая секретность – широкой публике доступна лишь информация из Регистра компаний: Сертификат об инкорпорации, зарегистрированный адрес и зарегистрированный агент. Имена и адреса директоров не доступны.
Багамские острова.
· Государственный статус: Независимое государство Британского содружества.
· Юридическая система: основана на английском общем праве, дополненном Законами Содружества Багамских островов.
· Налогообложение: прямое налогообложение полностью отсутствует (налоги на прибыль, доходы и пр.)
· Законодательство о компаниях: Закон о компаниях международного бизнеса от 1989 г.
· Уставной капитал: Минимум не установлен.
· Минимальное число директоров: один.
· Бухгалтерский и аудиторский отчет: не требуется
· Время регистрации: с момента получения заказа до момента получения легализованных документов – семь рабочих дней.
· Валютный контроль: отсутствует для нерезидентов.
Вануату.
1. Государственный статус: независимое государство. Вануату входит в состав Британского содружества наций, а также его Французского аналога.
2. Юридическая система: Английская модель общего права.
3. Типы компаний:
· Местные компании (local),
· Освобожденные (exempted),
· Международные (international).
4. Законодательство об офшорных компаниях: Закон о международных компаниях от 1992 года.
5. Название: название должно указывать на ограниченную ответственность компании словами Limited или Ltd.
6. Налогообложение: освобожденные и международные компании налогообложение отсутствует.
7. Уставной капитал: минимум не установлен.
8. Акции могут быть в любой валюте с номинальной стоимостью и без нее. Акции могут быть именными и на предъявителя.
9. Минимальное количество директоров – один, он же может занимать любые должности и быть единственным акционером.
10. Директора и секретарь могут быть корпоративными.
11. Зарегистрированный офис требуется.
12. Зарегистрированный агент требуется.
13. Бухгалтерский и аудиторский отчет не требуется.
14. Коммерческая секретность: широкой публике доступна лишь информация из Регистра компаний.
15. Валютный контроль отсутствует.
Каймановы острова.
1. Государственный статус: Британская Зависимая Территория.
2. Юридическая система: основана на английском общем праве.
3. Налогообложение: прямое налогообложение (налоги на прибыль доходы и прочие налоги), полностью отсутствует.
4. Законодательство о компаниях: Закон Каймановых островов о компаниях 1960 г., основан на Английском законе о компаниях 1948 г.
5. Тип компании: Освобожденная от налогов компания
6. Название должно указывать на ограниченную ответственность компании.
7. Уставной капитал – минимум не установлен.
8. Акции должны иметь номинальную стоимость, могут быть именными и на предъявителя.
9. Минимальное число директоров – один, в качестве директора могут быть как физические, так и юридические лица.
10. Минимальное число акционеров – один.
11. Зарегистрированный офис должен быть на Каймановых островах.
12. Бухгалтерский и аудиторский отчет не требуется.
13. Ежегодный отчет требуется.
14. Общее ежегодное собрание акционеров должно проводиться на Каймановых островах.
15. Собрания директоров могут проводиться где угодно.
16. Валютный контроль отсутствует.
17. Коммерческая секретность – широкой публике доступна лишь информация из Регистра компаний: Сертификат об инкорпорации, зарегистрированный адрес и зарегистрированный агент. Имена и адреса директоров не доступны.
Маврикий.
1. Государственный статус: независимое государство.
2. Юридическая система: основана на континентальной и англосаксонской моделях права.
3. Название может быть любым, окончание должно указывать на ограниченную ответственность компании.
4. Законодательство о компаниях: Закон о Международных компаниях от 1994 г.
5. Налогообложение: для нерезидентных компаний отсутствует.
6. Уставной капитал: – минимум не установлен, он может быть установлен в любой валюте.
7. Акции могут быть с номинальной стоимостью или без таковой, могут быть именными и на предъявителя.
8. Минимальное число директоров – один, в качестве директора могут быть как физические, так и юридические лица.
9. Минимальное число акционеров – один.
10. Бухгалтерский отчет и аудит требуются.
11. Зарегистрированный офис должен находиться на Маврикии.
12. Общее ежегодное собрание акционеров может проводиться где угодно.
13. Собрания директоров могут проводиться где угодно.
14. Валютный контроль отсутствует.
15. Коммерческая секретность – широкой публике доступна лишь информация из Регистра компаний.
Ниуэ.
1. Государственный статус: самоуправляемое государство под протекторатом Новой Зеландии, входит в Британское Содружество Наций.
2. Юридическая система: общее право.
3. Закон о компаниях: Закон о компаниях международного бизнеса от 1994 г.
4. Название: может быть на любом языке и должно содержать слово или аббревиатуру, указывающую на ограниченную ответственность. Если компания регистрируется на русском языке, в свидетельстве о регистрации перевод названия на английский язык. Исключаются слова «Траст», «Страхование».
5. Налогообложение: отсутствует.
6. Уставной капитал: минимум не установлен.
7. Акции могут быть в любой валюте с номинальной стоимостью и без нее. Акции могут быть именными и на предъявителя.
8. Минимальное количество директоров – один, он же может занимать любые должности и быть единственным акционером.
9. Директора и секретарь могут быть корпоративными.
10. Зарегистрированный офис требуется.
11. Зарегистрированный агент требуется.
12. Бухгалтерский и аудиторский отчет не требуется.
13. Коммерческая секретность: широкой публике доступна лишь информация из Регистра компаний.
14. Валютный контроль отсутствует.
Невис.
1. Государственный статус: независимое государство, входит в Британское содружество
2. Юридическая система: основана на английском общем праве, некоторые отрасли права (например, корпоративное) испытали заметное влияние американского законодательства.
3. Название может быть любым, окончание должно указывать на ограниченную ответственность компании.
4. Законодательство о компаниях: Закон о коммерческих компаниях от 1984 г.
5. Налогообложение резидентов на прибыль может доходить до 50 %. Нерезидентные компании не подлежат налогообложению.
6. Акции могут быть с номинальной стоимостью или без таковой, зарегистрированными или предъявительскими. Выпущенные акции должны быть оплачены полностью.
7. Уставной капитал US$100,000 или 1,000 акций без номинальной стоимости.
8. Минимальное число директоров: рекомендуется иметь трех, разрешены корпоративные директора. Если число акционеров меньше трех, то количество директоров не должно быть меньше числа акционеров.
9. Бухгалтерский и аудиторский отчет не требуется.
10. Ежегодный отчет не требуется.
11. Зарегистрированный офис не требуется.
12. Общее ежегодное собрание акционеров может проводиться где угодно.
13. Собрания директоров могут проводиться где угодно
14. Валютный контроль отсутствует для нерезидентов.
15. Коммерческая секретность – широкой публике доступна лишь информация из Регистра компаний.
Панама.
1. Государственный статус: независимое государство.
2. Юридическая система: основана на континентальном праве, с некоторыми элементами англо-саксонского права (трасты, законодательство о компаниях).
3. Законодательство о компаниях: Закон № 32 от 1927 г. и некоторые положения панамского Коммерческого кодекса (Panama Code of Commerce). Закон № 25 от 12 июля 1995 г. регулирует положения о частных фондах в Панаме.
4. Название может быть на любом языке, но содержать указание на то, что речь идет об акционерной компании (S.A., Corp., Inc.,и т. д. не допускается слово Limited или его сокращение LTD. – поскольку указывает на другой тип организации.).
5. Налогообложение: налог за предоставление франшизы – US$150, прямые налоги для нерезидентных компаний отсутствуют
6. Уставной капитал: минимум не установлен,
7. Акции могут быть в любой валюте с номинальной стоимостью и без нее. Акции могут быть именными и на предъявителя. Акции на предъявителя должны быть оплачены полностью.
8. Все собрания должны проводиться в Панаме, если иное не указано в Учредительном договоре.
9. Минимальное число директоров: три (местный директор не требуется).
10. Минимальное число акционеров: один.
11. Зарегистрированный офис не требуется.
12. Зарегистрированный агент требуется.
13. Бухгалтерский и аудиторский отчет не требуется, если корпорация ведет свою деятельность за пределами Панамы.
16. Коммерческая секретность: широкой публике доступна лишь информация из Регистра компаний:
14. Валютный контроль отсутствует для нерезидентов.
Нидерланды.
1. Государственный статус: независимое государство.
2. Юридическая система: континентальная.
3. Типы компаний:
· Частная компания (Besloten Vennotschap – BV),
· Публичная компания (NV).
4. Перед регистрацией компании нерезидентами необходимо получить одобрение Министерства Юстиции.
5. Нидерландские компании обязаны открыть счет в любом финансовом учреждении Нидерландов.
6. Законодательство: Гражданский Кодекс 1992 г.
7. Налогообложение: ставка налога на прибыль компаний достигает 40 %, другие налоги.
8. Акции: могут быть только с номинальной стоимостью.
9. Название: название должно оканчиваться словами (BV или NV),
10. Минимальное число директоров: один, разрешены корпоративные директора.
11. Минимальное количество акционеров: при регистрации – два, после регистрации – один. Могут быть юридическими и физическими лицами.
12. Зарегистрированный офис должен быть в Нидерландах.
13. Уставной капитал (BV, минимум для частной компании – Dfl160,000 для публичной компании NV, минимум Dfl140,000)
14. Бухгалтерский и аудиторский отчет: требуются.
15. Ежегодное собрание может проводиться где угодно.
16. Валютный контроль отсутствует для нерезидентных компаний.
17..Коммерческая секретность отсутствует.
Швейцария.
1. Государственный статус независимое государство.
2. Юридическая система: континентальная.
3. Законодательство о компаниях: Гражданский кодекс 1907 г., Обязательственный Кодекс 1881 г., Закон о компаниях от 1992 г..
4. Основные виды компаний: Акционерная компания с ограниченной ответственностью (Aktiengesellschaft – AG). Частная компания с ограниченной ответственностью без акций (Gesellschaft mit beschrankter Haftung – GmbH).
5. Налогообложение: каждый кантон имеет собственное налогообложение. Федеральный налог на прибыль взимается по прогрессивной ставке от 3,6 % до 9,8 %. Ставки контональных (местных налогов) колеблются от 5 % до 35 %. Кроме того, взимается налог на акционерный капитал на уровне конфедерации – 0,825 % и на уровне кантонов (например, в Цюрихе – 0,375 %). Многие кантоны имеют льготное налогообложение (Цуг, Фрибург)
6. Акции SA/AG имеют акции с номинальной стоимостью, деноминированные в местной валюте. SARL/GmbH акций не имеют.
7. Минимальный уставной капитал: SFr 100,000. На момент регистрации должно быть оплачено не менее 40 %.
8. Минимальное число директоров: один. Если директор один он должен быть резидентом Швейцарии. Корпоративные директора не разрешены.
9. Минимальное количество акционеров: три. Акционеры могут быть номинальными.
10. Бухгалтерский отчет и аудит требуются.
11. Ежегодный отчет требуется.
12. Собрания директоров: как правило, проводятся на территории Швейцарии, т. к. резиденты Швейцарии составляют большинство в Совете Директоров.
13. Общее ежегодное собрание должно проводится в Швейцарии.
14. Валютный контроль отсутствует.
Великобритания.
1. Государственный статус: независимое государство.
2. Юридическая система: англо-саксонская.
3. Название компании: окончание должно указывать на ограниченную ответственность. Запрещено использовать в названии слова: (Королевская, Интернациональная и т. д.).
4. Законодательство о компаниях: Корпоративный акт 1985 г. и корпоративный акт 1989 г.
5. Типы компаний: частные компании с ограниченной ответственностью.
6. Налогообложение: от 25 % до 33 % налог на прибыль, другие налоги и сборы.
7. Акции должны иметь номинальную стоимость (обычный номинал – 1 GBP), быть зарегистрированными. Выпущенные акции должны быть полностью оплачены.
8. Минимальное число директоров: один, не может выполнять функции секретаря. Местный директор не требуется.
9. Секретарь: минимум один.
10. Минимальное число акционеров: два.
11. Зарегистрированный офис должен быть в Великобритании.
12. Бухгалтерский и аудиторский отчет требуется. Аудитор должен быть одобрен Регистром компании.
13. Уставной капитал: минимум не установлен.
14. Общее ежегодное собрание может проводиться где угодно.
15. Валютный контроль отсутствует.
17. Коммерческая секретность – широкой публике доступна лишь информация из Регистра компаний: зарегистрированный офис, имена директоров, акционеров секретаря, Меморандум и Статьи ассоциации, ежегодный отчет, уплаченные налоги, закладные.
Венгрия.
1. Государственный статус: независимое государство.
2. Юридическая система континентальная.
3. Законодательство о компаниях: Закон о компаниях (номер VI) 1988 г. с последующими изменениями и дополнениями.
4. Типы компаний: Компания с ограниченной ответственностью (Kft) и Акционерная компания (Rt).
5. Налогообложение: венгерские резидентные компании платят налог на все свои доходы вне зависимости от места их извлечения. Нерезидентные компании платят налоги на доходы, извлеченные только на территории Венгрии по прогрессивной ставке, доходящей до 44 %. Офшорные Венгерские компании платят налог на прибыль от 3,25 % до 5,4 %. Сбор при учреждении компании 2 % от суммы оплаченного уставного капитала. Данные компании попадают под действие соглашений об избежании двойного налогообложения (с Россией и Украиной), что является важным преимуществом в построении схем по оптимизации налогообложения.
6. Акции должны быть с номинальной стоимостью. При регистрации Kft необходимо оплатить сразу минимум 50 % уставного капитала, оставшиеся 50 % должны быть оплачены в течении года. При регистрации (Rt) уставной капитал должен быть оплачен полностью.
7. Минимальное число директоров – один. Корпоративные директора не разрешены. По Венгерскому законодательству большинство директоров и служащих должно быть резидентами Венгрии.
8. Минимальное число акционеров – один.
9. Фирма должна находиться в 100 % ой иностранной собственности.
10. Компания должна иметь счет в венгерском банке.
11. Уставной каптал составляет 3,000,000. HUF (около 15,000 USD), 50 % уставного капитала оплачивается при регистрации, другие 50 % в течении года. Основные вклады учредителей могут быть разными, однако, размер основных вкладов по отдельности не может быть меньше 100,000 HUF.
12. Бухгалтерский и аудиторский отчет требуются, причем аудитор и бухгалтер должны быть резидентами Венгрии. Юридическое обеспечение на территории Венгрии должно обеспечиваться венгерскими адвокатами.
13. Фирме и ее учредителям нельзя иметь собственности в других Венгерских компаниях.
14. Общее ежегодное собрание может проводится где угодно.
15. Валютный контроль для офшорных компаний отсутствует.
16. Коммерческая секретность отсутствует.
Люксембург.
1. Государственный статус: независимое государство.
2. Юридическая система: континентальная.
3. Законодательство о компаниях: Закон о коммерческих компаниях от 1915 г., Закон о холдинговых компаниях от 1929 г.
4. Налогообложение: у резидентов облагается доход полученный в любых странах, у нерезидентов извлеченный в Люксембурге по различным ставкам, доходящим до 51,25 % с дохода, превышающего 1,350,000 Flux., кроме того, частные лица должны платить налог на имущество 0,5 %, кроме того налог на прибыль независимо от места его получения, максимум 39,39 %, Налог на дивиденды 15 %, на передачу лицензионных прав 10–12 %.
5. Холдинговая компания 1929 года, созданная в соответствии с законом 1929 г., освобождается от налога на прибыль, на имущество и на дивиденды, кроме того не взимается налог с процентов. Налог на капитал составляет 1 %,платится при регистрации компании.
6. Минимальное число директоров: для акционерного общества (SA) – 3-и директора, для общества с ограниченной ответственностью (S.a.r.l.) – один директор.
7. Акционеры: как минимум два акционера, акционеры и директора не имеют ограничений в гражданстве.
8. Минимальный уставной капитал: 1,250,000. FLUX. Минимально оплаченный – 1,000,000. FLUX. При условии полной оплаты акций, акции могут быть выпущены на предъявителя.
9. Бухгалтерский и аудиторский отчеты требуются
10. Для холдинговой компании должны выполнятся следующие соотношения:
Обязательства, кроме облигаций к выпущенному капиталу 3:1,
Облигации к оплаченному капиталу 10:1.
13. Зарегистрированный офис должен находиться в Люксембурге.
14. Собрания директоров и акционеров может проводиться где угодно.
15. Валютный контроль отсутствует для холдинговых компаний.
США.
Первое, что хотелось бы отметить, в США нет офшорных компаний в том понимании, в котором используется данный термин, например, для определения компаний, зарегистрированных на Багамах или Британских Вирджинских островах. Налогообложение компаний в США осуществляется на двух уровнях: на уровне каждого конкретного штата, где осуществляет свою деятельность или зарегистрирована компания и на федеральном уровне. Причем основное налоговое бремя для американских налогоплательщиков относится на федеральные налоги: подоходный налог, налог на корпоративную прибыль, акцизы и т. д. Все федеральные налоги США платятся безотносительно от того, где компания извлекает доход. Критерием налоговой повинности в отношении федеральных налогов для юридического лица-налогоплательщика США является только сам факт его регистрации в любом из пятидесяти штатов. В то время, как основным критерием по которому взимаются местные налоги в большинстве штатов является место извлечение дохода. Таким образом, если компания, зарегистрирована в каком-либо штате, например в Делавэре, Вайоминге или Неваде, и не осуществляет в нем свою деятельность, то доходы от этой деятельности не будут облагаться местными налогами в штате, где зарегистрирована компания. Но в любом случае любая компания, зарегистрированная в США, будет ОБЯЗАНА уплачивать федеральные налоги на свой доход вне зависимости от того, где будет находиться источник такого дохода.
· Государственный статус: Независимое государство.
· Юридическая система: основана на английском общем праве.
· Налогообложение: Федеральный налог на прибыль от 15 % до 39 %, усредненная ставка налога на прибыль каждого штата находится в пределах 5–8 %.
· Уставной капитал: Минимум не установлен.
· Минимальное число директоров: один.
· Бухгалтерский отчет: требуется
· Время регистрации: Одна рабочая неделя
· Договора об избежании двойного налогообложения заключены с 43 странами, включая Россию.
· Валютный контроль: отсутствует.