Лекция 21. Маржинальная революция

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 

Маржинализм (marginale – с фр. «дополнительный») – направление экономической теории конца XIX века, которое широко использует в анализе экономических процессов и законов предельные величины.

Маржинальная революция – переход от концепции классической экономической школы к неоклассической теории (маржинализму).

Основные положения маржинализма следующие:

• использование предельных величин как инструментов для анализа изменений экономических явлений;

• основой изучения является поведение отдельных фирм и понятие потребности покупателя;

• исследование рационального распределения ресурсов и нахождение оптимального использования этих средств;

• предметом анализа являются вопросы устойчивого состояния экономики не только на макро-, но и на микроуровне;

• широкое применение математических методов для принятия оптимальных решений статистических задач;

• гедонизм, то есть жизнь ради счастья.

Первый этап маржинализма (70 – 80 годы XIX века) связан с именами Уильяма Стенли Джевонса (1835 – 1882) – основателя математической школы, Карла Менгера (1840 – 1921) – основателя австрийской школы, Леона Вальраса (1834 – 1910) – основателя лозаннской школы.

Этот этап получил название «субъективного направления» к политической экономии вследствие постановки теории предельной полезности товара условием определения ценности товара. Последнее трактовалось с позиции конкретного потребителя на психологическом уровне.

К недостаткам этого этапа относят следующее:

• категория полезности товара рассматривалась как независимая от количества других товаров;

• оптимальное распределение ресурсов сводилось к максимизации совокупности полезностей для общества в количественном выражении.

Второй этап маржинальной революции относят к 90-м годам XIX века.

Выразителями идей этого этапа являются Альфред Маршалл (1842 1924) – профессор политической экономии Кембриджского университета, основатель кембриджской школы; Джон Бейс Кларк (1847 – 1938) – профессор Колумбийского университета, представитель американской школы маржинализма.

Для второго этапа характерен отказ от «субъективного направления» политической экономии и отвержение психологического аспекта оценки полезности вещей.

Заслугой маржиналистов является обоснование совместного изучения спроса и предложения (на первом этапе изучались проблемы спроса, а классики отдавали приоритет проблемам производства).

Они сформулировали двухкритериальную теорию стоимости, базой которой явились как предельные издержки, так и предельная полезность.

Для достижения равновесного состояния экономики на микроуровне ими применялось математическое моделирование процессов.

Маржинализм (marginale – с фр. «дополнительный») – направление экономической теории конца XIX века, которое широко использует в анализе экономических процессов и законов предельные величины.

Маржинальная революция – переход от концепции классической экономической школы к неоклассической теории (маржинализму).

Основные положения маржинализма следующие:

• использование предельных величин как инструментов для анализа изменений экономических явлений;

• основой изучения является поведение отдельных фирм и понятие потребности покупателя;

• исследование рационального распределения ресурсов и нахождение оптимального использования этих средств;

• предметом анализа являются вопросы устойчивого состояния экономики не только на макро-, но и на микроуровне;

• широкое применение математических методов для принятия оптимальных решений статистических задач;

• гедонизм, то есть жизнь ради счастья.

Первый этап маржинализма (70 – 80 годы XIX века) связан с именами Уильяма Стенли Джевонса (1835 – 1882) – основателя математической школы, Карла Менгера (1840 – 1921) – основателя австрийской школы, Леона Вальраса (1834 – 1910) – основателя лозаннской школы.

Этот этап получил название «субъективного направления» к политической экономии вследствие постановки теории предельной полезности товара условием определения ценности товара. Последнее трактовалось с позиции конкретного потребителя на психологическом уровне.

К недостаткам этого этапа относят следующее:

• категория полезности товара рассматривалась как независимая от количества других товаров;

• оптимальное распределение ресурсов сводилось к максимизации совокупности полезностей для общества в количественном выражении.

Второй этап маржинальной революции относят к 90-м годам XIX века.

Выразителями идей этого этапа являются Альфред Маршалл (1842 1924) – профессор политической экономии Кембриджского университета, основатель кембриджской школы; Джон Бейс Кларк (1847 – 1938) – профессор Колумбийского университета, представитель американской школы маржинализма.

Для второго этапа характерен отказ от «субъективного направления» политической экономии и отвержение психологического аспекта оценки полезности вещей.

Заслугой маржиналистов является обоснование совместного изучения спроса и предложения (на первом этапе изучались проблемы спроса, а классики отдавали приоритет проблемам производства).

Они сформулировали двухкритериальную теорию стоимости, базой которой явились как предельные издержки, так и предельная полезность.

Для достижения равновесного состояния экономики на микроуровне ими применялось математическое моделирование процессов.