Лекция 21. Маржинальная революция
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45
Маржинализм (marginale – с фр. «дополнительный») – направление экономической теории конца XIX века, которое широко использует в анализе экономических процессов и законов предельные величины.
Маржинальная революция – переход от концепции классической экономической школы к неоклассической теории (маржинализму).
Основные положения маржинализма следующие:
• использование предельных величин как инструментов для анализа изменений экономических явлений;
• основой изучения является поведение отдельных фирм и понятие потребности покупателя;
• исследование рационального распределения ресурсов и нахождение оптимального использования этих средств;
• предметом анализа являются вопросы устойчивого состояния экономики не только на макро-, но и на микроуровне;
• широкое применение математических методов для принятия оптимальных решений статистических задач;
• гедонизм, то есть жизнь ради счастья.
Первый этап маржинализма (70 – 80 годы XIX века) связан с именами Уильяма Стенли Джевонса (1835 – 1882) – основателя математической школы, Карла Менгера (1840 – 1921) – основателя австрийской школы, Леона Вальраса (1834 – 1910) – основателя лозаннской школы.
Этот этап получил название «субъективного направления» к политической экономии вследствие постановки теории предельной полезности товара условием определения ценности товара. Последнее трактовалось с позиции конкретного потребителя на психологическом уровне.
К недостаткам этого этапа относят следующее:
• категория полезности товара рассматривалась как независимая от количества других товаров;
• оптимальное распределение ресурсов сводилось к максимизации совокупности полезностей для общества в количественном выражении.
Второй этап маржинальной революции относят к 90-м годам XIX века.
Выразителями идей этого этапа являются Альфред Маршалл (1842 1924) – профессор политической экономии Кембриджского университета, основатель кембриджской школы; Джон Бейс Кларк (1847 – 1938) – профессор Колумбийского университета, представитель американской школы маржинализма.
Для второго этапа характерен отказ от «субъективного направления» политической экономии и отвержение психологического аспекта оценки полезности вещей.
Заслугой маржиналистов является обоснование совместного изучения спроса и предложения (на первом этапе изучались проблемы спроса, а классики отдавали приоритет проблемам производства).
Они сформулировали двухкритериальную теорию стоимости, базой которой явились как предельные издержки, так и предельная полезность.
Для достижения равновесного состояния экономики на микроуровне ими применялось математическое моделирование процессов.
Маржинализм (marginale – с фр. «дополнительный») – направление экономической теории конца XIX века, которое широко использует в анализе экономических процессов и законов предельные величины.
Маржинальная революция – переход от концепции классической экономической школы к неоклассической теории (маржинализму).
Основные положения маржинализма следующие:
• использование предельных величин как инструментов для анализа изменений экономических явлений;
• основой изучения является поведение отдельных фирм и понятие потребности покупателя;
• исследование рационального распределения ресурсов и нахождение оптимального использования этих средств;
• предметом анализа являются вопросы устойчивого состояния экономики не только на макро-, но и на микроуровне;
• широкое применение математических методов для принятия оптимальных решений статистических задач;
• гедонизм, то есть жизнь ради счастья.
Первый этап маржинализма (70 – 80 годы XIX века) связан с именами Уильяма Стенли Джевонса (1835 – 1882) – основателя математической школы, Карла Менгера (1840 – 1921) – основателя австрийской школы, Леона Вальраса (1834 – 1910) – основателя лозаннской школы.
Этот этап получил название «субъективного направления» к политической экономии вследствие постановки теории предельной полезности товара условием определения ценности товара. Последнее трактовалось с позиции конкретного потребителя на психологическом уровне.
К недостаткам этого этапа относят следующее:
• категория полезности товара рассматривалась как независимая от количества других товаров;
• оптимальное распределение ресурсов сводилось к максимизации совокупности полезностей для общества в количественном выражении.
Второй этап маржинальной революции относят к 90-м годам XIX века.
Выразителями идей этого этапа являются Альфред Маршалл (1842 1924) – профессор политической экономии Кембриджского университета, основатель кембриджской школы; Джон Бейс Кларк (1847 – 1938) – профессор Колумбийского университета, представитель американской школы маржинализма.
Для второго этапа характерен отказ от «субъективного направления» политической экономии и отвержение психологического аспекта оценки полезности вещей.
Заслугой маржиналистов является обоснование совместного изучения спроса и предложения (на первом этапе изучались проблемы спроса, а классики отдавали приоритет проблемам производства).
Они сформулировали двухкритериальную теорию стоимости, базой которой явились как предельные издержки, так и предельная полезность.
Для достижения равновесного состояния экономики на микроуровне ими применялось математическое моделирование процессов.