Лекция 5. Зарождение классической политической экономии
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45
Классическая политическая экономия – экономическое течение конца XVIII – начала XIX века, призванное для решения проблем свободного частного предпринимательства.
Создало трудовую теорию стоимости. Вершиной классической политической экономии являются труды Д. Рикардо, показавшего, что стоимость товаров, единственным источником которой является труд рабочего, лежит в основе заработной платы, прибыли, процента и ренты.
К характерным особенностям классической политической экономии можно отнести следующие:
• Классическая политическая экономия основана на учении о трудовой теории стоимости.
• Главный принцип – «laissez faire» («предоставьте делам идти своим ходом»), то есть полное невмешательство государства в вопросы экономики.
В этом случае «невидимая рука» рынка обеспечит оптимальное распределение ресурсов.
• Предметом изучения является в основном сфера производства.
• Ценность товара определяется издержками, затраченными на его производство.
• Человек рассматривается только как «экономический человек», который стремится к собственной выгоде, к улучшению своего положения.
Нравственность, культурные ценности во внимание не принимаются.
Эластичность численности рабочих по заработной плате выше единицы.
Это значит, что любое увеличение заработной платы ведет к росту численности рабочей силы, а любое уменьшение заработной платы – к уменьшению численности рабочей силы.
Целью предпринимательской деятельности капиталиста является получение максимума прибыли.
Главным фактором увеличения богатства является накопление капитала.
Экономический рост достигается путем производительного труда в сфере материального производства.
Деньги – орудие, облегчающее процесс обмена товарами.
У истоков классической политической экономии стоят У. Петти (Англия) и П. Буагильбер (Франция).
Развитие классической школы связано с А. Смитом. Последователи учения А Смита: Д. Рикардо и, Т. Мальтус (Англия), Ж. Б. Сей и Ф. Бастиа (Франция).
Завершен процесс развития классической школы трудами Дж. С. Милля и К. Маркса.
Классическая политическая экономия – экономическое течение конца XVIII – начала XIX века, призванное для решения проблем свободного частного предпринимательства.
Создало трудовую теорию стоимости. Вершиной классической политической экономии являются труды Д. Рикардо, показавшего, что стоимость товаров, единственным источником которой является труд рабочего, лежит в основе заработной платы, прибыли, процента и ренты.
К характерным особенностям классической политической экономии можно отнести следующие:
• Классическая политическая экономия основана на учении о трудовой теории стоимости.
• Главный принцип – «laissez faire» («предоставьте делам идти своим ходом»), то есть полное невмешательство государства в вопросы экономики.
В этом случае «невидимая рука» рынка обеспечит оптимальное распределение ресурсов.
• Предметом изучения является в основном сфера производства.
• Ценность товара определяется издержками, затраченными на его производство.
• Человек рассматривается только как «экономический человек», который стремится к собственной выгоде, к улучшению своего положения.
Нравственность, культурные ценности во внимание не принимаются.
Эластичность численности рабочих по заработной плате выше единицы.
Это значит, что любое увеличение заработной платы ведет к росту численности рабочей силы, а любое уменьшение заработной платы – к уменьшению численности рабочей силы.
Целью предпринимательской деятельности капиталиста является получение максимума прибыли.
Главным фактором увеличения богатства является накопление капитала.
Экономический рост достигается путем производительного труда в сфере материального производства.
Деньги – орудие, облегчающее процесс обмена товарами.
У истоков классической политической экономии стоят У. Петти (Англия) и П. Буагильбер (Франция).
Развитие классической школы связано с А. Смитом. Последователи учения А Смита: Д. Рикардо и, Т. Мальтус (Англия), Ж. Б. Сей и Ф. Бастиа (Франция).
Завершен процесс развития классической школы трудами Дж. С. Милля и К. Маркса.