Лекция 37. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45
Эдуард Чемберлин (1899 – 1967) – американский экономист. Родился в штате Вашингтон в семье священника. Окончил Айовский университет.
В 1922 году Э. Чемберлин поступает в докторантуру Гарвардского университета и, закончив ее, остается здесь преподавать.
В 1933 году ученый публикует свой труд «Теория монополистической конкуренции», который стал впоследствии классическим произведением.
С 1939 по 1943 год он занимает должность главы отделения экономической теории Гарвардского университета, а в 1944 году становится вице-президентом Американской экономической ассоциации.
В годы Второй мировой войны Э. Чемберлин работал в бюро стратегической службы США.
Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина явилась вызовом традиционной экономической науке, согласно которой монополия и конкуренция существовали как взаимоисключающие понятия. Э. Чемберлин в своих трудах показал существование специального вида монополии, образующего необходимую составную часть конкурентной рыночной системы.
Он указал два способа соединения монополии с конкуренцией:
• создание рынка одиноких товаров – этот вариант возможен при наличии двух или небольшого числа продавцов;
• рынок дифференцированных продуктов – контроль продавцов над товарами, имеющими отличительные признаки.
Предложенный им вариант монополистической конкуренции характеризуется следующим:
• число продавцов достаточно велико;
• каждая фирма действует на рынке, не учитывая своего влияния на поведение конкурентов;
• товар качественно разнороден, поэтому покупатели предпочитают товары с торговой маркой конкретных продавцов;
• вход в производство близких групп продуктов не ограничен.
В результате каждый продавец имеет кривую спроса при заданных иенах.
Предлагая дифференцированный продукт, каждый продавец формирует свой микрорынок, в котором выступает как монополист, но при этом его товар подвергается конкуренции со стороны более совершенных товарозаменителей.
Конкуренция при этом развивается в трех направлениях:
• манипулирование ценой – из-за монополизации рынка продавцом происходит нарушение равновесной цены в сторону увеличения; это ведет к снижению объемов выпускаемой продукции, недоиспользованию мощностей, росту безработицы (отрицательный аспект теории Э. Чемберлина);
• внесение качественных изменений в продукт;
• внедрение рекламы.
Последние два фактора относятся к неценовым факторам конкуренции.
Позднее к неценовым условиям усиления монополистической конкуренции Э. Чемберлин отнес техническое усовершенствование и обслуживание покупателей.
Эдуард Чемберлин (1899 – 1967) – американский экономист. Родился в штате Вашингтон в семье священника. Окончил Айовский университет.
В 1922 году Э. Чемберлин поступает в докторантуру Гарвардского университета и, закончив ее, остается здесь преподавать.
В 1933 году ученый публикует свой труд «Теория монополистической конкуренции», который стал впоследствии классическим произведением.
С 1939 по 1943 год он занимает должность главы отделения экономической теории Гарвардского университета, а в 1944 году становится вице-президентом Американской экономической ассоциации.
В годы Второй мировой войны Э. Чемберлин работал в бюро стратегической службы США.
Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина явилась вызовом традиционной экономической науке, согласно которой монополия и конкуренция существовали как взаимоисключающие понятия. Э. Чемберлин в своих трудах показал существование специального вида монополии, образующего необходимую составную часть конкурентной рыночной системы.
Он указал два способа соединения монополии с конкуренцией:
• создание рынка одиноких товаров – этот вариант возможен при наличии двух или небольшого числа продавцов;
• рынок дифференцированных продуктов – контроль продавцов над товарами, имеющими отличительные признаки.
Предложенный им вариант монополистической конкуренции характеризуется следующим:
• число продавцов достаточно велико;
• каждая фирма действует на рынке, не учитывая своего влияния на поведение конкурентов;
• товар качественно разнороден, поэтому покупатели предпочитают товары с торговой маркой конкретных продавцов;
• вход в производство близких групп продуктов не ограничен.
В результате каждый продавец имеет кривую спроса при заданных иенах.
Предлагая дифференцированный продукт, каждый продавец формирует свой микрорынок, в котором выступает как монополист, но при этом его товар подвергается конкуренции со стороны более совершенных товарозаменителей.
Конкуренция при этом развивается в трех направлениях:
• манипулирование ценой – из-за монополизации рынка продавцом происходит нарушение равновесной цены в сторону увеличения; это ведет к снижению объемов выпускаемой продукции, недоиспользованию мощностей, росту безработицы (отрицательный аспект теории Э. Чемберлина);
• внесение качественных изменений в продукт;
• внедрение рекламы.
Последние два фактора относятся к неценовым факторам конкуренции.
Позднее к неценовым условиям усиления монополистической конкуренции Э. Чемберлин отнес техническое усовершенствование и обслуживание покупателей.