35. Задачи и система показателей статистики цен
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56
Цена – важнейший стоймостной измеритель. На цену оказывают влияние отраслевые пропорции, системы распределения национального дохода, налогообложения и кредитования, порядок формирования затрат. Цена – это механизм, функционирующий на уровне конкретного предприятия, с помощью которого можно обеспечить прибыль.
Система показателей статистики цен включает показатели уровня, структуры и динамики цен. Система цен и тарифов: розничные цены, закупочные, сметные цены внешней торговли. Цена формируется в зависимости от спроса и предложения на товары и услуги, себестоимости единицы продукции, уровня конкуренции на соответствующем рынке товаров и услуг, а также влияния других факторов внешней среды.
Производство и отгрузка продукции оцениваются в текущих рыночных ценах, действующих в период, к которому относится производство или отгрузка продукции.
На цену влияют вид товара, наличие у него особых свойств, количество промежуточных звеньев от производителя до конечного потребителя этого товара, конъюнктура рынка, особенности проводимой маркетинговой политики, а также ограничения, накладываемые государственными органами.
На современном этапе задачи статистики цен можно сгруппировать исходя из следующих целей:
1) изучение конъюнктуры рынка;
2) выявление средней динамики цен на произведенную продукцию и услуги предприятиями всех секторов экономики;
3) выявление средней динамики цен (тарифов), сложившейся на потребительском рынке;
4) определение стоимости наборов: минимального продуктов питания и финансированного для межрегиональных сопоставлений;
5) реагирование стоимостных макропоказателей на изменение цен (дефляция), например ВВП и показателей СНС;
6) определение соотношения покупательной способности валют для международных сопоставлений национального продукта.
При расчете индексов потребительских цен (ИПЦ) и индексов цен производителей на промышленную продукцию в статистике широкое применение получила формула Ласпейреса. Однако индекс, рассчитанный на ее основе, не включает инвестиционные товары, но при этом учитывает цены на импортную продукцию.
Индексы цен, рассчитанные по формуле Пааше, как правило, охватывают более широкий круг товаров и услуг. В качестве весов используется не структура потребительских расходов, а структура товарооборота, или добавленной стоимости, или производственной продукции в текущем периоде, поэтому они могут быть определены лишь по истечении отчетного периода. Индекс цен Паа—ше используется при изменении динамики цен компонентов ВВП, закупочных цен в сельском хозяйстве, сметных цен в строительстве, экспортных цен.
Зависимость двух индексов известна как эффект Гершенкрона.
Цена – важнейший стоймостной измеритель. На цену оказывают влияние отраслевые пропорции, системы распределения национального дохода, налогообложения и кредитования, порядок формирования затрат. Цена – это механизм, функционирующий на уровне конкретного предприятия, с помощью которого можно обеспечить прибыль.
Система показателей статистики цен включает показатели уровня, структуры и динамики цен. Система цен и тарифов: розничные цены, закупочные, сметные цены внешней торговли. Цена формируется в зависимости от спроса и предложения на товары и услуги, себестоимости единицы продукции, уровня конкуренции на соответствующем рынке товаров и услуг, а также влияния других факторов внешней среды.
Производство и отгрузка продукции оцениваются в текущих рыночных ценах, действующих в период, к которому относится производство или отгрузка продукции.
На цену влияют вид товара, наличие у него особых свойств, количество промежуточных звеньев от производителя до конечного потребителя этого товара, конъюнктура рынка, особенности проводимой маркетинговой политики, а также ограничения, накладываемые государственными органами.
На современном этапе задачи статистики цен можно сгруппировать исходя из следующих целей:
1) изучение конъюнктуры рынка;
2) выявление средней динамики цен на произведенную продукцию и услуги предприятиями всех секторов экономики;
3) выявление средней динамики цен (тарифов), сложившейся на потребительском рынке;
4) определение стоимости наборов: минимального продуктов питания и финансированного для межрегиональных сопоставлений;
5) реагирование стоимостных макропоказателей на изменение цен (дефляция), например ВВП и показателей СНС;
6) определение соотношения покупательной способности валют для международных сопоставлений национального продукта.
При расчете индексов потребительских цен (ИПЦ) и индексов цен производителей на промышленную продукцию в статистике широкое применение получила формула Ласпейреса. Однако индекс, рассчитанный на ее основе, не включает инвестиционные товары, но при этом учитывает цены на импортную продукцию.
Индексы цен, рассчитанные по формуле Пааше, как правило, охватывают более широкий круг товаров и услуг. В качестве весов используется не структура потребительских расходов, а структура товарооборота, или добавленной стоимости, или производственной продукции в текущем периоде, поэтому они могут быть определены лишь по истечении отчетного периода. Индекс цен Паа—ше используется при изменении динамики цен компонентов ВВП, закупочных цен в сельском хозяйстве, сметных цен в строительстве, экспортных цен.
Зависимость двух индексов известна как эффект Гершенкрона.