36. Статистика цен потребительского рынка
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56
Статистическое наблюдение за потребительскими ценами осуществляется по отобранному набору товаров—представителей на предприятиях торговли и сферы услуг всех видов собственности и форм организации торговли, а также в местах реализации товаров и предоставления услуг физическими лицами. Набор состоит из трех крупных групп: продовольственных товаров (100), непродовольственных товаров (201) и платных услуг (81 наименование) – всего 382 товара и услуг.
Для расчета индекса потребительских цен (ИПЦ) используются данные:
1) об изменении цен, собранных путем ежемесячной регистрации цен и тарифов на потребительском рынке;
2) о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год, рассчитанной на основе показателей выборочного обследования домашних хозяйств.
Расчет ИПЦ осуществляется в несколько этапов.
1. Средние цены отчетного и базисного периодов P1 и P0 по каждому регистрируемому товару рассчитываются по формуле простой средней арифметической:
P1= ΣP1j / n,
где n – число зарегистрированных цен.
Сопоставимой считается цена, зарегистрированная на одном и том же предприятии торговли на один и тот же или аналогичный по качеству товар.
Индивидуальные индексы цен определяются по товару (услуге) как частное от деления средних сопоставимых цен.
ip = P1/P0.
2. Средние цены и индивидуальные индексы цен, исчисляемые по каждой территории, используются для определения средневзвешенных цен и средних индексов по каждому товару на региональном уровне.
Средневзвешенная цена за каждый месяц по территории определяется по формуле:
P1= ΣΡί х d,
где d – доля (вес) численности населения территории в экономическом районе = 1). Среднее изменение цен по отдельным товарам (услугам) в целом по региону можно определить путем как сопоставления средневзвешенных цен, так и исчисления средневзвешенных индексов.
3. Определяются сводные индексы исходя из индексов цен на отдельные товары и услуги и доли расходов на их потребление в общих потребительских расходах населения территории.
Используется модифицированная формула Ласпей—реса:
Ip= [Σ(Pjt/ Pj0) × Pj0qj0] / [Σ(P1j/ P0j) × Pj0qj0],
где Ip – индекс цен t – го периода по сравнению с базисным периодом;
Pj0 и Pjt – цена j – го товара или услуги соответственно в базисном и t – м периоде. Расчет индекса осуществляется с месячной периодичностью, нарастающим итогом за период с начала года.
Статистическое наблюдение за потребительскими ценами осуществляется по отобранному набору товаров—представителей на предприятиях торговли и сферы услуг всех видов собственности и форм организации торговли, а также в местах реализации товаров и предоставления услуг физическими лицами. Набор состоит из трех крупных групп: продовольственных товаров (100), непродовольственных товаров (201) и платных услуг (81 наименование) – всего 382 товара и услуг.
Для расчета индекса потребительских цен (ИПЦ) используются данные:
1) об изменении цен, собранных путем ежемесячной регистрации цен и тарифов на потребительском рынке;
2) о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год, рассчитанной на основе показателей выборочного обследования домашних хозяйств.
Расчет ИПЦ осуществляется в несколько этапов.
1. Средние цены отчетного и базисного периодов P1 и P0 по каждому регистрируемому товару рассчитываются по формуле простой средней арифметической:
P1= ΣP1j / n,
где n – число зарегистрированных цен.
Сопоставимой считается цена, зарегистрированная на одном и том же предприятии торговли на один и тот же или аналогичный по качеству товар.
Индивидуальные индексы цен определяются по товару (услуге) как частное от деления средних сопоставимых цен.
ip = P1/P0.
2. Средние цены и индивидуальные индексы цен, исчисляемые по каждой территории, используются для определения средневзвешенных цен и средних индексов по каждому товару на региональном уровне.
Средневзвешенная цена за каждый месяц по территории определяется по формуле:
P1= ΣΡί х d,
где d – доля (вес) численности населения территории в экономическом районе = 1). Среднее изменение цен по отдельным товарам (услугам) в целом по региону можно определить путем как сопоставления средневзвешенных цен, так и исчисления средневзвешенных индексов.
3. Определяются сводные индексы исходя из индексов цен на отдельные товары и услуги и доли расходов на их потребление в общих потребительских расходах населения территории.
Используется модифицированная формула Ласпей—реса:
Ip= [Σ(Pjt/ Pj0) × Pj0qj0] / [Σ(P1j/ P0j) × Pj0qj0],
где Ip – индекс цен t – го периода по сравнению с базисным периодом;
Pj0 и Pjt – цена j – го товара или услуги соответственно в базисном и t – м периоде. Расчет индекса осуществляется с месячной периодичностью, нарастающим итогом за период с начала года.