Выводы
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47
1. Ускорение научно-технического прогресса, рост расходов на научные исследования и образование вызвали увеличение значимости экономических исследований эффективности вложений в человеческий капитал. В рамках неоклассического направления возникла "чикагская школа" теории человеческого капитала, развившая интересные подходы к анализу производства и использования рабочей силы. Подход "затраты-выгоды" является методологической основой такого анализа.
2. Вокруг объяснений причин дифференциации заработной платы по группам работников с различными её уровнями возникла длительная дискуссия. Рационалистский подход "чикагской школы" пытались опровергнуть представители теории "фильтра", радикальные экономисты и сторонники других направлений теории человеческого капитала. Они акцентировали внимание на значении наследуемых способностей и характеристик социальной среды, в которой воспитывался человек, а также обучения на работе и всевозможных случайных факторов.
Эмпирические исследования показали, что глубинные, биологические факторы, развитые образованием как посредником, имеют решающее влияние на дифференциацию заработков. На втором месте стоит само образование, способствующее развитию природных способностей людей. Третье и последующие места, по их влиянию на дифференциацию заработков, занимают социальное происхождение (воспитание, мотивации и т.п.), обучение в процессе работы и случайные факторы.
3. Статистические данные показывают быстрый рост государственных и частных инвестиций в образование, здравоохранение и на другие социальные цели за последние 20-30 лет. Необходимость определения наиболее рациональных направлений вложений этих средств вызвала развитие не только функционального анализа механизма развития человеческого капитала, но и совершенствование методик оценки эффективности этих вложений. Основными критериями таких оценок являются сопоставление "текущей ценности потока будущих доходов" человека с инвестициями в него и расчет "внутренней нормы отдачи", которая для эффективных инвестиций должна превышать банковскую ставку процента по долгосрочным займам.
1. Ускорение научно-технического прогресса, рост расходов на научные исследования и образование вызвали увеличение значимости экономических исследований эффективности вложений в человеческий капитал. В рамках неоклассического направления возникла "чикагская школа" теории человеческого капитала, развившая интересные подходы к анализу производства и использования рабочей силы. Подход "затраты-выгоды" является методологической основой такого анализа.
2. Вокруг объяснений причин дифференциации заработной платы по группам работников с различными её уровнями возникла длительная дискуссия. Рационалистский подход "чикагской школы" пытались опровергнуть представители теории "фильтра", радикальные экономисты и сторонники других направлений теории человеческого капитала. Они акцентировали внимание на значении наследуемых способностей и характеристик социальной среды, в которой воспитывался человек, а также обучения на работе и всевозможных случайных факторов.
Эмпирические исследования показали, что глубинные, биологические факторы, развитые образованием как посредником, имеют решающее влияние на дифференциацию заработков. На втором месте стоит само образование, способствующее развитию природных способностей людей. Третье и последующие места, по их влиянию на дифференциацию заработков, занимают социальное происхождение (воспитание, мотивации и т.п.), обучение в процессе работы и случайные факторы.
3. Статистические данные показывают быстрый рост государственных и частных инвестиций в образование, здравоохранение и на другие социальные цели за последние 20-30 лет. Необходимость определения наиболее рациональных направлений вложений этих средств вызвала развитие не только функционального анализа механизма развития человеческого капитала, но и совершенствование методик оценки эффективности этих вложений. Основными критериями таких оценок являются сопоставление "текущей ценности потока будущих доходов" человека с инвестициями в него и расчет "внутренней нормы отдачи", которая для эффективных инвестиций должна превышать банковскую ставку процента по долгосрочным займам.