1.1.2  Ценные бумаги в условиях СССР

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28   31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 

После октябрьских событий с декретом Совета Народных Комиссаров (СНК) РСФСР от 23 декабря 1917г. все операции с ценными бумагами на территории страны были запрещены. Были аннулированы и облигации внутренних и внешних государственных займов. Это, с одной стороны, освободило страну от платежей по государственному долгу; с другой стороны - привело к отказу от исторического опыта использования ценных бумаг, разрушило фундамент международного кредита и торговых отношений между Россией и западными державами. В процессе национализации прекратили существование акционерные общества. Их акции и облигации утратили юридическую силу. В результате корпоративные ценные бумаги также были выведены из экономического оборота. Рынок ценных бумаг прекратил свое существование на территории Советской России.

После окончание гражданской войны страна приступила к восстановлению народного хозяйства, проводя новую экономическую политику (НЭП).

В целях максимального привлечения свободных средств для восстановления экономики правительство попыталось перейти к активному использованию ценных бумаг на новых политических и экономических условиях. В течение 1922-1927гг. были выпущены самые разнообразные займы с различными сроками, доходностью, формами выплаты дохода, способами размещения и т.д.

Первые займы (три выпуска), выпущенные в 1922-1923гг., носили натуральную форму - исчислялись в хлебной и сахарной единицах. Это связано с отсутствием нормативной денежной системы, обесценением валюты и острой нехваткой жизненных средств в форме хлеба и сахара. Займы были выпущены беспроцентными и на короткий срок. По мере стабилизации денежного обращения после проведения денежной реформы (1922-1924гг.) займы стали выпускаться в денежном исчислении.

По срокам займы были краткосрочные (не более одного года), среднесрочные (от 2 до 5 лет) и долгосрочные (6, 7, 10 лет). Основная тенденция заключалась в постепенном увеличении доли среднесрочных и долгосрочных займов.

По способу размещения займы делятся на добровольные, добровольно-принудительные и принудительные. Например, второй крестьянский выигрышный займ 1925г. реализовался через сеть персональной агентуры, руководимой волостными и уездными уполномоченными. В городе его размещение осуществлялось открытой продажей. Часть облигаций продавалась органами Наркомфина по биржевому курсу. Остальные были реализованы в рассрочку через сберкассу. В принудительном порядке размещалось несколько займов: первый и второй шестипроцентные выигрышные займы 1922-1924гг., первый трехпроцентный внутренний займ 1924г. Это объяснялось неблагоприятными экономическими условиями в стране и недоверием населения к советским займам.

По выплате доходов облигации займов можно подразделить на процентный, беспроцентный, выигрышный и процентно-выигрышный.

Облигации займов этого периода характеризовались низким курсом и высокой доходностью.

Держатели облигаций займов имели ряд дополнительных льгот: можно было получать ссуды банков под залог облигаций, использовать облигации при плате налогов. Это обеспечивало высокую ликвидность государственных ценных бумаг.

Что касается внешних займов, то иностранные державы соглашались предоставить финансовую помощь только при признании дореволюционных догов. Правительство вело переговоры в этом отношении, но положительных результатов не было.

Выпуск государственных ценных бумаг имел существенное значение для преодоления бюджетного дефицита. К концу восстановительного периода государственных бюджет сводился к положительным сальдо.

Значение государственных ценных бумаг не ограничивалось покрытием бюджетного дефицита. Они были использованы при проведении денежной реформы в 1922-1924гг. Например, в 1923г. был выпущен гарантированный правительством краткосрочный займ Наркомата путей сообщения в форме транспортных сертификатов на сумму 24 млн. руб. золотом сроком от 9 месяцев до 1 года. Номинал облигации определялся в 5 рублей золотом. Сертификаты были предназначены для покрытия расходов железных дорог и для оплаты транспортных услуг. Они стали играть заметную роль в денежном обращении, т.к. в то же время параллельно были введены две валюты - советские знаки и твердые червонцы большого достоинства.

Новая экономическая политика открыла дорогу развитию других элементов рынка ценных бумаг. Восстанавливается вексельное обращение и акционирование.

Появились акционерные общества. Они стали создаваться в 20-х годах и представляли тогда одну из форм управления промышленностью, торговлей и банками при совместном участии в управлении нескольких хозяйственных организаций.

В июле 1921г. открылась первая советская биржа. Фондовые отделы при товарных биржах могли заниматься торговлей: инвалютой, банкнотами, советскими государственными ценными бумагами, акциями и паями, металлическими слитками.

В течение 1922-1924гг. фондовые отделы главным образом заключали сделки с валютой, червонцами - в связи с денежной реформой. К котировке на официальных фондовых отделах были допущены только платежные обязательства, выпущенные Наркомфином в 1923г., и облигации первого шестипроцентного выигрышного займа.

К концу 1924г. вместо официальной неизменной цены государственные ценные бумаги стали размещаться по рыночному курсу. Масштаб выпуска займов сокращался.

Начиная с 1927г. страна вступила в стадию индустриализации. Правительство изменило курс на развитие рынка ценных бумаг.

Начиная с 1927г. государственные предприятия были обязаны помещать все запасные и резервные средства в государственные ценные бумаги. Кооперативные и акционерные (паевые) общества в приобретаемые государственные ценные бумаги должны были вкладывать 60 % резервных средств. Состав кредиторов государства расширился до всех юридических лиц.

Изменяется структура облигаций государственных займов по срокам. Более 94 % государственных займов приходилось на долю долгосрочных облигаций.

По мере "укрепления" планового управления экономикой в 1930г. были закрыты фондовые отделы бирж. Операции с ценными бумагами проводились снова по твердому официальному курсу, без учета реального состояния рынка. Обращение облигаций - покупка, продажа и залог - было запрещено.

Отказ от принципов новой экономической политики повлиял на использование ценных бумаг предприятий - векселей и акций. С 1929-1930 гг. акционерные общества стали заменяться формами государственных предприятий. Только после окончания второй мировой войны в некоторых странах народной демократии Советским Союзом и правительствами этих стран совместно на паритетных началах были организованы акционерные общества с целью развития важных промышленных отраслей. С достижение цели совместные акционерные общества были ликвидированы, а доля собственности СССР была передана на льготных условиях заинтересованным правительствам.

Недолго просуществовало и вексельное обращение. В 1937г. на территории СССР было введено в действие основанное на женевских вексельных конвенциях 1930г. Положение о простом и переводном векселе. Однако вексель использовался только в расчетных и кредитных отношениях, возникших в сфере экономического сотрудничества СССР с капиталистическими странами. Во внутреннем же обороте СССР вексельное обращение было ликвидировано еще в 1930 г. в связи с переходом к системе прямого целевого банковского кредитования народного хозяйства.

Великая Отечественная война потребовала огромных финансовых ресурсов. Государственные займы служили одним из существенных источников средств для финансирования военных расходов. В течение 1942-1945гг. было выпущено четыре "военных займа" на общую сумму 72 млрд. руб. сроком на 20 лет исходя из 4 % годовых.

После окончания войны был утвержден четвертый пятилетний план - план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1945-1950гг. Была необходима конверсия всех займов.

В 1948г выпущен новый конверсионный займ - государственный двухпроцентный займ для обмена облигаций займов, выпущенных до 1947г. (кроме выигрышного займа 1938г., часть которого обменивалось на наличность, часть - на облигации трехпроцентного внутреннего выигрышного займа 1947г).

Обмен облигаций займов проводился сберегательными кассами на предприятиях, в учреждениях и колхозах в пределах определенного периода. После конверсии объем долга сократился в несколько раз, уменьшились платежи по займам.

С 1946 по 1957г. было выпущено пять займов восстановления и развития народного хозяйства СССР и 7 займов развития народного хозяйства (выпуска 1951-1957 гг.). Все они были выпущены сроком на 20 лет. Доход выплачивался только в виде выигрышей. Кроме того, еще два займа были выпущены сроком на 25 лет: внутренний выигрышный займ 1947 г. и четырехпроцентный внутренний выигрышный займ 1947г.

Возникла ситуация, когда текущие расходы по обслуживанию государственных займов стали  превышать поступления от размещения новых облигаций. Поэтому в 1957 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление "О государственных займах, размещаемых по подписке среди трудящихся Советского Союза", согласно которому в основном прекратился дальнейший выпуск новых займов, было отсрочено погашение ранее выпущенных займов на 20 лет и перестали проводится выигрышные тиражи.

В дальнейшем ценные бумаги почти вышли из народохозяйственного оборота СССР. С этого практически нулевого состояния начинается возрождение рынка ценных бумаг.

После октябрьских событий с декретом Совета Народных Комиссаров (СНК) РСФСР от 23 декабря 1917г. все операции с ценными бумагами на территории страны были запрещены. Были аннулированы и облигации внутренних и внешних государственных займов. Это, с одной стороны, освободило страну от платежей по государственному долгу; с другой стороны - привело к отказу от исторического опыта использования ценных бумаг, разрушило фундамент международного кредита и торговых отношений между Россией и западными державами. В процессе национализации прекратили существование акционерные общества. Их акции и облигации утратили юридическую силу. В результате корпоративные ценные бумаги также были выведены из экономического оборота. Рынок ценных бумаг прекратил свое существование на территории Советской России.

После окончание гражданской войны страна приступила к восстановлению народного хозяйства, проводя новую экономическую политику (НЭП).

В целях максимального привлечения свободных средств для восстановления экономики правительство попыталось перейти к активному использованию ценных бумаг на новых политических и экономических условиях. В течение 1922-1927гг. были выпущены самые разнообразные займы с различными сроками, доходностью, формами выплаты дохода, способами размещения и т.д.

Первые займы (три выпуска), выпущенные в 1922-1923гг., носили натуральную форму - исчислялись в хлебной и сахарной единицах. Это связано с отсутствием нормативной денежной системы, обесценением валюты и острой нехваткой жизненных средств в форме хлеба и сахара. Займы были выпущены беспроцентными и на короткий срок. По мере стабилизации денежного обращения после проведения денежной реформы (1922-1924гг.) займы стали выпускаться в денежном исчислении.

По срокам займы были краткосрочные (не более одного года), среднесрочные (от 2 до 5 лет) и долгосрочные (6, 7, 10 лет). Основная тенденция заключалась в постепенном увеличении доли среднесрочных и долгосрочных займов.

По способу размещения займы делятся на добровольные, добровольно-принудительные и принудительные. Например, второй крестьянский выигрышный займ 1925г. реализовался через сеть персональной агентуры, руководимой волостными и уездными уполномоченными. В городе его размещение осуществлялось открытой продажей. Часть облигаций продавалась органами Наркомфина по биржевому курсу. Остальные были реализованы в рассрочку через сберкассу. В принудительном порядке размещалось несколько займов: первый и второй шестипроцентные выигрышные займы 1922-1924гг., первый трехпроцентный внутренний займ 1924г. Это объяснялось неблагоприятными экономическими условиями в стране и недоверием населения к советским займам.

По выплате доходов облигации займов можно подразделить на процентный, беспроцентный, выигрышный и процентно-выигрышный.

Облигации займов этого периода характеризовались низким курсом и высокой доходностью.

Держатели облигаций займов имели ряд дополнительных льгот: можно было получать ссуды банков под залог облигаций, использовать облигации при плате налогов. Это обеспечивало высокую ликвидность государственных ценных бумаг.

Что касается внешних займов, то иностранные державы соглашались предоставить финансовую помощь только при признании дореволюционных догов. Правительство вело переговоры в этом отношении, но положительных результатов не было.

Выпуск государственных ценных бумаг имел существенное значение для преодоления бюджетного дефицита. К концу восстановительного периода государственных бюджет сводился к положительным сальдо.

Значение государственных ценных бумаг не ограничивалось покрытием бюджетного дефицита. Они были использованы при проведении денежной реформы в 1922-1924гг. Например, в 1923г. был выпущен гарантированный правительством краткосрочный займ Наркомата путей сообщения в форме транспортных сертификатов на сумму 24 млн. руб. золотом сроком от 9 месяцев до 1 года. Номинал облигации определялся в 5 рублей золотом. Сертификаты были предназначены для покрытия расходов железных дорог и для оплаты транспортных услуг. Они стали играть заметную роль в денежном обращении, т.к. в то же время параллельно были введены две валюты - советские знаки и твердые червонцы большого достоинства.

Новая экономическая политика открыла дорогу развитию других элементов рынка ценных бумаг. Восстанавливается вексельное обращение и акционирование.

Появились акционерные общества. Они стали создаваться в 20-х годах и представляли тогда одну из форм управления промышленностью, торговлей и банками при совместном участии в управлении нескольких хозяйственных организаций.

В июле 1921г. открылась первая советская биржа. Фондовые отделы при товарных биржах могли заниматься торговлей: инвалютой, банкнотами, советскими государственными ценными бумагами, акциями и паями, металлическими слитками.

В течение 1922-1924гг. фондовые отделы главным образом заключали сделки с валютой, червонцами - в связи с денежной реформой. К котировке на официальных фондовых отделах были допущены только платежные обязательства, выпущенные Наркомфином в 1923г., и облигации первого шестипроцентного выигрышного займа.

К концу 1924г. вместо официальной неизменной цены государственные ценные бумаги стали размещаться по рыночному курсу. Масштаб выпуска займов сокращался.

Начиная с 1927г. страна вступила в стадию индустриализации. Правительство изменило курс на развитие рынка ценных бумаг.

Начиная с 1927г. государственные предприятия были обязаны помещать все запасные и резервные средства в государственные ценные бумаги. Кооперативные и акционерные (паевые) общества в приобретаемые государственные ценные бумаги должны были вкладывать 60 % резервных средств. Состав кредиторов государства расширился до всех юридических лиц.

Изменяется структура облигаций государственных займов по срокам. Более 94 % государственных займов приходилось на долю долгосрочных облигаций.

По мере "укрепления" планового управления экономикой в 1930г. были закрыты фондовые отделы бирж. Операции с ценными бумагами проводились снова по твердому официальному курсу, без учета реального состояния рынка. Обращение облигаций - покупка, продажа и залог - было запрещено.

Отказ от принципов новой экономической политики повлиял на использование ценных бумаг предприятий - векселей и акций. С 1929-1930 гг. акционерные общества стали заменяться формами государственных предприятий. Только после окончания второй мировой войны в некоторых странах народной демократии Советским Союзом и правительствами этих стран совместно на паритетных началах были организованы акционерные общества с целью развития важных промышленных отраслей. С достижение цели совместные акционерные общества были ликвидированы, а доля собственности СССР была передана на льготных условиях заинтересованным правительствам.

Недолго просуществовало и вексельное обращение. В 1937г. на территории СССР было введено в действие основанное на женевских вексельных конвенциях 1930г. Положение о простом и переводном векселе. Однако вексель использовался только в расчетных и кредитных отношениях, возникших в сфере экономического сотрудничества СССР с капиталистическими странами. Во внутреннем же обороте СССР вексельное обращение было ликвидировано еще в 1930 г. в связи с переходом к системе прямого целевого банковского кредитования народного хозяйства.

Великая Отечественная война потребовала огромных финансовых ресурсов. Государственные займы служили одним из существенных источников средств для финансирования военных расходов. В течение 1942-1945гг. было выпущено четыре "военных займа" на общую сумму 72 млрд. руб. сроком на 20 лет исходя из 4 % годовых.

После окончания войны был утвержден четвертый пятилетний план - план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1945-1950гг. Была необходима конверсия всех займов.

В 1948г выпущен новый конверсионный займ - государственный двухпроцентный займ для обмена облигаций займов, выпущенных до 1947г. (кроме выигрышного займа 1938г., часть которого обменивалось на наличность, часть - на облигации трехпроцентного внутреннего выигрышного займа 1947г).

Обмен облигаций займов проводился сберегательными кассами на предприятиях, в учреждениях и колхозах в пределах определенного периода. После конверсии объем долга сократился в несколько раз, уменьшились платежи по займам.

С 1946 по 1957г. было выпущено пять займов восстановления и развития народного хозяйства СССР и 7 займов развития народного хозяйства (выпуска 1951-1957 гг.). Все они были выпущены сроком на 20 лет. Доход выплачивался только в виде выигрышей. Кроме того, еще два займа были выпущены сроком на 25 лет: внутренний выигрышный займ 1947 г. и четырехпроцентный внутренний выигрышный займ 1947г.

Возникла ситуация, когда текущие расходы по обслуживанию государственных займов стали  превышать поступления от размещения новых облигаций. Поэтому в 1957 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление "О государственных займах, размещаемых по подписке среди трудящихся Советского Союза", согласно которому в основном прекратился дальнейший выпуск новых займов, было отсрочено погашение ранее выпущенных займов на 20 лет и перестали проводится выигрышные тиражи.

В дальнейшем ценные бумаги почти вышли из народохозяйственного оборота СССР. С этого практически нулевого состояния начинается возрождение рынка ценных бумаг.