2.2.3 Федеральный закон “О налоге на операции с ценными
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40
бумагами”
Федеральный закон “О налоге на операции с ценными бумагами”, один из первых, регулирующих работу российского рынка ценных бумаг, принят 12 декабря 1991 г. (опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 11, ст. 523), почти на две недели раньше утверждения Постановлением Правительства РСФСР № 78 знаменитого Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР. В течение нескольких лет эти документы, наряду с Положением об акционерных обществах, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 601 от 25 декабря 1990 г. (с изменениями — № 255 от 15 апреля 1992 г.), являлись основными документами, регламентирующими работу фондового рынка.
С развитием российского рынка ценных бумаг все более отчетливо стала проявляться ограниченность этого Закона, заключающаяся в том, что он мог в полной мере работать лишь на фондовом рынке с развитой инфраструктурой и отлаженной системой взаимоотношений участников фондового рынка. В реальных условиях функционирования рынка возможность контроля за правильностью уплаты налога при заключении договора купли-продажи ценных бумаг даже при операциях с ценными бумагами в бездокументарной форме становилась все более сомнительной.
Законодательное закрепление возможности выпуска и обращения ценных бумаг на предъявителя (гл. 7 ГК РФ) сделало невозможным контроль за правильностью уплаты налога на операции с ценными бумагами со стороны участников сделки с предъявительскими ценными бумагами. Встала необходимость доработки Закона. Его новая редакция была изложена в Федеральном законе “О внесении изменений в Закон РСФСР "О налоге на операции с ценными бумагами"”, опубликованном 24 октября 1993 г. в “Российской газете”. Согласно ст. 3 этот Закон вступил в силу с момента опубликования.
В новой редакции Закон предусматривает в качестве объекта налогообложения номинальную сумму выпуска ценных бумаг, заявленную эмитентом, взимаемую в размере 0,8 % (ст. 2) с эмитента ценных бумаг (ст. 1) и уплачиваемую плательщиком одновременно с предоставлением документов на регистрацию эмиссии (ст. 5). Правильность уплаты этого налога легко проконтролировать, т. е. этот Закон стал работающим.
В старой редакции Закона налог на операции с ценными бумагами носил в определенной мере фискальные функции, предоставляя пусть теоретическую, но возможность налоговым органам, с одной стороны, проконтролировать правильность уплаты налога на прибыль с дисконтной части дохода, а с другой — отследить выполнение требований антимонопольного законодательства в плане формирования крупных пакетов акций. В новой редакции Закон не ставит перед собой такие задачи. Однако необходимость их решения не снимается. Видимо, это будет предметом решения в иных законодательных актах и регламентирующих документах.
Рассмотренные выше законы составляют правовую основу функционирования российского фондового рынка. Кроме того, при решении вопросов функционирования фондового рынка следует использовать и другие законы и подзаконные акты, к которым относятся:
— указы Президента РФ, регламентирующие работу российского фондового рынка;
— постановления Правительства РФ.
Отдельные специфические вопросы функционирования тех или иных сторон фондового рынка регламентируются ведомственными документами: письмами, приказами, распоряжениями и т. п. Право регламентировать работу фондового рынка имеют:
— Центральный банк РФ;
— Министерство финансов РФ;
— ФКЦБ при Президенте РФ;
— Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом;
— Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и другие организации.
Среди прочих документов, регламентирующих функционирование российского фондового рынка, следует отметить внутренние, регламентирующие работу фондовых бирж и торговых площадок. Особенно это относится к внутренним документам ММВБ — крупнейшей торговой площадки, на которой обращаются государственные долговые обязательства.
Требования этих и других документов по конкретным вопросам функционирования фондового рынка будут рассмотрены нами в последующих главах и особенно в комментариях к решению большого количества задач, приведенных в конце каждой главы.
бумагами”
Федеральный закон “О налоге на операции с ценными бумагами”, один из первых, регулирующих работу российского рынка ценных бумаг, принят 12 декабря 1991 г. (опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 11, ст. 523), почти на две недели раньше утверждения Постановлением Правительства РСФСР № 78 знаменитого Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР. В течение нескольких лет эти документы, наряду с Положением об акционерных обществах, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 601 от 25 декабря 1990 г. (с изменениями — № 255 от 15 апреля 1992 г.), являлись основными документами, регламентирующими работу фондового рынка.
С развитием российского рынка ценных бумаг все более отчетливо стала проявляться ограниченность этого Закона, заключающаяся в том, что он мог в полной мере работать лишь на фондовом рынке с развитой инфраструктурой и отлаженной системой взаимоотношений участников фондового рынка. В реальных условиях функционирования рынка возможность контроля за правильностью уплаты налога при заключении договора купли-продажи ценных бумаг даже при операциях с ценными бумагами в бездокументарной форме становилась все более сомнительной.
Законодательное закрепление возможности выпуска и обращения ценных бумаг на предъявителя (гл. 7 ГК РФ) сделало невозможным контроль за правильностью уплаты налога на операции с ценными бумагами со стороны участников сделки с предъявительскими ценными бумагами. Встала необходимость доработки Закона. Его новая редакция была изложена в Федеральном законе “О внесении изменений в Закон РСФСР "О налоге на операции с ценными бумагами"”, опубликованном 24 октября 1993 г. в “Российской газете”. Согласно ст. 3 этот Закон вступил в силу с момента опубликования.
В новой редакции Закон предусматривает в качестве объекта налогообложения номинальную сумму выпуска ценных бумаг, заявленную эмитентом, взимаемую в размере 0,8 % (ст. 2) с эмитента ценных бумаг (ст. 1) и уплачиваемую плательщиком одновременно с предоставлением документов на регистрацию эмиссии (ст. 5). Правильность уплаты этого налога легко проконтролировать, т. е. этот Закон стал работающим.
В старой редакции Закона налог на операции с ценными бумагами носил в определенной мере фискальные функции, предоставляя пусть теоретическую, но возможность налоговым органам, с одной стороны, проконтролировать правильность уплаты налога на прибыль с дисконтной части дохода, а с другой — отследить выполнение требований антимонопольного законодательства в плане формирования крупных пакетов акций. В новой редакции Закон не ставит перед собой такие задачи. Однако необходимость их решения не снимается. Видимо, это будет предметом решения в иных законодательных актах и регламентирующих документах.
Рассмотренные выше законы составляют правовую основу функционирования российского фондового рынка. Кроме того, при решении вопросов функционирования фондового рынка следует использовать и другие законы и подзаконные акты, к которым относятся:
— указы Президента РФ, регламентирующие работу российского фондового рынка;
— постановления Правительства РФ.
Отдельные специфические вопросы функционирования тех или иных сторон фондового рынка регламентируются ведомственными документами: письмами, приказами, распоряжениями и т. п. Право регламентировать работу фондового рынка имеют:
— Центральный банк РФ;
— Министерство финансов РФ;
— ФКЦБ при Президенте РФ;
— Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом;
— Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и другие организации.
Среди прочих документов, регламентирующих функционирование российского фондового рынка, следует отметить внутренние, регламентирующие работу фондовых бирж и торговых площадок. Особенно это относится к внутренним документам ММВБ — крупнейшей торговой площадки, на которой обращаются государственные долговые обязательства.
Требования этих и других документов по конкретным вопросам функционирования фондового рынка будут рассмотрены нами в последующих главах и особенно в комментариях к решению большого количества задач, приведенных в конце каждой главы.