2.2.2 Федеральный закон "О рынке ценных бумаг"
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40
Одним из документов, в течение длительного времени регулировавшим функционирование российского фондового рынка, было Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденное Постановлением Правительства РСФСР № 78 от 28 декабря 1991 г. Его заменил Федеральный закон “О рынке ценных бумаг”, принятый Государственной Думой 20 марта 1996 г. и опубликованный в “Российской газете” 25 апреля 1996 г. (официальная дата введения Закона в действие).
Развивая общие положения, сформулированные в ГК РФ, Федеральные законы “Об акционерных обществах” и “О рынке ценных бумаг” совместно с Федеральным законом “О налоге на операции с ценными бумагами” в новой редакции создали надежную правовую базу для развития российского фондового рынка. Отметим некоторые особенности Федерального закона “О рынке ценных бумаг”.
Профессиональные участники фондового рынка. Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
Сопоставляя виды профессиональной деятельности, ранее разрешенные на рынке ценных бумаг Положением о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР (далее — Положение), и теми, которые разрешает новый Федеральный закон “О рынке ценных бумаг” (далее — Закон), можно отметить следующее.
В Законе по сравнению с Положением существенно расширен перечень видов профессиональной деятельности, разрешенных на российском рынке ценных бумаг. Он включает следующие виды деятельности (разд. II, гл. 2):
брокерскую (ст. 3),
по управлению ценными бумагами (ст. 5),
дилерскую (ст. 4),
по определению взаимных обязательств (ст. 6),
депозитарную (ст. 7),
по ведению реестра владельцев ценных бумаг (ст. 8),
по организации торговли на фондовом рынке (ст. 9).
Такое расширение видов деятельности явилось неизбежным результатом развития фондового рынка в России. Представление о том, как должен функционировать российский рынок ценных бумаг, и те задачи, которые возникли перед ним в процессе его становления и развития, потребовали существенного пересмотра и дополнения основополагающих принципов построения фондового рынка.
Например, понятие “депозитарий” в Положении встречается только в одной фразе из ст. 33: “Ценные бумаги могут доверяться их владельцам на хранение в специализированных учреждениях (депозитариях) на правах общей долевой собственности”. Ведение реестра акционеров упоминалось в Положении об акционерных обществах в двух фразах, в которых говорилось, что “каждое общество ведет реестр акционеров” (ст. 50) и что “общество может поручить регистрацию акционеров банкам и другим специализированным организациям” (ст. 51). Естественно, что только по вопросам ведения реестров акционеров и учета движения права собственности на ценные бумаги появились следующие регламентирующие документы:
1. Указ Президента РФ “О мерах по обеспечению прав акционеров” № 1769 от 27 октября 1993 г.;
2. Указ Президента РФ “О дополнительных мерах по обеспечению прав акционеров” № 784 от 31 июля 1995 г.;
3. Положение о депозитариях, утвержденное распоряжением Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом № 859-р от 20 апреля 1994 г.;
4. Положение о реестре акционеров акционерного общества, утвержденное распоряжением Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом № 840-р от 18 апреля 1994 г.;
5. Временное положение о депозитарных операциях банков в Российской Федерации, утвержденное письмом Банка России № 167 от 10 мая 1995 г.;
6. Временное положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, введенное в действие постановлением Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ №.3 от 12 июля 1995 г.;
7. Временный порядок лицензирования деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, введенный в действие постановлением Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ № 6 от 30 августа 1995 г.
Единственным видом профессиональной деятельности, который ранее был разрешен Положением и который практически без существенных изменений нашел отражение в Законе, является брокерская деятельность (ст. 3 Закона и ст. 15 Положения). В Положении допускался также такой вид профессиональной деятельности, как деятельность в качестве инвестиционной компании (ст. 15). В Законе этот вид профессиональной деятельности в явном виде отсутствует (разд. II, гл. 2, ст. 3—9). Однако Закон разрешает дилерскую деятельность (ст. 4), которая частично совпадает с деятельностью инвестиционной компании (ст. 18 Положения).
Примечательно, что в Законе отсутствуют такие виды профессиональной деятельности, разрешенные ранее (ст. 15, 17 и 19 Положения), как деятельность в качестве:
— инвестиционного консультанта;
— инвестиционного фонда.
Напомним, что деятельность в качестве инвестиционного консультанта определялась в Положении как “оказание консультационных услуг по поводу выпуска и обращения ценных бумаг” (ст. 17), а деятельность в качестве инвестиционного фонда — как “выпуск акций с целью мобилизации денежных средств инвесторов и их вложения от имени фонда в ценные бумаги, а также на банковские счета и во вклады.” (ст. 19). Совмещение профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг.
Ранее в Положении был введен ряд ограничений на совмещение видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг:
— деятельность инвестиционного фонда являлась исключительным видом деятельности на фондовом рынке (ст. 19);
— объединение деятельности в качестве инвестиционной компании и финансового брокера допускалось при условии, что инвестиционная компания осуществляла деятельность в качестве финансового брокера только через фондовые -биржи (ст. 21);
— деятельность в качестве фондовой биржи являлась исключительным видом деятельности (ст. 55).
Закон совершенно по-новому подходит к вопросу ограничений на совмещение видов деятельности на фондовом рынке (разд. II, гл. 2). Так, совмещение деятельности финансового брокера и финансового дилера в Законе разрешено без ограничений (ст. 3). Но сделана оговорка, что “сделки, осуществляемые по поручению клиентов, во всех случаях подлежат приоритетному исполнению по сравнению с дилерскими операциями самого брокера при совмещении им деятельности брокера и дилера” (ст. 3, абз. 5).
Согласно Закону деятельность в качестве фондовой биржи не может совмещаться ни с какими другими видами деятельности, “за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств” (ст. 11). Это весьма существенная и важная для фондовых бирж возможность расширения спектра услуг своим членам.
Закон явным образом и совершенно недвусмысленно запрещает совмещение деятельности по ведению реестра с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (ст. 10).
В Законе не запрещено совмещение деятельности организации торговли на рынке ценных бумаг (за исключением фондовых бирж) с другими видами профессиональной деятельности на фондовом рынке (ст. 9 и 10). Отсюда следует, что организация, обеспечивающая функционирование внебиржевой фондовой торговой площадки, имеет возможность выступать на этой площадке в качестве брокера, дилера, вести счета депо участников торговли, проводить клиринг между ними и т.д. и т. п. со всеми вытекающими для остальных участников этой торговой площадки последствиями. Возможно, оставленное Законом за ФКЦБ право ограничивать совмещение видов деятельности и операций с ценными бумагами (ст. 10, абз. 2) позволит избежать серьезных злоупотреблений со стороны организаторов торговли в этом вопросе.
Исключительность деятельности на фондовом рынке
В Положении деятельность на российском рынке ценных бумаг в качестве инвестиционного института, т. е. профессионального участника рынка ценных бумаг, была объявлена исключительной (ст. 14).
В Законе требование об исключительности такого рода деятельности отсутствует. Ограничение существует только для:
—- реестродержателей, у которых “деятельность по ведению реестра не допускает ее совмещения с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг” (ст. 10);
— фондовых бирж, которые не имеют право совмещать деятельность “по организации торговли с иными видами деятельности, за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств” (ст. 11).
Фондовая биржа
Исключительно важным было появление Федерального кона “О рынке ценных бумаг” для фондовых бирж. Рассмотрим те особенности, которые новый Закон внес в понятие “фондовая биржа”, ее организационно-правовую форму и правила работы.
Главная особенность Закона состоит в том, что достигнута определенность и непротиворечивость в организационно-правовой форме фондовых бирж. Раньше, согласно российского законодательству, биржи являлись некоммерческими организациями, не преследовавшими в своей деятельности получен прибыли (ст. 55 Положения). Однако в организационно-правовом плане они были акционерными обществами (ст. 55 Положения), которые, согласно ГК РФ и Федеральному закону “Об акционерных обществах”, являются коммерческими организациями, т. е. организациями, преследующими в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли (п. ст. 50 гл. 4, а также п. 1 и 3 ст. 66 ГК РФ; п. 1 ст. 2 Федерального закона “Об акционерных обществах”). Следует отметить, что среди понятий и определений, используемых Федеральном законе “О некоммерческих организациях”, не фигурируют биржи.
Указанное противоречие было снято появлением Федерального закона “О рынке ценных бумаг”, в котором дано определение фондовой биржи как организатора торговли на рынке ценных бумаг (ст. 11, абз. 1), созданного в форме некоммерческого партнерства (ст. 11, абз. 2). Некоммерческим партнером, согласно ст. 2 и 8 Федерального закона “О некоммерческих организациях”, признается основанная на членстве не коммерческая организация, учрежденная гражданами или юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных; благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей.
В Законе осталось требование о том, что членами фондовой биржи могут быть любые профессиональные участники рынка ценных бумаг. Отметим, что согласно новому Закону отсутствует понятие акционера биржи (биржа теперь не акционерное общество), таким образом, остается только понятие члена биржи. Поэтому если раньше какая-либо организация, не являясь профессиональным участником рынка ценных бумаг, могла оставаться акционером биржи не будучи ее членом, то теперь членами некоммерческой организации под названием “биржа” могут быть только профессиональные участники рынка.
Отметим, что ранее в Положении (ст. 61) разрешалось членство на бирже государственных исполнительных органов, в основные задачи которых входило осуществление операций с ценными бумагами. В Федеральном законе “О рынке ценных бумаг” это положение отсутствует.
Законом подтверждено обязательное требование о равноправном положении всех членов биржи (ст. 12). Неравноправное положение членов на фондовой бирже, временное членство, а также сдача брокерских мест в аренду и их передача в залог не членам фондовой биржи (фондового отдела) не допускаются. Ранее в Положении содержалось аналогичное требование. Однако когда биржа была акционерным обществом, выполнение его было сопряжено с определенными сложностями, так как какой-либо акционер приобретал привилегированное положение по отношению к другим членам биржи, имевшим меньшее количество акций.
Весьма важным является то, что деятельность фондовых бирж регулирует Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Президенте РФ (ФКЦБ).
Вступивший в силу с момента опубликования Федеральный закон “О рынке ценных бумаг”, сохраняя преемственность со старыми регламентирующими документами, в значительной мере дополняет и уточняет их положения и требования, учитывая опыт развития российского фондового рынка.
Одним из документов, в течение длительного времени регулировавшим функционирование российского фондового рынка, было Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденное Постановлением Правительства РСФСР № 78 от 28 декабря 1991 г. Его заменил Федеральный закон “О рынке ценных бумаг”, принятый Государственной Думой 20 марта 1996 г. и опубликованный в “Российской газете” 25 апреля 1996 г. (официальная дата введения Закона в действие).
Развивая общие положения, сформулированные в ГК РФ, Федеральные законы “Об акционерных обществах” и “О рынке ценных бумаг” совместно с Федеральным законом “О налоге на операции с ценными бумагами” в новой редакции создали надежную правовую базу для развития российского фондового рынка. Отметим некоторые особенности Федерального закона “О рынке ценных бумаг”.
Профессиональные участники фондового рынка. Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
Сопоставляя виды профессиональной деятельности, ранее разрешенные на рынке ценных бумаг Положением о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР (далее — Положение), и теми, которые разрешает новый Федеральный закон “О рынке ценных бумаг” (далее — Закон), можно отметить следующее.
В Законе по сравнению с Положением существенно расширен перечень видов профессиональной деятельности, разрешенных на российском рынке ценных бумаг. Он включает следующие виды деятельности (разд. II, гл. 2):
брокерскую (ст. 3),
по управлению ценными бумагами (ст. 5),
дилерскую (ст. 4),
по определению взаимных обязательств (ст. 6),
депозитарную (ст. 7),
по ведению реестра владельцев ценных бумаг (ст. 8),
по организации торговли на фондовом рынке (ст. 9).
Такое расширение видов деятельности явилось неизбежным результатом развития фондового рынка в России. Представление о том, как должен функционировать российский рынок ценных бумаг, и те задачи, которые возникли перед ним в процессе его становления и развития, потребовали существенного пересмотра и дополнения основополагающих принципов построения фондового рынка.
Например, понятие “депозитарий” в Положении встречается только в одной фразе из ст. 33: “Ценные бумаги могут доверяться их владельцам на хранение в специализированных учреждениях (депозитариях) на правах общей долевой собственности”. Ведение реестра акционеров упоминалось в Положении об акционерных обществах в двух фразах, в которых говорилось, что “каждое общество ведет реестр акционеров” (ст. 50) и что “общество может поручить регистрацию акционеров банкам и другим специализированным организациям” (ст. 51). Естественно, что только по вопросам ведения реестров акционеров и учета движения права собственности на ценные бумаги появились следующие регламентирующие документы:
1. Указ Президента РФ “О мерах по обеспечению прав акционеров” № 1769 от 27 октября 1993 г.;
2. Указ Президента РФ “О дополнительных мерах по обеспечению прав акционеров” № 784 от 31 июля 1995 г.;
3. Положение о депозитариях, утвержденное распоряжением Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом № 859-р от 20 апреля 1994 г.;
4. Положение о реестре акционеров акционерного общества, утвержденное распоряжением Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом № 840-р от 18 апреля 1994 г.;
5. Временное положение о депозитарных операциях банков в Российской Федерации, утвержденное письмом Банка России № 167 от 10 мая 1995 г.;
6. Временное положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, введенное в действие постановлением Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ №.3 от 12 июля 1995 г.;
7. Временный порядок лицензирования деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, введенный в действие постановлением Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ № 6 от 30 августа 1995 г.
Единственным видом профессиональной деятельности, который ранее был разрешен Положением и который практически без существенных изменений нашел отражение в Законе, является брокерская деятельность (ст. 3 Закона и ст. 15 Положения). В Положении допускался также такой вид профессиональной деятельности, как деятельность в качестве инвестиционной компании (ст. 15). В Законе этот вид профессиональной деятельности в явном виде отсутствует (разд. II, гл. 2, ст. 3—9). Однако Закон разрешает дилерскую деятельность (ст. 4), которая частично совпадает с деятельностью инвестиционной компании (ст. 18 Положения).
Примечательно, что в Законе отсутствуют такие виды профессиональной деятельности, разрешенные ранее (ст. 15, 17 и 19 Положения), как деятельность в качестве:
— инвестиционного консультанта;
— инвестиционного фонда.
Напомним, что деятельность в качестве инвестиционного консультанта определялась в Положении как “оказание консультационных услуг по поводу выпуска и обращения ценных бумаг” (ст. 17), а деятельность в качестве инвестиционного фонда — как “выпуск акций с целью мобилизации денежных средств инвесторов и их вложения от имени фонда в ценные бумаги, а также на банковские счета и во вклады.” (ст. 19). Совмещение профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг.
Ранее в Положении был введен ряд ограничений на совмещение видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг:
— деятельность инвестиционного фонда являлась исключительным видом деятельности на фондовом рынке (ст. 19);
— объединение деятельности в качестве инвестиционной компании и финансового брокера допускалось при условии, что инвестиционная компания осуществляла деятельность в качестве финансового брокера только через фондовые -биржи (ст. 21);
— деятельность в качестве фондовой биржи являлась исключительным видом деятельности (ст. 55).
Закон совершенно по-новому подходит к вопросу ограничений на совмещение видов деятельности на фондовом рынке (разд. II, гл. 2). Так, совмещение деятельности финансового брокера и финансового дилера в Законе разрешено без ограничений (ст. 3). Но сделана оговорка, что “сделки, осуществляемые по поручению клиентов, во всех случаях подлежат приоритетному исполнению по сравнению с дилерскими операциями самого брокера при совмещении им деятельности брокера и дилера” (ст. 3, абз. 5).
Согласно Закону деятельность в качестве фондовой биржи не может совмещаться ни с какими другими видами деятельности, “за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств” (ст. 11). Это весьма существенная и важная для фондовых бирж возможность расширения спектра услуг своим членам.
Закон явным образом и совершенно недвусмысленно запрещает совмещение деятельности по ведению реестра с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (ст. 10).
В Законе не запрещено совмещение деятельности организации торговли на рынке ценных бумаг (за исключением фондовых бирж) с другими видами профессиональной деятельности на фондовом рынке (ст. 9 и 10). Отсюда следует, что организация, обеспечивающая функционирование внебиржевой фондовой торговой площадки, имеет возможность выступать на этой площадке в качестве брокера, дилера, вести счета депо участников торговли, проводить клиринг между ними и т.д. и т. п. со всеми вытекающими для остальных участников этой торговой площадки последствиями. Возможно, оставленное Законом за ФКЦБ право ограничивать совмещение видов деятельности и операций с ценными бумагами (ст. 10, абз. 2) позволит избежать серьезных злоупотреблений со стороны организаторов торговли в этом вопросе.
Исключительность деятельности на фондовом рынке
В Положении деятельность на российском рынке ценных бумаг в качестве инвестиционного института, т. е. профессионального участника рынка ценных бумаг, была объявлена исключительной (ст. 14).
В Законе требование об исключительности такого рода деятельности отсутствует. Ограничение существует только для:
—- реестродержателей, у которых “деятельность по ведению реестра не допускает ее совмещения с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг” (ст. 10);
— фондовых бирж, которые не имеют право совмещать деятельность “по организации торговли с иными видами деятельности, за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств” (ст. 11).
Фондовая биржа
Исключительно важным было появление Федерального кона “О рынке ценных бумаг” для фондовых бирж. Рассмотрим те особенности, которые новый Закон внес в понятие “фондовая биржа”, ее организационно-правовую форму и правила работы.
Главная особенность Закона состоит в том, что достигнута определенность и непротиворечивость в организационно-правовой форме фондовых бирж. Раньше, согласно российского законодательству, биржи являлись некоммерческими организациями, не преследовавшими в своей деятельности получен прибыли (ст. 55 Положения). Однако в организационно-правовом плане они были акционерными обществами (ст. 55 Положения), которые, согласно ГК РФ и Федеральному закону “Об акционерных обществах”, являются коммерческими организациями, т. е. организациями, преследующими в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли (п. ст. 50 гл. 4, а также п. 1 и 3 ст. 66 ГК РФ; п. 1 ст. 2 Федерального закона “Об акционерных обществах”). Следует отметить, что среди понятий и определений, используемых Федеральном законе “О некоммерческих организациях”, не фигурируют биржи.
Указанное противоречие было снято появлением Федерального закона “О рынке ценных бумаг”, в котором дано определение фондовой биржи как организатора торговли на рынке ценных бумаг (ст. 11, абз. 1), созданного в форме некоммерческого партнерства (ст. 11, абз. 2). Некоммерческим партнером, согласно ст. 2 и 8 Федерального закона “О некоммерческих организациях”, признается основанная на членстве не коммерческая организация, учрежденная гражданами или юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных; благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей.
В Законе осталось требование о том, что членами фондовой биржи могут быть любые профессиональные участники рынка ценных бумаг. Отметим, что согласно новому Закону отсутствует понятие акционера биржи (биржа теперь не акционерное общество), таким образом, остается только понятие члена биржи. Поэтому если раньше какая-либо организация, не являясь профессиональным участником рынка ценных бумаг, могла оставаться акционером биржи не будучи ее членом, то теперь членами некоммерческой организации под названием “биржа” могут быть только профессиональные участники рынка.
Отметим, что ранее в Положении (ст. 61) разрешалось членство на бирже государственных исполнительных органов, в основные задачи которых входило осуществление операций с ценными бумагами. В Федеральном законе “О рынке ценных бумаг” это положение отсутствует.
Законом подтверждено обязательное требование о равноправном положении всех членов биржи (ст. 12). Неравноправное положение членов на фондовой бирже, временное членство, а также сдача брокерских мест в аренду и их передача в залог не членам фондовой биржи (фондового отдела) не допускаются. Ранее в Положении содержалось аналогичное требование. Однако когда биржа была акционерным обществом, выполнение его было сопряжено с определенными сложностями, так как какой-либо акционер приобретал привилегированное положение по отношению к другим членам биржи, имевшим меньшее количество акций.
Весьма важным является то, что деятельность фондовых бирж регулирует Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Президенте РФ (ФКЦБ).
Вступивший в силу с момента опубликования Федеральный закон “О рынке ценных бумаг”, сохраняя преемственность со старыми регламентирующими документами, в значительной мере дополняет и уточняет их положения и требования, учитывая опыт развития российского фондового рынка.