Введение

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 

В основу бюджетных проектировок на 2006 год и на период до 2008 года положен среднесрочный метод бюджетного планирования, исходящий из целей государственной политики на три ближайших года. Расширение периода бюджетного регулирования и придания ему финансовой устойчивости опирается на объективные предпосылки: достижение в последние годы сбалансированности бюджетной системы страны и повышение эффективности ее функционирования.

Проект федерального бюджета на 2006 год ориентирует на

8-9%-ный рост реальных доходов населения. В среднесрочной перспективе номинальный размер средней заработной платы в целом по народному хозяйству должен вырасти в 2 раза (с 6,7 тыс. рублей в 2004 году до 13,5 тыс. рублей в 2008 году), а в реальном выражении - в 1,4 раза. При этом в 2006 году средняя зарплата составит 10,1 тыс. рублей и возрастет по сравнению с 2005 годом на 20,1% (рост в 2005 году относительно 2004 года – примерно 25%).

Индексация пенсий в 2006 году планируется в пределах инфляционных ожиданий. Более высокие темпы повышения размеров пенсий намечены на 2007 год. Рост среднего размера трудовой пенсии в реальном выражении за период 2005-2007 годы составит 34%.

Продолжится процесс перевода натуральных льгот в денежные выплаты, что позволит за период 2005-2008 годов повысить в 2,04 раза общий размер социальных трансфертов населению.

Таким образом, бюджетные проектировки 2006 года и на два последующие года свидетельствуют о существенном повышении расходов на социальные цели. Вместе с тем, по оценкам экспертов, данная благоприятная тенденция в значительной степени нивелируется из-за все еще сохраняющегося высокого уровня инфляции, а также перманентного увеличения тарифов на энергоносители, услуги ЖКХ, возрастающей стоимости медицинской помощи и образования.

На встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета 5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации В.В. Путин предложил осуществить в ближайшие годы крупную, национального масштаба программу по системной модернизации здравоохранения, образования, жилищной сферы и сельского хозяйства. Речь идет о необходимости преобразований в базовых сферах жизнедеятельности населения страны, которые определяют состояние его здоровья, образования и обеспеченность жильем.

В своем выступлении В.В. Путин подчеркнул: «Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России – это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили и будем проводить дальше».

Следует в этой связи отметить, что сложившаяся в нашей стране структура бюджетных расходов еще не отвечает этому требованию. Социальные расходы федерального и региональных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов составляют в стране порядка 17% совокупных бюджетных расходов, что в 1,5-2,0 раза меньше, чем в странах Западной, Центральной и Восточной Европы.

На первом заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов 29 ноября 2005 года Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что были доработаны основные контуры и механизмы реализации приоритетных национальных проектов и соответствующие корректировки внесены в проект федерального бюджета на 2006 год. Только на реализацию самих национальных проектов будет выделено около 138 миллиардов рублей дополнительно, а с учетом средств внебюджетных фондов и предоставляемых государственных гарантий – около 180 миллиардов.

Президент России подчеркнул, что эти ассигнования не заменяют, а дополняют плановое финансирование соответствующих отраслей. В результате в 2006 году общие расходы федерального бюджета на образование и сельское хозяйство увеличатся более чем на треть, в здравоохранении – на 60 процентов, в жилищной сфере – в четыре раза.

Ключевой вопрос – рациональное использование выделяемых средств, организация и контроль: по каждому проекту должна быть сформирована сквозная система управления, включающая планирование и организацию работы на региональном уровне.

Особое внимание при реализации проектов Президент России призвал уделить административным процедурам, неэффективность которых неоднократно сводила на нет самые благие начинания. Практическая деятельность по текущей реализации принятых решений, ответственность за эффективное вложение средств лежит в первую очередь на Правительстве Российской Федерации.

«Реализация планов в рамках обозначенных так называемых общенациональных проектов не может и не должна подменять собой плановые работы по развитию экономики и социальной сферы, - сказал Президент России В.В. Путин в заключении вступительного слова на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов. - У нас в целом выстроены соответствующие задачи по модернизации и образования, и здравоохранения, и сельского хозяйства, и по всем другим направлениям, причем в масштабах гораздо больших, чем то, что нами заявлено в рамках этих национальных проектов. Одними этими проектами мы всех задач и проблем страны не решим. Вместе с тем благоприятные экономические условия, имеющиеся в современной России, позволяют уже сегодня сделать масштабные инвестиции в повышение качества жизни граждан, позволили уже сейчас совершить серьезный поворот к насущным нуждам людей. И надеюсь, что эти инвестиции будут использованы рационально в целях долгосрочного развития страны».

Раскрытию важнейших направлений бюджетного регулирования государственной социальной политики и посвящен данный вестник.

 

В основу бюджетных проектировок на 2006 год и на период до 2008 года положен среднесрочный метод бюджетного планирования, исходящий из целей государственной политики на три ближайших года. Расширение периода бюджетного регулирования и придания ему финансовой устойчивости опирается на объективные предпосылки: достижение в последние годы сбалансированности бюджетной системы страны и повышение эффективности ее функционирования.

Проект федерального бюджета на 2006 год ориентирует на

8-9%-ный рост реальных доходов населения. В среднесрочной перспективе номинальный размер средней заработной платы в целом по народному хозяйству должен вырасти в 2 раза (с 6,7 тыс. рублей в 2004 году до 13,5 тыс. рублей в 2008 году), а в реальном выражении - в 1,4 раза. При этом в 2006 году средняя зарплата составит 10,1 тыс. рублей и возрастет по сравнению с 2005 годом на 20,1% (рост в 2005 году относительно 2004 года – примерно 25%).

Индексация пенсий в 2006 году планируется в пределах инфляционных ожиданий. Более высокие темпы повышения размеров пенсий намечены на 2007 год. Рост среднего размера трудовой пенсии в реальном выражении за период 2005-2007 годы составит 34%.

Продолжится процесс перевода натуральных льгот в денежные выплаты, что позволит за период 2005-2008 годов повысить в 2,04 раза общий размер социальных трансфертов населению.

Таким образом, бюджетные проектировки 2006 года и на два последующие года свидетельствуют о существенном повышении расходов на социальные цели. Вместе с тем, по оценкам экспертов, данная благоприятная тенденция в значительной степени нивелируется из-за все еще сохраняющегося высокого уровня инфляции, а также перманентного увеличения тарифов на энергоносители, услуги ЖКХ, возрастающей стоимости медицинской помощи и образования.

На встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета 5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации В.В. Путин предложил осуществить в ближайшие годы крупную, национального масштаба программу по системной модернизации здравоохранения, образования, жилищной сферы и сельского хозяйства. Речь идет о необходимости преобразований в базовых сферах жизнедеятельности населения страны, которые определяют состояние его здоровья, образования и обеспеченность жильем.

В своем выступлении В.В. Путин подчеркнул: «Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России – это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили и будем проводить дальше».

Следует в этой связи отметить, что сложившаяся в нашей стране структура бюджетных расходов еще не отвечает этому требованию. Социальные расходы федерального и региональных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов составляют в стране порядка 17% совокупных бюджетных расходов, что в 1,5-2,0 раза меньше, чем в странах Западной, Центральной и Восточной Европы.

На первом заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов 29 ноября 2005 года Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что были доработаны основные контуры и механизмы реализации приоритетных национальных проектов и соответствующие корректировки внесены в проект федерального бюджета на 2006 год. Только на реализацию самих национальных проектов будет выделено около 138 миллиардов рублей дополнительно, а с учетом средств внебюджетных фондов и предоставляемых государственных гарантий – около 180 миллиардов.

Президент России подчеркнул, что эти ассигнования не заменяют, а дополняют плановое финансирование соответствующих отраслей. В результате в 2006 году общие расходы федерального бюджета на образование и сельское хозяйство увеличатся более чем на треть, в здравоохранении – на 60 процентов, в жилищной сфере – в четыре раза.

Ключевой вопрос – рациональное использование выделяемых средств, организация и контроль: по каждому проекту должна быть сформирована сквозная система управления, включающая планирование и организацию работы на региональном уровне.

Особое внимание при реализации проектов Президент России призвал уделить административным процедурам, неэффективность которых неоднократно сводила на нет самые благие начинания. Практическая деятельность по текущей реализации принятых решений, ответственность за эффективное вложение средств лежит в первую очередь на Правительстве Российской Федерации.

«Реализация планов в рамках обозначенных так называемых общенациональных проектов не может и не должна подменять собой плановые работы по развитию экономики и социальной сферы, - сказал Президент России В.В. Путин в заключении вступительного слова на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов. - У нас в целом выстроены соответствующие задачи по модернизации и образования, и здравоохранения, и сельского хозяйства, и по всем другим направлениям, причем в масштабах гораздо больших, чем то, что нами заявлено в рамках этих национальных проектов. Одними этими проектами мы всех задач и проблем страны не решим. Вместе с тем благоприятные экономические условия, имеющиеся в современной России, позволяют уже сегодня сделать масштабные инвестиции в повышение качества жизни граждан, позволили уже сейчас совершить серьезный поворот к насущным нуждам людей. И надеюсь, что эти инвестиции будут использованы рационально в целях долгосрочного развития страны».

Раскрытию важнейших направлений бюджетного регулирования государственной социальной политики и посвящен данный вестник.