II. Финансирование отраслей социальной сферы
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12Расходы на финансирование отраслей социальной сферы (образование, культура, здравоохранение, ЖКХ и социальная политика) в проекте федерального бюджета на 2006 год определены в сумме 643,65 млрд. рублей, что на 38,3% выше соответствующего показателя 2005 года. Следует отметить, что по показателю доли в ВВП увеличение социальных расходов составит 0,2 процентных пункта и достигнет 2,65% ВВП. В общих расходах федерального бюджета доля расходов на финансирование отраслей социальной сферы уменьшится на 0,8 процентных пункта: с 15,0 до 14,2% (см. Таблицу 3), что по крайней мере в три раза меньше доли среднемирового показателя бюджетных расходов на социальные функции государства.
Таблица 3
Динамика расходов на финансирование социальной сферы
в федеральном бюджете в 2005-2006 гг.
Раздел |
2005 г. (закон) |
2006 г. (проект) |
Темпы роста, % |
||||
млрд. руб. |
% к расходам (всего) |
% к ВВП |
млрд. руб. |
% к расходам (всего) |
% к ВВП |
||
всего расходов на отрасли социальной сферы |
465,19 |
15,0 |
2,45 |
643,65 |
14,2 |
2,65 |
138,3 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
ЖКХ |
8,64 |
0,3 |
0,05 |
31,63 |
0,7 |
0,1 |
в 3,01 раза |
образование |
155,34 |
5,1 |
0,8 |
206,03 |
4,8 |
0,8 |
132,6 |
здравоохране- ние и спорт |
85,67 |
2,8 |
0,5 |
145,84 |
3,4 |
0,6 |
170,0 |
культура, кинематогра- фия, СМИ |
39,17 |
1,3 |
0,2 |
50,45 |
1,2 |
0,2 |
139,1 |
социальная политика |
167,37 |
5,5 |
0,9 |
209,9 |
4,9 |
0,9 |
125,4 |
Расходы на ЖКХ. Расходы федерального бюджета по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" предусмотрены в размере 31,63 млрд. рублей, с увеличением по сравнению с уточненными расходами на 2005 год в 3,07 раза.
Расходы данного раздела в основном носят инвестиционный характер и будут обеспечивать реализацию Федеральной целевой программы "Жилище" (23,08 млрд. рублей) по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе обеспечением жильем молодых ученых, судей, беженцев и вынужденных переселенцев, а также восстановление жилья в Чеченской Республике.
Поставленная Президентом Российской Федерации задача увеличить в 2007 году на треть объемы жилищного строительства требует уже в 2006 году решать сложные проблемы ипотечного кредитования, для чего потребуются дополнительные ресурсы и в федеральном, и в территориальных бюджетах.
Расходы на образование. Расходы на образование предусмотрены в размере 206,03 млрд. рублей, что на 26,4% больше по сравнению с уточненными расходами на 2005 год. Данный прирост расходов на образование связан с планируемым улучшением доступности и качества услуг, а также реформированием системы образования. Из общей суммы расходов (206,03 млрд. рублей) почти 80% направляется в сферу гражданского образования, прежде всего на вузовское образование (77%).
Инвестиции в данной сфере составят 13,3 млрд. рублей, которые обеспечивают выполнение федеральных целевых программ (ФЦП).
Справочно. В число ФЦП входят:
"Развитие образования на 2006-2010 гг.";
"Русский язык" (2006-2010 гг.);
"Дети России";
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" (2005-2009 гг.).
Предусмотрены рост оплаты труда работников образования, повышение стипендий, социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Размер стипендии студентам федеральных государственных высших учебных заведений, обучающимся по очной форме обучения и получающим образование за счет средств федерального бюджета, был повышен с 1 сентября 2005 года до 600 рублей. В 2006 году минимальный размер стипендии данной категории студентов предусматривается сохранить на существующем уровне.
Стипендии для аспирантов и докторантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных организаций с 1 января 2006 года предусматривается повысить соответственно до 1500 рублей для аспирантов и 3000 рублей для докторантов.
Предполагается увеличить в 2006 году размер стипендий учащихся и студентов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования со 140 до 210 рублей.
В 2006 году на эти цели выделяется 956 млн. рублей, в том числе 766 млн. рублей – на учреждения среднего профессионального образования и 189,7 млн. рублей – на учреждения начального профессионального образования.
Справочно:
Из общих расходов на образование на обеспечение предоставления профессионального образования предусматривается выделить в учреждениях:
начального профессионального образования 6728,5 млн. рублей (прирост по сравнению с 2005 г. на 57,7%);
среднего профессионального образования – 21840,8 млн. рублей (прирост по сравнению с 2005 г. на 6,9%);
высшего профессионального образования – 158922,9 млн. рублей (прирост по сравнению с 2005 г. на 38,6 %);
на переподготовку и повышение квалификации кадров – 3912,6 млн. рублей (прирост по сравнению с 2005 г. на 65,7%).
При формировании проекта федерального бюджета 2006 года были учтены дополнительные расходы на:
увеличение денежного поощрения в размере месячного денежного оклада по воинской должности с 1 марта 2005 года военнослужащим, работающим на военных кафедрах гражданских высших учебных заведений в сумме 37,4 млн. рублей.
- на повышение оплаты труда работников образования, занятых в федеральных государственных образовательных учреждениях гражданского назначения – 11 751,5 млн. рублей;
повышение размера стипендий аспирантам, докторантам федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающимся и студентам начального и среднего профессионального образования в 1,5 раза с 1 января 2006 года - 1 785,1 млн. рублей;
повышение размера стипендий Президента Российской Федерации и государственных специальных стипендий Правительства Российской Федерации студентам и аспирантам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования в 2 раза с 1 января 2006 года – 33,2 млн. рублей;
обеспечение 48,4 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесплатным питанием, обмундированием, проездом на внутригородском, пригородном транспорте и один раз в год туда и обратно (с учетом ежегодного прироста численности этой категории детей на 10 процентов), во исполнение Послания 2005 года Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации - 617,4 млн. рублей;
переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных служащих, в целях реализации Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» - 498,4 млн. рублей;
реализацию Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства - 28,3 млн. рублей;
компенсацию расходов для оплаты стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работникам образования, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» - 1 032,6 млн. рублей.
А также, в связи с введением в 2006 году в эксплуатацию в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) учебно-лабораторных площадей и общежитий, на увеличение численности обслуживающего персонала в количестве 1810 человек и коммунальные услуги - 62,6 млн. рублей.
В проекте федерального бюджета на 2006 год зарезервированы средства федерального бюджета в размере 20,7 млрд. рублей, необходимые для уплаты земельного налога и налога на имущество организациями социальной сферы и науки, в связи с отменой льгот с 1 января 2006 года и введением с 1 января 2006 года новой главы Налогового кодекса «Земельный налог».
Расходы на культурно-массовые и оздоровительные мероприятия студентов заложены в сумме 1,82 млрд. рублей.
В рамках рассматриваемого законопроекта Правительство Российской Федерации предполагает осуществить повышение оплаты труда работников федеральных государственных учреждений в три этапа.
В целом предполагается, что фонд оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, оплачиваемых по ЕТС, возрастет по сравнению с 2005 годом на 43,3 млрд. рублей и составит 242,1 млрд. рублей. Таким образом, уровень реальной заработной платы по предварительным расчетам в 2006 году увеличится на 11,1%.
Бюджетное финансирование должно обеспечить в 2006 году продолжение реформирования системы отечественного образования. Реформы осуществляются в соответствии с Национальной доктриной образования в Российской Федерации (далее Доктрина) и Концепцией модернизации российского образования до 2010 года (далее - Концепция).
Нужно отметить, что необходимость преобразований в данной сфере и повышение роли образования связаны с произошедшими в конце XX века глубокими переменами как внутри страны, так и в мире. Это - экономические изменения, демократизация общественных отношений и становление правового государства в России, а также с общемировые процессы глобализации, интеграции и информатизации, которые сделали качество человеческого потенциала, зависящего от образования населения, одним из ключевых факторов конкурентоспособности государств на мировой арене.
Принципами государственной политики в образовании, закрепленными в законодательстве Российской Федерации об образовании, а также в Концепции и Доктрине, являются обеспечение доступности и качества образования, повышение статуса преподавателей.
В Концепции подчеркивается важность финансового обеспечения реформ и четкого разграничения полномочий и ответственности в данной сфере между различными уровнями власти.
Увеличение финансирования образования в проекте федерального бюджета на 2006 год соответствует положениям Концепции.
В целом рост бюджетных расходов на образование на 26,4% не обеспечит существующие потребности в полном объеме. Более того, частично данное увеличение произойдет из-за необходимости выполнения обязательств, взятых в 2005 году (например, стипендии студентам вузов были увеличены с 1 апреля и с 1 сентября 2005 года и в 2006 году средств на реализацию этого повышения необходимо больше, чем в предыдущем, хотя размер стипендии не меняется).
Нужно отметить и следующее: по разделу «детские дома» (выделено 35,4 млн. руб.) увеличение финансирование составляет всего около 13%, что представляется недостаточным.
Расходы на здравоохранение. Расходы на здравоохранение и спорт установлены в объеме 145,84 млрд. рублей, с увеличением по сравнению с фактическими затратами в 2005 году в 1,66 раза, а в реальном исчислении - более, чем в 1,5 раза. Важнейшими приоритетами определены меры, направленные на улучшение репродуктивного здоровья, повышение качества охраны материнства и детства, стабилизацию уровня социальных заболеваний, профилактику, снижение заболеваемости и смертности населения.
Инвестиции в данную сферу определены в размере 21,9 млрд. рублей. Значительный объем инвестиций направляется на реализацию федеральных целевых программ: "Дети России", "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации"
(до 2008 г.); "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера" и др.
Расходы на культуру, кинематографию и средства массовой информации. Расходы по данному разделу на 2006 год определены в размере 50,45 млрд. рублей, с увеличением по сравнению с уточненными расходами на 2005 год в 1,08 раза.
По подразделу "Культура" предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 29,95 млрд. рублей, с увеличением по сравнению с 2005 годом в 1,7 раза, которые направляются на содержание 131 федерального учреждения культуры и искусства, в том числе 38 особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, противопожарную безопасность учреждений культуры, государственную поддержку деятельности цирковых организаций, реставрацию памятников истории и культуры религиозного назначения.
В целях обеспечения сохранения и развития отрасли в проекте бюджета выделены дополнительные ассигнования в сумме 3,45 млрд. рублей по следующим видам расходов:
на приобретение оборудования для учреждений культуры и искусства в сумме 1,2 млрд. рублей;
на капитальный ремонт и реставрацию зданий учреждений культуры в сумме 0,88 млрд. рублей.
Расходы по разделу "Социальная политика". Расходы по данному разделу на 2006 год определены в объеме 209,5 млрд. рублей (114% к уточненному уровню 2005 года), а в реальном исчислении – 105-107% к уровню 2005 года.
Справочно: Важнейшими структурными элементами этого раздела являются расходы: на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной и приравненной к ней службы; социальное обслуживание и социальное обеспечение населения; борьбу с беспризорностью, опеку и попечительство; научные исследования и ряд прочих расходов.
Удельный вес расходов раздела "Социальная политика" в общих расходах федерального бюджета составляет 4,9%, против 5,6% в
2005 году, 6,1% в 2004 году, 6,4% в 2003 году, что свидетельствует об устойчивой динамике понижения их доли в общих расходах.
Важнейшей статьей данного раздела, составляющей почти 70% от всех расходов раздела, является "пенсионное обеспечение", на которое выделяются ресурсы в сумме 145,4 млрд. рублей (115,2% к уровню 2005 года).
Рост расходов на пенсии и пособия за счет федерального бюджета во многом обусловлен переводом натуральных льгот в денежную форму.
По подразделу "Социальное обслуживание населения" предусматриваются средства в сумме 3,1 млрд. рублей, с увеличением к уровню 2005 года в 1,15 раза. Из указанных средств основная доля предназначена на обеспечение деятельности медико-социальных экспертных комиссий (МСЭК) в размере 2,78 млрд. рублей, с увеличением к уровню 2005 года на 16%.
По оценкам Минздравсоцразвития России, с учетом штатной численности работников МСЭК, планируемого повышения заработной платы, роста тарифов на коммунальные и транспортные услуги, а также других затрат на указанную статью расходов в 2006 году потребуется около 4 млрд. рублей. С учетом социальной значимости МСЭК представляется оправданным рассмотреть вопрос о повышении расходов по этой статье.
На обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания населения в 2006 году предусмотрены следующие объемы ресурсов:
домов-интернатов для престарелых и инвалидов – 181,3 млн. рублей (109,6% к уровню 2005 года);
учреждений по обучению инвалидов – 48,2 млн. рублей (111% к уровню 2005 года);
стационаров сложного протезирования – 93,7 млн. рублей (на уровне 2005 года).
Следует отметить серьезную изношенность материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и низкий уровень заработной платы персонала этой отрасли, который с учетом иждивенческой нагрузки в большинстве случаев ниже уровня потребительской корзины. В этой связи проект бюджета 2006 года не предусматривает достаточных по объему ресурсов не только для качественного улучшения ситуации в данной сфере, но, зачастую, и для покрытия заниженного уровня текущих расходов.
Государственная политика занятости. Проектом федерального бюджета на 2006 год общие расходы в сфере государственной политики занятости предусмотрены в объеме 24,75 млрд. рублей (108,8% к уровню 2005 года).
Из них, расходы на социальную поддержку безработных граждан, включая пособия по безработице, установлены в сумме 22 млрд. рублей (110,2% к уровню 2005 года).
Расходы на финансирование мероприятий в области занятости населения на 2006 год, то есть на активные меры на рынке труда, предусмотренные в разделе "Национальная экономика", сохранены на уровне текущего года - в сумме 2,74 млрд. рублей.
Таким образом, в 2006 году еще более увеличивается диспропорция в затратах федерального бюджета на оказание мер социальной поддержки безработных граждан и на мероприятия активной политики занятости на рынке труда. Из общего объема средств федерального бюджета, предусмотренных на цели государственной политики занятости населения в 2006 году, они составляют лишь около 11%, против 12% в 2005 году.
Из этого следует, что государственная политика занятости населения в 2006 году по-прежнему, как и в предыдущие годы, носит ярко выраженный пассивный характер. При этом, согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год, в следующем году численность зарегистрированных в службе занятости безработных увеличится по сравнению с 2005 годом с 1,9 до 2,0 млн. человек, соответственно, уровень зарегистрированной безработицы повысится с 2,6 до 2,8 процентов.
Проблемы финансирования государственной молодежной политики в проекте федерального бюджета на 2006 год и перспективном финансовом плане на 2006-2008 годы. Важнейшим инструментом осуществления государственной молодежной политики молодежи являются федеральные целевые программы (ФЦП). В рамках ФЦП «Молодежь России» ведется работа по решению жилищных проблем молодежи, организации комплекса мер по укреплению молодой семьи, формированию условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодого поколения, профилактике наркомании и асоциальных явлений, формированию системы социальных служб и клубов для молодежи, развитию молодежного отдыха, содействию занятости и поддержке молодежного предпринимательства.
В настоящее время обсуждается концепция ФЦП «Молодежь России» на 2006-2010 годы. Разработчиками предлагается увеличить среднегодовое финансирование программы не менее чем в 20 раз (объем финансирования программы «Молодежь России» в 2005 году составляет 96 млн. рублей). Финансирование программных мероприятий предусматривается за счет средств федерального бюджета с привлечением внебюджетных источников. При этом подготовлен прогноз развития ситуации в молодежной политике, построенный с учетом рисков недофинансирования программных мер.
По оценкам разработчиков, бюджет федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2006-2010 годы составит 13 млрд. рублей. Распределяться они будут через систему крупных грантов на развитие 6 основных проектов в рамках федеральной программы: о здоровье молодых; молодая семья; молодежь на рынке труда; молодежь в гражданском обществе; молодежь в тяжелых жизненных ситуациях; молодежь в информационном обществе.
В июле 2005 г. Правительство России утвердило новую программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2006-2010 годы. На ее реализацию планируется выделить в течение пяти лет из федерального бюджета порядка 500 млн. руб.
Важное значение имеет подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище (2002-2010 годы)», призванная обеспечить поддержку молодых семей в целях улучшения демографической ситуации в России.
Сегодня широко обсуждается проект Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации на период 2006-2016 гг. Решение задач молодежной политики предполагается осуществлять на основе взаимодействия государства со структурами гражданского общества с привлечением грантовых процедур. Реализация мероприятий, как предполагают разработчики, должна финансироваться из расчета 20% - федеральный бюджет и 80% - региональные, местные бюджеты и внебюджетные источники.
В сентябре 2005 г. Правительством Российской Федерации утверждена Концепция Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». Объем ее финансирования должен составить в 2006 году 2,7 млрд. рублей. При этом на капитальные вложения будет направлено 2,5 млрд. рублей, на НИОКР - 60,0 млн. рублей, на пропаганду занятий физической культурой и спортом - 90,0 млн. рублей. За счет капитальных вложений будет осуществлено финансирование строительства 1000 спортивных центров, 1467 многофункциональных залов, 733 залов с бассейнами и 733 стадионов-площадок в образовательных учреждениях.
* * *
Таким образом, социальные характеристики проекта федерального бюджета на 2006 год нельзя оценить однозначно, например, в терминах "положительная или отрицательная динамика расходов". Так, высокий рост расходов на ЖКХ, здравоохранение и образование связан с необходимостью компенсировать диспропорции и недофинансирование территориальных бюджетов, которые возникли после передачи полномочий по исполнению данных функций на региональный и муниципальные уровни.
О результатах финансового обеспечения бюджетных расходов по этим статьям расходов можно будет судить к концу 1-го полугодия 2006 года.
Можно отметить, что по-прежнему сохраняется ряд острых проблем в социальной сфере, важнейшими из которых являются:
неравномерность в доступе к финансовым ресурсам регионов, которая приводит к многократным различиям в уровнях медицинской помощи, образования, заработной платы, что требует активной государственной политики выравнивания возможностей регионов;
высокий износ основных фондов и инфраструктуры социальной сферы, при крайне недостаточных инвестициях в обновление фондов: около 2% в образование и около 3% в здравоохранение, что в десятки раз меньше, чем требуется;
сложившиеся низкие уровни заработной платы работников бюджетной сферы.
Справочно:
В консолидированном бюджете на 2006 год предусматривается выделить на финансирование: здравоохранения – 607,2 млрд. рублей (или 2,5% ВВП); образования – 885 млрд. рублей (или 3,6% ВВП).
С позиции нормативного обеспечения данные объемы финансовых ресурсов на душу населения составляют всего половину от величины средств, которые рекомендует Всемирная организация здравоохранения (5% ВВП – на здравоохранение) и мировая практика распределения средств на социальные функции государства
(см. Таблицу 4).
Таблица 4
Структура расходов на социальное обеспечение
и здравоохранение в ряде западных стран и России
Страна |
Доля общих расходов на социальное обеспечение в ВВП |
Доля пенсий в ВВП |
Доля расходов на здравоохранение в ВВП |
Все страны |
14,5 |
6,6 |
4,9 |
Европа |
26,2 |
14,9 |
5,8 |
США |
16,5 |
7,2 |
7,6 |
Венгрия |
22,3 |
9,3 |
5,4 |
Польша |
25,1 |
14,3 |
5,2 |
Чехия |
18,8 |
8,1 |
6,8 |
Россия (проект 2006 г.) |
10,2 |
6,5 |
2,5 |
Источник: Труд в мире 2000. Обеспечение дохода и социальная защита в меняющемся мире. Международное Бюро Труда. Женева. Москва, 2001. -С.315-317.
Накопленный с начала 90-х годов комплекс проблем, связанный с недофинансированием социальной сферы страны, можно решить только с помощью системных, крупномасштабных государственных программ.
Расходы на финансирование отраслей социальной сферы (образование, культура, здравоохранение, ЖКХ и социальная политика) в проекте федерального бюджета на 2006 год определены в сумме 643,65 млрд. рублей, что на 38,3% выше соответствующего показателя 2005 года. Следует отметить, что по показателю доли в ВВП увеличение социальных расходов составит 0,2 процентных пункта и достигнет 2,65% ВВП. В общих расходах федерального бюджета доля расходов на финансирование отраслей социальной сферы уменьшится на 0,8 процентных пункта: с 15,0 до 14,2% (см. Таблицу 3), что по крайней мере в три раза меньше доли среднемирового показателя бюджетных расходов на социальные функции государства.
Таблица 3
Динамика расходов на финансирование социальной сферы
в федеральном бюджете в 2005-2006 гг.
Раздел |
2005 г. (закон) |
2006 г. (проект) |
Темпы роста, % |
||||
млрд. руб. |
% к расходам (всего) |
% к ВВП |
млрд. руб. |
% к расходам (всего) |
% к ВВП |
||
всего расходов на отрасли социальной сферы |
465,19 |
15,0 |
2,45 |
643,65 |
14,2 |
2,65 |
138,3 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
ЖКХ |
8,64 |
0,3 |
0,05 |
31,63 |
0,7 |
0,1 |
в 3,01 раза |
образование |
155,34 |
5,1 |
0,8 |
206,03 |
4,8 |
0,8 |
132,6 |
здравоохране- ние и спорт |
85,67 |
2,8 |
0,5 |
145,84 |
3,4 |
0,6 |
170,0 |
культура, кинематогра- фия, СМИ |
39,17 |
1,3 |
0,2 |
50,45 |
1,2 |
0,2 |
139,1 |
социальная политика |
167,37 |
5,5 |
0,9 |
209,9 |
4,9 |
0,9 |
125,4 |
Расходы на ЖКХ. Расходы федерального бюджета по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" предусмотрены в размере 31,63 млрд. рублей, с увеличением по сравнению с уточненными расходами на 2005 год в 3,07 раза.
Расходы данного раздела в основном носят инвестиционный характер и будут обеспечивать реализацию Федеральной целевой программы "Жилище" (23,08 млрд. рублей) по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе обеспечением жильем молодых ученых, судей, беженцев и вынужденных переселенцев, а также восстановление жилья в Чеченской Республике.
Поставленная Президентом Российской Федерации задача увеличить в 2007 году на треть объемы жилищного строительства требует уже в 2006 году решать сложные проблемы ипотечного кредитования, для чего потребуются дополнительные ресурсы и в федеральном, и в территориальных бюджетах.
Расходы на образование. Расходы на образование предусмотрены в размере 206,03 млрд. рублей, что на 26,4% больше по сравнению с уточненными расходами на 2005 год. Данный прирост расходов на образование связан с планируемым улучшением доступности и качества услуг, а также реформированием системы образования. Из общей суммы расходов (206,03 млрд. рублей) почти 80% направляется в сферу гражданского образования, прежде всего на вузовское образование (77%).
Инвестиции в данной сфере составят 13,3 млрд. рублей, которые обеспечивают выполнение федеральных целевых программ (ФЦП).
Справочно. В число ФЦП входят:
"Развитие образования на 2006-2010 гг.";
"Русский язык" (2006-2010 гг.);
"Дети России";
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" (2005-2009 гг.).
Предусмотрены рост оплаты труда работников образования, повышение стипендий, социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Размер стипендии студентам федеральных государственных высших учебных заведений, обучающимся по очной форме обучения и получающим образование за счет средств федерального бюджета, был повышен с 1 сентября 2005 года до 600 рублей. В 2006 году минимальный размер стипендии данной категории студентов предусматривается сохранить на существующем уровне.
Стипендии для аспирантов и докторантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных организаций с 1 января 2006 года предусматривается повысить соответственно до 1500 рублей для аспирантов и 3000 рублей для докторантов.
Предполагается увеличить в 2006 году размер стипендий учащихся и студентов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования со 140 до 210 рублей.
В 2006 году на эти цели выделяется 956 млн. рублей, в том числе 766 млн. рублей – на учреждения среднего профессионального образования и 189,7 млн. рублей – на учреждения начального профессионального образования.
Справочно:
Из общих расходов на образование на обеспечение предоставления профессионального образования предусматривается выделить в учреждениях:
начального профессионального образования 6728,5 млн. рублей (прирост по сравнению с 2005 г. на 57,7%);
среднего профессионального образования – 21840,8 млн. рублей (прирост по сравнению с 2005 г. на 6,9%);
высшего профессионального образования – 158922,9 млн. рублей (прирост по сравнению с 2005 г. на 38,6 %);
на переподготовку и повышение квалификации кадров – 3912,6 млн. рублей (прирост по сравнению с 2005 г. на 65,7%).
При формировании проекта федерального бюджета 2006 года были учтены дополнительные расходы на:
увеличение денежного поощрения в размере месячного денежного оклада по воинской должности с 1 марта 2005 года военнослужащим, работающим на военных кафедрах гражданских высших учебных заведений в сумме 37,4 млн. рублей.
- на повышение оплаты труда работников образования, занятых в федеральных государственных образовательных учреждениях гражданского назначения – 11 751,5 млн. рублей;
повышение размера стипендий аспирантам, докторантам федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающимся и студентам начального и среднего профессионального образования в 1,5 раза с 1 января 2006 года - 1 785,1 млн. рублей;
повышение размера стипендий Президента Российской Федерации и государственных специальных стипендий Правительства Российской Федерации студентам и аспирантам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования в 2 раза с 1 января 2006 года – 33,2 млн. рублей;
обеспечение 48,4 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесплатным питанием, обмундированием, проездом на внутригородском, пригородном транспорте и один раз в год туда и обратно (с учетом ежегодного прироста численности этой категории детей на 10 процентов), во исполнение Послания 2005 года Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации - 617,4 млн. рублей;
переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных служащих, в целях реализации Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» - 498,4 млн. рублей;
реализацию Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства - 28,3 млн. рублей;
компенсацию расходов для оплаты стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работникам образования, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» - 1 032,6 млн. рублей.
А также, в связи с введением в 2006 году в эксплуатацию в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) учебно-лабораторных площадей и общежитий, на увеличение численности обслуживающего персонала в количестве 1810 человек и коммунальные услуги - 62,6 млн. рублей.
В проекте федерального бюджета на 2006 год зарезервированы средства федерального бюджета в размере 20,7 млрд. рублей, необходимые для уплаты земельного налога и налога на имущество организациями социальной сферы и науки, в связи с отменой льгот с 1 января 2006 года и введением с 1 января 2006 года новой главы Налогового кодекса «Земельный налог».
Расходы на культурно-массовые и оздоровительные мероприятия студентов заложены в сумме 1,82 млрд. рублей.
В рамках рассматриваемого законопроекта Правительство Российской Федерации предполагает осуществить повышение оплаты труда работников федеральных государственных учреждений в три этапа.
В целом предполагается, что фонд оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, оплачиваемых по ЕТС, возрастет по сравнению с 2005 годом на 43,3 млрд. рублей и составит 242,1 млрд. рублей. Таким образом, уровень реальной заработной платы по предварительным расчетам в 2006 году увеличится на 11,1%.
Бюджетное финансирование должно обеспечить в 2006 году продолжение реформирования системы отечественного образования. Реформы осуществляются в соответствии с Национальной доктриной образования в Российской Федерации (далее Доктрина) и Концепцией модернизации российского образования до 2010 года (далее - Концепция).
Нужно отметить, что необходимость преобразований в данной сфере и повышение роли образования связаны с произошедшими в конце XX века глубокими переменами как внутри страны, так и в мире. Это - экономические изменения, демократизация общественных отношений и становление правового государства в России, а также с общемировые процессы глобализации, интеграции и информатизации, которые сделали качество человеческого потенциала, зависящего от образования населения, одним из ключевых факторов конкурентоспособности государств на мировой арене.
Принципами государственной политики в образовании, закрепленными в законодательстве Российской Федерации об образовании, а также в Концепции и Доктрине, являются обеспечение доступности и качества образования, повышение статуса преподавателей.
В Концепции подчеркивается важность финансового обеспечения реформ и четкого разграничения полномочий и ответственности в данной сфере между различными уровнями власти.
Увеличение финансирования образования в проекте федерального бюджета на 2006 год соответствует положениям Концепции.
В целом рост бюджетных расходов на образование на 26,4% не обеспечит существующие потребности в полном объеме. Более того, частично данное увеличение произойдет из-за необходимости выполнения обязательств, взятых в 2005 году (например, стипендии студентам вузов были увеличены с 1 апреля и с 1 сентября 2005 года и в 2006 году средств на реализацию этого повышения необходимо больше, чем в предыдущем, хотя размер стипендии не меняется).
Нужно отметить и следующее: по разделу «детские дома» (выделено 35,4 млн. руб.) увеличение финансирование составляет всего около 13%, что представляется недостаточным.
Расходы на здравоохранение. Расходы на здравоохранение и спорт установлены в объеме 145,84 млрд. рублей, с увеличением по сравнению с фактическими затратами в 2005 году в 1,66 раза, а в реальном исчислении - более, чем в 1,5 раза. Важнейшими приоритетами определены меры, направленные на улучшение репродуктивного здоровья, повышение качества охраны материнства и детства, стабилизацию уровня социальных заболеваний, профилактику, снижение заболеваемости и смертности населения.
Инвестиции в данную сферу определены в размере 21,9 млрд. рублей. Значительный объем инвестиций направляется на реализацию федеральных целевых программ: "Дети России", "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации"
(до 2008 г.); "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера" и др.
Расходы на культуру, кинематографию и средства массовой информации. Расходы по данному разделу на 2006 год определены в размере 50,45 млрд. рублей, с увеличением по сравнению с уточненными расходами на 2005 год в 1,08 раза.
По подразделу "Культура" предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 29,95 млрд. рублей, с увеличением по сравнению с 2005 годом в 1,7 раза, которые направляются на содержание 131 федерального учреждения культуры и искусства, в том числе 38 особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, противопожарную безопасность учреждений культуры, государственную поддержку деятельности цирковых организаций, реставрацию памятников истории и культуры религиозного назначения.
В целях обеспечения сохранения и развития отрасли в проекте бюджета выделены дополнительные ассигнования в сумме 3,45 млрд. рублей по следующим видам расходов:
на приобретение оборудования для учреждений культуры и искусства в сумме 1,2 млрд. рублей;
на капитальный ремонт и реставрацию зданий учреждений культуры в сумме 0,88 млрд. рублей.
Расходы по разделу "Социальная политика". Расходы по данному разделу на 2006 год определены в объеме 209,5 млрд. рублей (114% к уточненному уровню 2005 года), а в реальном исчислении – 105-107% к уровню 2005 года.
Справочно: Важнейшими структурными элементами этого раздела являются расходы: на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной и приравненной к ней службы; социальное обслуживание и социальное обеспечение населения; борьбу с беспризорностью, опеку и попечительство; научные исследования и ряд прочих расходов.
Удельный вес расходов раздела "Социальная политика" в общих расходах федерального бюджета составляет 4,9%, против 5,6% в
2005 году, 6,1% в 2004 году, 6,4% в 2003 году, что свидетельствует об устойчивой динамике понижения их доли в общих расходах.
Важнейшей статьей данного раздела, составляющей почти 70% от всех расходов раздела, является "пенсионное обеспечение", на которое выделяются ресурсы в сумме 145,4 млрд. рублей (115,2% к уровню 2005 года).
Рост расходов на пенсии и пособия за счет федерального бюджета во многом обусловлен переводом натуральных льгот в денежную форму.
По подразделу "Социальное обслуживание населения" предусматриваются средства в сумме 3,1 млрд. рублей, с увеличением к уровню 2005 года в 1,15 раза. Из указанных средств основная доля предназначена на обеспечение деятельности медико-социальных экспертных комиссий (МСЭК) в размере 2,78 млрд. рублей, с увеличением к уровню 2005 года на 16%.
По оценкам Минздравсоцразвития России, с учетом штатной численности работников МСЭК, планируемого повышения заработной платы, роста тарифов на коммунальные и транспортные услуги, а также других затрат на указанную статью расходов в 2006 году потребуется около 4 млрд. рублей. С учетом социальной значимости МСЭК представляется оправданным рассмотреть вопрос о повышении расходов по этой статье.
На обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания населения в 2006 году предусмотрены следующие объемы ресурсов:
домов-интернатов для престарелых и инвалидов – 181,3 млн. рублей (109,6% к уровню 2005 года);
учреждений по обучению инвалидов – 48,2 млн. рублей (111% к уровню 2005 года);
стационаров сложного протезирования – 93,7 млн. рублей (на уровне 2005 года).
Следует отметить серьезную изношенность материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и низкий уровень заработной платы персонала этой отрасли, который с учетом иждивенческой нагрузки в большинстве случаев ниже уровня потребительской корзины. В этой связи проект бюджета 2006 года не предусматривает достаточных по объему ресурсов не только для качественного улучшения ситуации в данной сфере, но, зачастую, и для покрытия заниженного уровня текущих расходов.
Государственная политика занятости. Проектом федерального бюджета на 2006 год общие расходы в сфере государственной политики занятости предусмотрены в объеме 24,75 млрд. рублей (108,8% к уровню 2005 года).
Из них, расходы на социальную поддержку безработных граждан, включая пособия по безработице, установлены в сумме 22 млрд. рублей (110,2% к уровню 2005 года).
Расходы на финансирование мероприятий в области занятости населения на 2006 год, то есть на активные меры на рынке труда, предусмотренные в разделе "Национальная экономика", сохранены на уровне текущего года - в сумме 2,74 млрд. рублей.
Таким образом, в 2006 году еще более увеличивается диспропорция в затратах федерального бюджета на оказание мер социальной поддержки безработных граждан и на мероприятия активной политики занятости на рынке труда. Из общего объема средств федерального бюджета, предусмотренных на цели государственной политики занятости населения в 2006 году, они составляют лишь около 11%, против 12% в 2005 году.
Из этого следует, что государственная политика занятости населения в 2006 году по-прежнему, как и в предыдущие годы, носит ярко выраженный пассивный характер. При этом, согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год, в следующем году численность зарегистрированных в службе занятости безработных увеличится по сравнению с 2005 годом с 1,9 до 2,0 млн. человек, соответственно, уровень зарегистрированной безработицы повысится с 2,6 до 2,8 процентов.
Проблемы финансирования государственной молодежной политики в проекте федерального бюджета на 2006 год и перспективном финансовом плане на 2006-2008 годы. Важнейшим инструментом осуществления государственной молодежной политики молодежи являются федеральные целевые программы (ФЦП). В рамках ФЦП «Молодежь России» ведется работа по решению жилищных проблем молодежи, организации комплекса мер по укреплению молодой семьи, формированию условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодого поколения, профилактике наркомании и асоциальных явлений, формированию системы социальных служб и клубов для молодежи, развитию молодежного отдыха, содействию занятости и поддержке молодежного предпринимательства.
В настоящее время обсуждается концепция ФЦП «Молодежь России» на 2006-2010 годы. Разработчиками предлагается увеличить среднегодовое финансирование программы не менее чем в 20 раз (объем финансирования программы «Молодежь России» в 2005 году составляет 96 млн. рублей). Финансирование программных мероприятий предусматривается за счет средств федерального бюджета с привлечением внебюджетных источников. При этом подготовлен прогноз развития ситуации в молодежной политике, построенный с учетом рисков недофинансирования программных мер.
По оценкам разработчиков, бюджет федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2006-2010 годы составит 13 млрд. рублей. Распределяться они будут через систему крупных грантов на развитие 6 основных проектов в рамках федеральной программы: о здоровье молодых; молодая семья; молодежь на рынке труда; молодежь в гражданском обществе; молодежь в тяжелых жизненных ситуациях; молодежь в информационном обществе.
В июле 2005 г. Правительство России утвердило новую программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2006-2010 годы. На ее реализацию планируется выделить в течение пяти лет из федерального бюджета порядка 500 млн. руб.
Важное значение имеет подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище (2002-2010 годы)», призванная обеспечить поддержку молодых семей в целях улучшения демографической ситуации в России.
Сегодня широко обсуждается проект Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации на период 2006-2016 гг. Решение задач молодежной политики предполагается осуществлять на основе взаимодействия государства со структурами гражданского общества с привлечением грантовых процедур. Реализация мероприятий, как предполагают разработчики, должна финансироваться из расчета 20% - федеральный бюджет и 80% - региональные, местные бюджеты и внебюджетные источники.
В сентябре 2005 г. Правительством Российской Федерации утверждена Концепция Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». Объем ее финансирования должен составить в 2006 году 2,7 млрд. рублей. При этом на капитальные вложения будет направлено 2,5 млрд. рублей, на НИОКР - 60,0 млн. рублей, на пропаганду занятий физической культурой и спортом - 90,0 млн. рублей. За счет капитальных вложений будет осуществлено финансирование строительства 1000 спортивных центров, 1467 многофункциональных залов, 733 залов с бассейнами и 733 стадионов-площадок в образовательных учреждениях.
* * *
Таким образом, социальные характеристики проекта федерального бюджета на 2006 год нельзя оценить однозначно, например, в терминах "положительная или отрицательная динамика расходов". Так, высокий рост расходов на ЖКХ, здравоохранение и образование связан с необходимостью компенсировать диспропорции и недофинансирование территориальных бюджетов, которые возникли после передачи полномочий по исполнению данных функций на региональный и муниципальные уровни.
О результатах финансового обеспечения бюджетных расходов по этим статьям расходов можно будет судить к концу 1-го полугодия 2006 года.
Можно отметить, что по-прежнему сохраняется ряд острых проблем в социальной сфере, важнейшими из которых являются:
неравномерность в доступе к финансовым ресурсам регионов, которая приводит к многократным различиям в уровнях медицинской помощи, образования, заработной платы, что требует активной государственной политики выравнивания возможностей регионов;
высокий износ основных фондов и инфраструктуры социальной сферы, при крайне недостаточных инвестициях в обновление фондов: около 2% в образование и около 3% в здравоохранение, что в десятки раз меньше, чем требуется;
сложившиеся низкие уровни заработной платы работников бюджетной сферы.
Справочно:
В консолидированном бюджете на 2006 год предусматривается выделить на финансирование: здравоохранения – 607,2 млрд. рублей (или 2,5% ВВП); образования – 885 млрд. рублей (или 3,6% ВВП).
С позиции нормативного обеспечения данные объемы финансовых ресурсов на душу населения составляют всего половину от величины средств, которые рекомендует Всемирная организация здравоохранения (5% ВВП – на здравоохранение) и мировая практика распределения средств на социальные функции государства
(см. Таблицу 4).
Таблица 4
Структура расходов на социальное обеспечение
и здравоохранение в ряде западных стран и России
Страна |
Доля общих расходов на социальное обеспечение в ВВП |
Доля пенсий в ВВП |
Доля расходов на здравоохранение в ВВП |
Все страны |
14,5 |
6,6 |
4,9 |
Европа |
26,2 |
14,9 |
5,8 |
США |
16,5 |
7,2 |
7,6 |
Венгрия |
22,3 |
9,3 |
5,4 |
Польша |
25,1 |
14,3 |
5,2 |
Чехия |
18,8 |
8,1 |
6,8 |
Россия (проект 2006 г.) |
10,2 |
6,5 |
2,5 |
Источник: Труд в мире 2000. Обеспечение дохода и социальная защита в меняющемся мире. Международное Бюро Труда. Женева. Москва, 2001. -С.315-317.
Накопленный с начала 90-х годов комплекс проблем, связанный с недофинансированием социальной сферы страны, можно решить только с помощью системных, крупномасштабных государственных программ.