II. Финансирование отраслей социальной сферы

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 

Расходы на финансирование отраслей социальной сферы (образование, культура, здравоохранение, ЖКХ и социальная политика) в проекте федерального бюджета на 2006 год определены в сумме 643,65 млрд. рублей, что на 38,3% выше соответствующего показателя 2005 года. Следует отметить, что по показателю доли в ВВП увеличение социальных расходов составит 0,2 процентных пункта и достигнет 2,65% ВВП. В общих расходах федерального бюджета доля расходов на финансирование отраслей социальной сферы уменьшится на 0,8 процентных пункта: с 15,0 до 14,2% (см. Таблицу 3), что по крайней мере в три раза меньше доли среднемирового показателя бюджетных расходов на социальные функции государства.

Таблица 3

Динамика расходов на финансирование социальной сферы

в федеральном бюджете в 2005-2006 гг.

 

Раздел

2005 г. (закон)

2006 г. (проект)

Темпы роста, %

млрд.

руб.

% к расходам (всего)

%

к ВВП

млрд.

руб.

% к расходам (всего)

%

к ВВП

всего расходов

на отрасли

социальной сферы

465,19

15,0

2,45

643,65

14,2

2,65

138,3

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

ЖКХ

8,64

0,3

0,05

31,63

0,7

0,1

в 3,01 раза

образование

155,34

5,1

0,8

206,03

4,8

0,8

132,6

здравоохране-

ние и спорт

85,67

2,8

0,5

145,84

3,4

0,6

170,0

культура,

кинематогра-

фия, СМИ

39,17

1,3

0,2

50,45

1,2

0,2

139,1

социальная

политика

167,37

5,5

0,9

209,9

4,9

0,9

125,4

 

Расходы на ЖКХ. Расходы федерального бюджета по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" предусмотрены в размере 31,63 млрд. рублей, с увеличением по сравнению с уточненными расходами на 2005 год в 3,07 раза.

Расходы данного раздела в основном носят инвестиционный характер и будут обеспечивать реализацию Федеральной целевой программы "Жилище" (23,08 млрд. рублей) по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе обеспечением жильем молодых ученых, судей, беженцев и вынужденных переселенцев, а также восстановление жилья в Чеченской Республике.

Поставленная Президентом Российской Федерации задача увеличить в 2007 году на треть объемы жилищного строительства требует уже в 2006 году решать сложные проблемы ипотечного кредитования, для чего потребуются дополнительные ресурсы и в федеральном, и в территориальных бюджетах.

Расходы на образование. Расходы на образование предусмотрены в размере 206,03 млрд. рублей, что на 26,4% больше по сравнению с уточненными расходами на 2005 год. Данный прирост расходов на образование связан с планируемым улучшением доступности и качества услуг, а также реформированием системы образования. Из общей суммы расходов (206,03 млрд. рублей) почти 80% направляется в сферу гражданского образования, прежде всего на вузовское образование (77%).

Инвестиции в данной сфере составят 13,3 млрд. рублей, которые обеспечивают выполнение федеральных целевых программ (ФЦП).

Справочно. В число ФЦП входят:

"Развитие образования на 2006-2010 гг.";

"Русский язык" (2006-2010 гг.);

"Дети России";

"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" (2005-2009 гг.).

Предусмотрены рост оплаты труда работников образования, повышение стипендий, социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Размер стипендии студентам федеральных государственных высших учебных заведений, обучающимся по очной форме обучения и получающим образование за счет средств федерального бюджета, был повышен с 1 сентября 2005 года до 600 рублей. В 2006 году минимальный размер стипендии данной категории студентов предусматривается сохранить на существующем уровне.

Стипендии для аспирантов и докторантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных организаций с 1 января 2006 года предусматривается повысить соответственно до 1500 рублей для аспирантов и 3000 рублей для докторантов.

Предполагается увеличить в 2006 году размер стипендий учащихся и студентов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования со 140 до 210 рублей.

В 2006 году на эти цели выделяется 956 млн. рублей, в том числе 766 млн. рублей – на учреждения среднего профессионального образования и 189,7 млн. рублей – на учреждения начального профессионального образования.

Справочно:

Из общих расходов на образование на обеспечение предоставления профессионального образования предусматривается выделить в учреждениях:

начального профессионального образования 6728,5 млн. рублей (прирост по сравнению с 2005 г. на 57,7%);

среднего профессионального образования – 21840,8 млн. рублей (прирост по сравнению с 2005 г. на 6,9%);

высшего профессионального образования – 158922,9 млн. рублей (прирост по сравнению с 2005 г. на 38,6 %);

на переподготовку и повышение квалификации кадров – 3912,6 млн. рублей (прирост по сравнению с 2005 г. на 65,7%).

При формировании проекта федерального бюджета 2006 года были учтены дополнительные расходы на:

увеличение денежного поощрения в размере месячного денежного оклада по воинской должности с 1 марта 2005 года военнослужащим, работающим на военных кафедрах гражданских высших учебных заведений в сумме 37,4 млн. рублей.

- на повышение оплаты труда работников образования, занятых в федеральных государственных образовательных учреждениях гражданского назначения – 11 751,5 млн. рублей;

повышение размера стипендий аспирантам, докторантам федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающимся и студентам начального и среднего профессионального образования в 1,5 раза с 1 января 2006 года - 1 785,1 млн. рублей;

повышение размера стипендий Президента Российской Федерации и государственных специальных стипендий Правительства Российской Федерации студентам и аспирантам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования в 2 раза с 1 января 2006 года – 33,2 млн. рублей;

обеспечение 48,4 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесплатным питанием, обмундированием, проездом на внутригородском, пригородном транспорте и один раз в год туда и обратно (с учетом ежегодного прироста численности этой категории детей на 10 процентов), во исполнение Послания 2005 года Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации - 617,4 млн. рублей;

переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных служащих, в целях реализации Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» - 498,4 млн. рублей;

реализацию Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства - 28,3 млн. рублей;

компенсацию расходов для оплаты стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работникам образования, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» - 1 032,6 млн. рублей.

А также, в связи с введением в 2006 году в эксплуатацию в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) учебно-лабораторных площадей и общежитий, на увеличение численности обслуживающего персонала в количестве 1810 человек и коммунальные услуги - 62,6 млн. рублей.

В проекте федерального бюджета на 2006 год зарезервированы средства федерального бюджета в размере 20,7 млрд. рублей, необходимые для уплаты земельного налога и налога на имущество организациями социальной сферы и науки, в связи с отменой льгот с 1 января 2006 года и введением с 1 января 2006 года новой главы Налогового кодекса «Земельный налог».

Расходы на культурно-массовые и оздоровительные мероприятия студентов заложены в сумме 1,82 млрд. рублей.

В рамках рассматриваемого законопроекта Правительство Российской Федерации предполагает осуществить повышение оплаты труда работников федеральных государственных учреждений в три этапа.

В целом предполагается, что фонд оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, оплачиваемых по ЕТС, возрастет по сравнению с 2005 годом на 43,3 млрд. рублей и составит 242,1 млрд. рублей. Таким образом, уровень реальной заработной платы по предварительным расчетам в 2006 году увеличится на 11,1%.

Бюджетное финансирование должно обеспечить в 2006 году продолжение реформирования системы отечественного образования. Реформы осуществляются в соответствии с Национальной доктриной образования в Российской Федерации (далее Доктрина) и Концепцией модернизации российского образования до 2010 года (далее - Концепция).

Нужно отметить, что необходимость преобразований в данной сфере и повышение роли образования связаны с произошедшими в конце XX века глубокими переменами как внутри страны, так и в мире. Это - экономические изменения, демократизация общественных отношений и становление правового государства в России, а также с общемировые процессы глобализации, интеграции и информатизации, которые сделали качество человеческого потенциала, зависящего от образования населения, одним из ключевых факторов конкурентоспособности государств на мировой арене.

Принципами государственной политики в образовании, закрепленными в законодательстве Российской Федерации об образовании, а также в Концепции и Доктрине, являются обеспечение доступности и качества образования, повышение статуса преподавателей.

В Концепции подчеркивается важность финансового обеспечения реформ и четкого разграничения полномочий и ответственности в данной сфере между различными уровнями власти.

Увеличение финансирования образования в проекте федерального бюджета на 2006 год соответствует положениям Концепции.

В целом рост бюджетных расходов на образование на 26,4% не обеспечит существующие потребности в полном объеме. Более того, частично данное увеличение произойдет из-за необходимости выполнения обязательств, взятых в 2005 году (например, стипендии студентам вузов были увеличены с 1 апреля и с 1 сентября 2005 года и в 2006 году средств на реализацию этого повышения необходимо больше, чем в предыдущем, хотя размер стипендии не меняется).

Нужно отметить и следующее: по разделу «детские дома» (выделено 35,4 млн. руб.) увеличение финансирование составляет всего около 13%, что представляется недостаточным.

Расходы на здравоохранение. Расходы на здравоохранение и спорт установлены в объеме 145,84 млрд. рублей, с увеличением по сравнению с фактическими затратами в 2005 году в 1,66 раза, а в реальном исчислении - более, чем в 1,5 раза. Важнейшими приоритетами определены меры, направленные на улучшение репродуктивного здоровья, повышение качества охраны материнства и детства, стабилизацию уровня социальных заболеваний, профилактику, снижение заболеваемости и смертности населения.

Инвестиции в данную сферу определены в размере 21,9 млрд. рублей. Значительный объем инвестиций направляется на реализацию федеральных целевых программ: "Дети России", "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации"

(до 2008 г.); "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера" и др.

Расходы на культуру, кинематографию и средства массовой информации. Расходы по данному разделу на 2006 год определены в размере 50,45 млрд. рублей, с увеличением по сравнению с уточненными расходами на 2005 год в 1,08 раза.

По подразделу "Культура" предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 29,95 млрд. рублей, с увеличением по сравнению с 2005 годом в 1,7 раза, которые направляются на содержание 131 федерального учреждения культуры и искусства, в том числе 38 особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, противопожарную безопасность учреждений культуры, государственную поддержку деятельности цирковых организаций, реставрацию памятников истории и культуры религиозного назначения.

В целях обеспечения сохранения и развития отрасли в проекте бюджета выделены дополнительные ассигнования в сумме 3,45 млрд. рублей по следующим видам расходов:

на приобретение оборудования для учреждений культуры и искусства в сумме 1,2 млрд. рублей;

на капитальный ремонт и реставрацию зданий учреждений культуры в сумме 0,88 млрд. рублей.

Расходы по разделу "Социальная политика". Расходы по данному разделу на 2006 год определены в объеме 209,5 млрд. рублей (114% к уточненному уровню 2005 года), а в реальном исчислении – 105-107% к уровню 2005 года.

Справочно: Важнейшими структурными элементами этого раздела являются расходы: на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной и приравненной к ней службы; социальное обслуживание и социальное обеспечение населения; борьбу с беспризорностью, опеку и попечительство; научные исследования и ряд прочих расходов.

Удельный вес расходов раздела "Социальная политика" в общих расходах федерального бюджета составляет 4,9%, против 5,6% в

2005 году, 6,1% в 2004 году, 6,4% в 2003 году, что свидетельствует об устойчивой динамике понижения их доли в общих расходах.

Важнейшей статьей данного раздела, составляющей почти 70% от всех расходов раздела, является "пенсионное обеспечение", на которое выделяются ресурсы в сумме 145,4 млрд. рублей (115,2% к уровню 2005 года).

Рост расходов на пенсии и пособия за счет федерального бюджета во многом обусловлен переводом натуральных льгот в денежную форму.

По подразделу "Социальное обслуживание населения" предусматриваются средства в сумме 3,1 млрд. рублей, с увеличением к уровню 2005 года в 1,15 раза. Из указанных средств основная доля предназначена на обеспечение деятельности медико-социальных экспертных комиссий (МСЭК) в размере 2,78 млрд. рублей, с увеличением к уровню 2005 года на 16%.

По оценкам Минздравсоцразвития России, с учетом штатной численности работников МСЭК, планируемого повышения заработной платы, роста тарифов на коммунальные и транспортные услуги, а также других затрат на указанную статью расходов в 2006 году потребуется около 4 млрд. рублей. С учетом социальной значимости МСЭК представляется оправданным рассмотреть вопрос о повышении расходов по этой статье.

На обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания населения в 2006 году предусмотрены следующие объемы ресурсов:

домов-интернатов для престарелых и инвалидов – 181,3 млн. рублей (109,6% к уровню 2005 года);

учреждений по обучению инвалидов – 48,2 млн. рублей (111% к уровню 2005 года);

стационаров сложного протезирования – 93,7 млн. рублей (на уровне 2005 года).

Следует отметить серьезную изношенность материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и низкий уровень заработной платы персонала этой отрасли, который с учетом иждивенческой нагрузки в большинстве случаев ниже уровня потребительской корзины. В этой связи проект бюджета 2006 года не предусматривает достаточных по объему ресурсов не только для качественного улучшения ситуации в данной сфере, но, зачастую, и для покрытия заниженного уровня текущих расходов.

Государственная политика занятости. Проектом федерального бюджета на 2006 год общие расходы в сфере государственной политики занятости предусмотрены в объеме 24,75 млрд. рублей (108,8% к уровню 2005 года).

Из них, расходы на социальную поддержку безработных граждан, включая пособия по безработице, установлены в сумме 22 млрд. рублей (110,2% к уровню 2005 года).

Расходы на финансирование мероприятий в области занятости населения на 2006 год, то есть на активные меры на рынке труда, предусмотренные в разделе "Национальная экономика", сохранены на уровне текущего года - в сумме 2,74 млрд. рублей.

Таким образом, в 2006 году еще более увеличивается диспропорция в затратах федерального бюджета на оказание мер социальной поддержки безработных граждан и на мероприятия активной политики занятости на рынке труда. Из общего объема средств федерального бюджета, предусмотренных на цели государственной политики занятости населения в 2006 году, они составляют лишь около 11%, против 12% в 2005 году.

Из этого следует, что государственная политика занятости населения в 2006 году по-прежнему, как и в предыдущие годы, носит ярко выраженный пассивный характер. При этом, согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год, в следующем году численность зарегистрированных в службе занятости безработных увеличится по сравнению с 2005 годом с 1,9 до 2,0 млн. человек, соответственно, уровень зарегистрированной безработицы повысится с 2,6 до 2,8 процентов.

Проблемы финансирования государственной молодежной политики в проекте федерального бюджета на 2006 год и перспективном финансовом плане на 2006-2008 годы. Важнейшим инструментом осуществления государственной молодежной политики молодежи являются федеральные целевые программы (ФЦП). В рамках ФЦП «Молодежь России» ведется работа по решению жилищных проблем молодежи, организации комплекса мер по укреплению молодой семьи, формированию условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодого поколения, профилактике наркомании и асоциальных явлений, формированию системы социальных служб и клубов для молодежи, развитию молодежного отдыха, содействию занятости и поддержке молодежного предпринимательства.

В настоящее время обсуждается концепция ФЦП «Молодежь России» на 2006-2010 годы. Разработчиками предлагается увеличить среднегодовое финансирование программы не менее чем в 20 раз (объем финансирования программы «Молодежь России» в 2005 году составляет 96 млн. рублей). Финансирование программных мероприятий предусматривается за счет средств федерального бюджета с привлечением внебюджетных источников. При этом подготовлен прогноз развития ситуации в молодежной политике, построенный с учетом рисков недофинансирования программных мер.

По оценкам разработчиков, бюджет федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2006-2010 годы составит 13 млрд. рублей. Распределяться они будут через систему крупных грантов на развитие 6 основных проектов в рамках федеральной программы: о здоровье молодых; молодая семья; молодежь на рынке труда; молодежь в гражданском обществе; молодежь в тяжелых жизненных ситуациях; молодежь в информационном обществе.

В июле 2005 г. Правительство России утвердило новую программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2006-2010 годы. На ее реализацию планируется выделить в течение пяти лет из федерального бюджета порядка 500 млн. руб.

Важное значение имеет подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище (2002-2010 годы)», призванная обеспечить поддержку молодых семей в целях улучшения демографической ситуации в России.

Сегодня широко обсуждается проект Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации на период 2006-2016 гг. Решение задач молодежной политики предполагается осуществлять на основе взаимодействия государства со структурами гражданского общества с привлечением грантовых процедур. Реализация мероприятий, как предполагают разработчики, должна финансироваться из расчета 20% - федеральный бюджет и 80% - региональные, местные бюджеты и внебюджетные источники.

В сентябре 2005 г. Правительством Российской Федерации утверждена Концепция Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». Объем ее финансирования должен составить в 2006 году 2,7 млрд. рублей. При этом на капитальные вложения будет направлено 2,5 млрд. рублей, на НИОКР - 60,0 млн. рублей, на пропаганду занятий физической культурой и спортом - 90,0 млн. рублей. За счет капитальных вложений будет осуществлено финансирование строительства 1000 спортивных центров, 1467 многофункциональных залов, 733 залов с бассейнами и 733 стадионов-площадок в образовательных учреждениях.

*  *  *

Таким образом, социальные характеристики проекта федерального бюджета на 2006 год нельзя оценить однозначно, например, в терминах "положительная или отрицательная динамика расходов". Так, высокий рост расходов на ЖКХ, здравоохранение и образование связан с необходимостью компенсировать диспропорции и недофинансирование территориальных бюджетов, которые возникли после передачи полномочий по исполнению данных функций на региональный и муниципальные уровни.

О результатах финансового обеспечения бюджетных расходов по этим статьям расходов можно будет судить к концу 1-го полугодия 2006 года.

Можно отметить, что по-прежнему сохраняется ряд острых проблем в социальной сфере, важнейшими из которых являются:

неравномерность в доступе к финансовым ресурсам регионов, которая приводит к многократным различиям в уровнях медицинской помощи, образования, заработной платы, что требует активной государственной политики выравнивания возможностей регионов;

высокий износ основных фондов и инфраструктуры социальной сферы, при крайне недостаточных инвестициях в обновление фондов: около 2% в образование и около 3% в здравоохранение, что в десятки раз меньше, чем требуется;

сложившиеся низкие уровни заработной платы работников бюджетной сферы.

Справочно:

В консолидированном бюджете на 2006 год предусматривается выделить на финансирование: здравоохранения – 607,2 млрд. рублей (или 2,5% ВВП); образования – 885 млрд. рублей (или 3,6% ВВП).

С позиции нормативного обеспечения данные объемы финансовых ресурсов на душу населения составляют всего половину от величины средств, которые рекомендует Всемирная организация здравоохранения (5% ВВП – на здравоохранение) и мировая практика распределения средств на социальные функции государства

(см. Таблицу 4).

Таблица 4

Структура расходов на социальное обеспечение

и здравоохранение в ряде западных стран и России

 

Страна

Доля общих расходов

на социальное

обеспечение в ВВП

Доля пенсий в ВВП

Доля расходов на здравоохранение

в ВВП

Все страны

14,5

6,6

4,9

Европа

26,2

14,9

5,8

США

16,5

7,2

7,6

Венгрия

22,3

9,3

5,4

Польша

25,1

14,3

5,2

Чехия

18,8

8,1

6,8

Россия (проект 2006 г.)

10,2

6,5

2,5

 

Источник: Труд в мире 2000. Обеспечение дохода и социальная защита в меняющемся мире. Международное Бюро Труда. Женева. Москва, 2001. -С.315-317.

Накопленный с начала 90-х годов комплекс проблем, связанный с недофинансированием социальной сферы страны, можно решить только с помощью системных, крупномасштабных государственных программ.

Расходы на финансирование отраслей социальной сферы (образование, культура, здравоохранение, ЖКХ и социальная политика) в проекте федерального бюджета на 2006 год определены в сумме 643,65 млрд. рублей, что на 38,3% выше соответствующего показателя 2005 года. Следует отметить, что по показателю доли в ВВП увеличение социальных расходов составит 0,2 процентных пункта и достигнет 2,65% ВВП. В общих расходах федерального бюджета доля расходов на финансирование отраслей социальной сферы уменьшится на 0,8 процентных пункта: с 15,0 до 14,2% (см. Таблицу 3), что по крайней мере в три раза меньше доли среднемирового показателя бюджетных расходов на социальные функции государства.

Таблица 3

Динамика расходов на финансирование социальной сферы

в федеральном бюджете в 2005-2006 гг.

 

Раздел

2005 г. (закон)

2006 г. (проект)

Темпы роста, %

млрд.

руб.

% к расходам (всего)

%

к ВВП

млрд.

руб.

% к расходам (всего)

%

к ВВП

всего расходов

на отрасли

социальной сферы

465,19

15,0

2,45

643,65

14,2

2,65

138,3

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

ЖКХ

8,64

0,3

0,05

31,63

0,7

0,1

в 3,01 раза

образование

155,34

5,1

0,8

206,03

4,8

0,8

132,6

здравоохране-

ние и спорт

85,67

2,8

0,5

145,84

3,4

0,6

170,0

культура,

кинематогра-

фия, СМИ

39,17

1,3

0,2

50,45

1,2

0,2

139,1

социальная

политика

167,37

5,5

0,9

209,9

4,9

0,9

125,4

 

Расходы на ЖКХ. Расходы федерального бюджета по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" предусмотрены в размере 31,63 млрд. рублей, с увеличением по сравнению с уточненными расходами на 2005 год в 3,07 раза.

Расходы данного раздела в основном носят инвестиционный характер и будут обеспечивать реализацию Федеральной целевой программы "Жилище" (23,08 млрд. рублей) по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе обеспечением жильем молодых ученых, судей, беженцев и вынужденных переселенцев, а также восстановление жилья в Чеченской Республике.

Поставленная Президентом Российской Федерации задача увеличить в 2007 году на треть объемы жилищного строительства требует уже в 2006 году решать сложные проблемы ипотечного кредитования, для чего потребуются дополнительные ресурсы и в федеральном, и в территориальных бюджетах.

Расходы на образование. Расходы на образование предусмотрены в размере 206,03 млрд. рублей, что на 26,4% больше по сравнению с уточненными расходами на 2005 год. Данный прирост расходов на образование связан с планируемым улучшением доступности и качества услуг, а также реформированием системы образования. Из общей суммы расходов (206,03 млрд. рублей) почти 80% направляется в сферу гражданского образования, прежде всего на вузовское образование (77%).

Инвестиции в данной сфере составят 13,3 млрд. рублей, которые обеспечивают выполнение федеральных целевых программ (ФЦП).

Справочно. В число ФЦП входят:

"Развитие образования на 2006-2010 гг.";

"Русский язык" (2006-2010 гг.);

"Дети России";

"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" (2005-2009 гг.).

Предусмотрены рост оплаты труда работников образования, повышение стипендий, социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Размер стипендии студентам федеральных государственных высших учебных заведений, обучающимся по очной форме обучения и получающим образование за счет средств федерального бюджета, был повышен с 1 сентября 2005 года до 600 рублей. В 2006 году минимальный размер стипендии данной категории студентов предусматривается сохранить на существующем уровне.

Стипендии для аспирантов и докторантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных организаций с 1 января 2006 года предусматривается повысить соответственно до 1500 рублей для аспирантов и 3000 рублей для докторантов.

Предполагается увеличить в 2006 году размер стипендий учащихся и студентов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования со 140 до 210 рублей.

В 2006 году на эти цели выделяется 956 млн. рублей, в том числе 766 млн. рублей – на учреждения среднего профессионального образования и 189,7 млн. рублей – на учреждения начального профессионального образования.

Справочно:

Из общих расходов на образование на обеспечение предоставления профессионального образования предусматривается выделить в учреждениях:

начального профессионального образования 6728,5 млн. рублей (прирост по сравнению с 2005 г. на 57,7%);

среднего профессионального образования – 21840,8 млн. рублей (прирост по сравнению с 2005 г. на 6,9%);

высшего профессионального образования – 158922,9 млн. рублей (прирост по сравнению с 2005 г. на 38,6 %);

на переподготовку и повышение квалификации кадров – 3912,6 млн. рублей (прирост по сравнению с 2005 г. на 65,7%).

При формировании проекта федерального бюджета 2006 года были учтены дополнительные расходы на:

увеличение денежного поощрения в размере месячного денежного оклада по воинской должности с 1 марта 2005 года военнослужащим, работающим на военных кафедрах гражданских высших учебных заведений в сумме 37,4 млн. рублей.

- на повышение оплаты труда работников образования, занятых в федеральных государственных образовательных учреждениях гражданского назначения – 11 751,5 млн. рублей;

повышение размера стипендий аспирантам, докторантам федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающимся и студентам начального и среднего профессионального образования в 1,5 раза с 1 января 2006 года - 1 785,1 млн. рублей;

повышение размера стипендий Президента Российской Федерации и государственных специальных стипендий Правительства Российской Федерации студентам и аспирантам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования в 2 раза с 1 января 2006 года – 33,2 млн. рублей;

обеспечение 48,4 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесплатным питанием, обмундированием, проездом на внутригородском, пригородном транспорте и один раз в год туда и обратно (с учетом ежегодного прироста численности этой категории детей на 10 процентов), во исполнение Послания 2005 года Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации - 617,4 млн. рублей;

переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных служащих, в целях реализации Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» - 498,4 млн. рублей;

реализацию Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства - 28,3 млн. рублей;

компенсацию расходов для оплаты стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работникам образования, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» - 1 032,6 млн. рублей.

А также, в связи с введением в 2006 году в эксплуатацию в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) учебно-лабораторных площадей и общежитий, на увеличение численности обслуживающего персонала в количестве 1810 человек и коммунальные услуги - 62,6 млн. рублей.

В проекте федерального бюджета на 2006 год зарезервированы средства федерального бюджета в размере 20,7 млрд. рублей, необходимые для уплаты земельного налога и налога на имущество организациями социальной сферы и науки, в связи с отменой льгот с 1 января 2006 года и введением с 1 января 2006 года новой главы Налогового кодекса «Земельный налог».

Расходы на культурно-массовые и оздоровительные мероприятия студентов заложены в сумме 1,82 млрд. рублей.

В рамках рассматриваемого законопроекта Правительство Российской Федерации предполагает осуществить повышение оплаты труда работников федеральных государственных учреждений в три этапа.

В целом предполагается, что фонд оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, оплачиваемых по ЕТС, возрастет по сравнению с 2005 годом на 43,3 млрд. рублей и составит 242,1 млрд. рублей. Таким образом, уровень реальной заработной платы по предварительным расчетам в 2006 году увеличится на 11,1%.

Бюджетное финансирование должно обеспечить в 2006 году продолжение реформирования системы отечественного образования. Реформы осуществляются в соответствии с Национальной доктриной образования в Российской Федерации (далее Доктрина) и Концепцией модернизации российского образования до 2010 года (далее - Концепция).

Нужно отметить, что необходимость преобразований в данной сфере и повышение роли образования связаны с произошедшими в конце XX века глубокими переменами как внутри страны, так и в мире. Это - экономические изменения, демократизация общественных отношений и становление правового государства в России, а также с общемировые процессы глобализации, интеграции и информатизации, которые сделали качество человеческого потенциала, зависящего от образования населения, одним из ключевых факторов конкурентоспособности государств на мировой арене.

Принципами государственной политики в образовании, закрепленными в законодательстве Российской Федерации об образовании, а также в Концепции и Доктрине, являются обеспечение доступности и качества образования, повышение статуса преподавателей.

В Концепции подчеркивается важность финансового обеспечения реформ и четкого разграничения полномочий и ответственности в данной сфере между различными уровнями власти.

Увеличение финансирования образования в проекте федерального бюджета на 2006 год соответствует положениям Концепции.

В целом рост бюджетных расходов на образование на 26,4% не обеспечит существующие потребности в полном объеме. Более того, частично данное увеличение произойдет из-за необходимости выполнения обязательств, взятых в 2005 году (например, стипендии студентам вузов были увеличены с 1 апреля и с 1 сентября 2005 года и в 2006 году средств на реализацию этого повышения необходимо больше, чем в предыдущем, хотя размер стипендии не меняется).

Нужно отметить и следующее: по разделу «детские дома» (выделено 35,4 млн. руб.) увеличение финансирование составляет всего около 13%, что представляется недостаточным.

Расходы на здравоохранение. Расходы на здравоохранение и спорт установлены в объеме 145,84 млрд. рублей, с увеличением по сравнению с фактическими затратами в 2005 году в 1,66 раза, а в реальном исчислении - более, чем в 1,5 раза. Важнейшими приоритетами определены меры, направленные на улучшение репродуктивного здоровья, повышение качества охраны материнства и детства, стабилизацию уровня социальных заболеваний, профилактику, снижение заболеваемости и смертности населения.

Инвестиции в данную сферу определены в размере 21,9 млрд. рублей. Значительный объем инвестиций направляется на реализацию федеральных целевых программ: "Дети России", "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации"

(до 2008 г.); "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера" и др.

Расходы на культуру, кинематографию и средства массовой информации. Расходы по данному разделу на 2006 год определены в размере 50,45 млрд. рублей, с увеличением по сравнению с уточненными расходами на 2005 год в 1,08 раза.

По подразделу "Культура" предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 29,95 млрд. рублей, с увеличением по сравнению с 2005 годом в 1,7 раза, которые направляются на содержание 131 федерального учреждения культуры и искусства, в том числе 38 особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, противопожарную безопасность учреждений культуры, государственную поддержку деятельности цирковых организаций, реставрацию памятников истории и культуры религиозного назначения.

В целях обеспечения сохранения и развития отрасли в проекте бюджета выделены дополнительные ассигнования в сумме 3,45 млрд. рублей по следующим видам расходов:

на приобретение оборудования для учреждений культуры и искусства в сумме 1,2 млрд. рублей;

на капитальный ремонт и реставрацию зданий учреждений культуры в сумме 0,88 млрд. рублей.

Расходы по разделу "Социальная политика". Расходы по данному разделу на 2006 год определены в объеме 209,5 млрд. рублей (114% к уточненному уровню 2005 года), а в реальном исчислении – 105-107% к уровню 2005 года.

Справочно: Важнейшими структурными элементами этого раздела являются расходы: на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной и приравненной к ней службы; социальное обслуживание и социальное обеспечение населения; борьбу с беспризорностью, опеку и попечительство; научные исследования и ряд прочих расходов.

Удельный вес расходов раздела "Социальная политика" в общих расходах федерального бюджета составляет 4,9%, против 5,6% в

2005 году, 6,1% в 2004 году, 6,4% в 2003 году, что свидетельствует об устойчивой динамике понижения их доли в общих расходах.

Важнейшей статьей данного раздела, составляющей почти 70% от всех расходов раздела, является "пенсионное обеспечение", на которое выделяются ресурсы в сумме 145,4 млрд. рублей (115,2% к уровню 2005 года).

Рост расходов на пенсии и пособия за счет федерального бюджета во многом обусловлен переводом натуральных льгот в денежную форму.

По подразделу "Социальное обслуживание населения" предусматриваются средства в сумме 3,1 млрд. рублей, с увеличением к уровню 2005 года в 1,15 раза. Из указанных средств основная доля предназначена на обеспечение деятельности медико-социальных экспертных комиссий (МСЭК) в размере 2,78 млрд. рублей, с увеличением к уровню 2005 года на 16%.

По оценкам Минздравсоцразвития России, с учетом штатной численности работников МСЭК, планируемого повышения заработной платы, роста тарифов на коммунальные и транспортные услуги, а также других затрат на указанную статью расходов в 2006 году потребуется около 4 млрд. рублей. С учетом социальной значимости МСЭК представляется оправданным рассмотреть вопрос о повышении расходов по этой статье.

На обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания населения в 2006 году предусмотрены следующие объемы ресурсов:

домов-интернатов для престарелых и инвалидов – 181,3 млн. рублей (109,6% к уровню 2005 года);

учреждений по обучению инвалидов – 48,2 млн. рублей (111% к уровню 2005 года);

стационаров сложного протезирования – 93,7 млн. рублей (на уровне 2005 года).

Следует отметить серьезную изношенность материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и низкий уровень заработной платы персонала этой отрасли, который с учетом иждивенческой нагрузки в большинстве случаев ниже уровня потребительской корзины. В этой связи проект бюджета 2006 года не предусматривает достаточных по объему ресурсов не только для качественного улучшения ситуации в данной сфере, но, зачастую, и для покрытия заниженного уровня текущих расходов.

Государственная политика занятости. Проектом федерального бюджета на 2006 год общие расходы в сфере государственной политики занятости предусмотрены в объеме 24,75 млрд. рублей (108,8% к уровню 2005 года).

Из них, расходы на социальную поддержку безработных граждан, включая пособия по безработице, установлены в сумме 22 млрд. рублей (110,2% к уровню 2005 года).

Расходы на финансирование мероприятий в области занятости населения на 2006 год, то есть на активные меры на рынке труда, предусмотренные в разделе "Национальная экономика", сохранены на уровне текущего года - в сумме 2,74 млрд. рублей.

Таким образом, в 2006 году еще более увеличивается диспропорция в затратах федерального бюджета на оказание мер социальной поддержки безработных граждан и на мероприятия активной политики занятости на рынке труда. Из общего объема средств федерального бюджета, предусмотренных на цели государственной политики занятости населения в 2006 году, они составляют лишь около 11%, против 12% в 2005 году.

Из этого следует, что государственная политика занятости населения в 2006 году по-прежнему, как и в предыдущие годы, носит ярко выраженный пассивный характер. При этом, согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год, в следующем году численность зарегистрированных в службе занятости безработных увеличится по сравнению с 2005 годом с 1,9 до 2,0 млн. человек, соответственно, уровень зарегистрированной безработицы повысится с 2,6 до 2,8 процентов.

Проблемы финансирования государственной молодежной политики в проекте федерального бюджета на 2006 год и перспективном финансовом плане на 2006-2008 годы. Важнейшим инструментом осуществления государственной молодежной политики молодежи являются федеральные целевые программы (ФЦП). В рамках ФЦП «Молодежь России» ведется работа по решению жилищных проблем молодежи, организации комплекса мер по укреплению молодой семьи, формированию условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодого поколения, профилактике наркомании и асоциальных явлений, формированию системы социальных служб и клубов для молодежи, развитию молодежного отдыха, содействию занятости и поддержке молодежного предпринимательства.

В настоящее время обсуждается концепция ФЦП «Молодежь России» на 2006-2010 годы. Разработчиками предлагается увеличить среднегодовое финансирование программы не менее чем в 20 раз (объем финансирования программы «Молодежь России» в 2005 году составляет 96 млн. рублей). Финансирование программных мероприятий предусматривается за счет средств федерального бюджета с привлечением внебюджетных источников. При этом подготовлен прогноз развития ситуации в молодежной политике, построенный с учетом рисков недофинансирования программных мер.

По оценкам разработчиков, бюджет федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2006-2010 годы составит 13 млрд. рублей. Распределяться они будут через систему крупных грантов на развитие 6 основных проектов в рамках федеральной программы: о здоровье молодых; молодая семья; молодежь на рынке труда; молодежь в гражданском обществе; молодежь в тяжелых жизненных ситуациях; молодежь в информационном обществе.

В июле 2005 г. Правительство России утвердило новую программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2006-2010 годы. На ее реализацию планируется выделить в течение пяти лет из федерального бюджета порядка 500 млн. руб.

Важное значение имеет подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище (2002-2010 годы)», призванная обеспечить поддержку молодых семей в целях улучшения демографической ситуации в России.

Сегодня широко обсуждается проект Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации на период 2006-2016 гг. Решение задач молодежной политики предполагается осуществлять на основе взаимодействия государства со структурами гражданского общества с привлечением грантовых процедур. Реализация мероприятий, как предполагают разработчики, должна финансироваться из расчета 20% - федеральный бюджет и 80% - региональные, местные бюджеты и внебюджетные источники.

В сентябре 2005 г. Правительством Российской Федерации утверждена Концепция Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». Объем ее финансирования должен составить в 2006 году 2,7 млрд. рублей. При этом на капитальные вложения будет направлено 2,5 млрд. рублей, на НИОКР - 60,0 млн. рублей, на пропаганду занятий физической культурой и спортом - 90,0 млн. рублей. За счет капитальных вложений будет осуществлено финансирование строительства 1000 спортивных центров, 1467 многофункциональных залов, 733 залов с бассейнами и 733 стадионов-площадок в образовательных учреждениях.

*  *  *

Таким образом, социальные характеристики проекта федерального бюджета на 2006 год нельзя оценить однозначно, например, в терминах "положительная или отрицательная динамика расходов". Так, высокий рост расходов на ЖКХ, здравоохранение и образование связан с необходимостью компенсировать диспропорции и недофинансирование территориальных бюджетов, которые возникли после передачи полномочий по исполнению данных функций на региональный и муниципальные уровни.

О результатах финансового обеспечения бюджетных расходов по этим статьям расходов можно будет судить к концу 1-го полугодия 2006 года.

Можно отметить, что по-прежнему сохраняется ряд острых проблем в социальной сфере, важнейшими из которых являются:

неравномерность в доступе к финансовым ресурсам регионов, которая приводит к многократным различиям в уровнях медицинской помощи, образования, заработной платы, что требует активной государственной политики выравнивания возможностей регионов;

высокий износ основных фондов и инфраструктуры социальной сферы, при крайне недостаточных инвестициях в обновление фондов: около 2% в образование и около 3% в здравоохранение, что в десятки раз меньше, чем требуется;

сложившиеся низкие уровни заработной платы работников бюджетной сферы.

Справочно:

В консолидированном бюджете на 2006 год предусматривается выделить на финансирование: здравоохранения – 607,2 млрд. рублей (или 2,5% ВВП); образования – 885 млрд. рублей (или 3,6% ВВП).

С позиции нормативного обеспечения данные объемы финансовых ресурсов на душу населения составляют всего половину от величины средств, которые рекомендует Всемирная организация здравоохранения (5% ВВП – на здравоохранение) и мировая практика распределения средств на социальные функции государства

(см. Таблицу 4).

Таблица 4

Структура расходов на социальное обеспечение

и здравоохранение в ряде западных стран и России

 

Страна

Доля общих расходов

на социальное

обеспечение в ВВП

Доля пенсий в ВВП

Доля расходов на здравоохранение

в ВВП

Все страны

14,5

6,6

4,9

Европа

26,2

14,9

5,8

США

16,5

7,2

7,6

Венгрия

22,3

9,3

5,4

Польша

25,1

14,3

5,2

Чехия

18,8

8,1

6,8

Россия (проект 2006 г.)

10,2

6,5

2,5

 

Источник: Труд в мире 2000. Обеспечение дохода и социальная защита в меняющемся мире. Международное Бюро Труда. Женева. Москва, 2001. -С.315-317.

Накопленный с начала 90-х годов комплекс проблем, связанный с недофинансированием социальной сферы страны, можно решить только с помощью системных, крупномасштабных государственных программ.