О Лумане

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 

Думается, что возразить Н. Луману можно и с точки зрения субъекта.  Любой системный подход плохо учитывает субъективный фактор, как и развитие предмета.  Так вот, точка зрения Лумана есть точка зрения определённого субъекта, а именно субъекта конца XX века, при этом принадлежащего к социальной группе разделяющей атеистический взгляд на мир.  С точки зрения именно такого субъекта религия и мораль трансцендентная ничего не значат, они воспринимаются как продукты определённого социального времени, т.е. как нечто относительное, историческое.  Но сама подобная точка зрения относительна.  Эта точка зрения субъекта не видящего ничего объективного и трансцендентного за ценностями религиозными и моральными.  Это парадокс герменевтики, герменевтический круг.  Но если подобный субъект не замечает интеллигибельного трансцендентного содержания предметов, то это ещё не значит, что его и в реальности нет.

Как  разорвать герменевтический круг?  Один из путей – вера в трансцендентность.  Другой путь – теории трансцендентные, думается, более обоснованы, способны рационально объяснить более широкий круг явлений, нежели теории имманентные.  В любом случае, теории не признающие трансцендентное не более обоснованы, нежели признающие таковое.  Другими словами, имманентизм не более обоснован, чем трансцендентализм

 

Думается, что возразить Н. Луману можно и с точки зрения субъекта.  Любой системный подход плохо учитывает субъективный фактор, как и развитие предмета.  Так вот, точка зрения Лумана есть точка зрения определённого субъекта, а именно субъекта конца XX века, при этом принадлежащего к социальной группе разделяющей атеистический взгляд на мир.  С точки зрения именно такого субъекта религия и мораль трансцендентная ничего не значат, они воспринимаются как продукты определённого социального времени, т.е. как нечто относительное, историческое.  Но сама подобная точка зрения относительна.  Эта точка зрения субъекта не видящего ничего объективного и трансцендентного за ценностями религиозными и моральными.  Это парадокс герменевтики, герменевтический круг.  Но если подобный субъект не замечает интеллигибельного трансцендентного содержания предметов, то это ещё не значит, что его и в реальности нет.

Как  разорвать герменевтический круг?  Один из путей – вера в трансцендентность.  Другой путь – теории трансцендентные, думается, более обоснованы, способны рационально объяснить более широкий круг явлений, нежели теории имманентные.  В любом случае, теории не признающие трансцендентное не более обоснованы, нежели признающие таковое.  Другими словами, имманентизм не более обоснован, чем трансцендентализм