социологии Э. Гидденса

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 

Э. Гидденс стал известен прежде всего своей теорией структурации через которую он «разрушил» прежнее «сильное понятие» общества, берущее своё начало от учения об обществе как определённом организме.  Сторонниками такого понятия общества были многие учёные – от Дж. Локка до Г. Спенсера и Т. Парсонса.  Примечательно, что Ф. Тённис разделял понятия общности и общества, и считал, что если Гоббс использовал понятие общности, то Локк – понятия общества.  Биологический организм и социальный организм различал и соотечественник Гидденса Г. Спенсер, который выделял и общие черты между организмом и обществом.  Так, для общества характерна пространственная дифференциация, чего нет в биологическом организме, и вследствие пространственной дифференциации в обществе существует символическая коммуникация.  Главной же отличительной чертой общества от биологического организма, по Спенсеру, было наличие здесь автономии и первенства частей, индивидов перед целым, в то время как в организме части служат целому. Можно сказать, что Э. Гидденс развил точку зрения на общество Спенсера.

 Но в начале надо отметить его учение о субъекте, которым он также разрушил некоторые концептуальные фантомы, симулякры  в социологии, психологии, философии.  В классической и неоклассической социологии, в частности в веберовской господствовали понятия рационального субъекта и целерационального действия.  Теория действия Э. Гидденса включает три раздела: стратификационную модель агента, стратификационную модель действия и учение об интенциональности действия.  Упорядоченные в пространстве и во времени действия представляют практику.  В стратификационной модели агента Э. Гидденс предлагает отказаться от традиционной психологической триады «эго», «суперэго» и «ид».  Его модель следующая:

Дискурсивное сознание

Практическое сознание

Бессознательные мотивы (познавательные способности)

Гидденс считает, что одним из главных недостатков прежних социологических теорий было то, что они не изучали повседневные практики.  Но именно изучение последних позволило показать, что под поверхностном контуром целерационального действия существует толща экзистенциального опыта, и что рациональный расчёт осуществляется в до-рефлексивном контексте практического сознания.  Поэтому олицетворением модернистского типа личности по Гидденсу является не рационально мыслящий капиталист-предприниматель, и не учёный, опирающийся на науку и технику, а игрок, человек риска.  Это человек, который способен увидеть не шаблонность событий, предложить новые действия в рутинных практических контекстах.

Стратификационная модель агента, рассмотренная выше, является составной частью стратификационной модели действия:

Рис. 1. Стратификационная модель агента

Рис 2.  Стратификационная модель действия

Основное понятие в стратификационной модели действия – это «рефлексивный мониторинг действия».  Рефлексивный мониторинг действия есть неотъемлемая характеристика повседневного действия любого человека, означающая, что индивиды «не только сознательно отслеживают ход своей деятельности, ожидают, что другие поступят аналогично, но что они рутинно отслеживают физические и социальные контексты, в которых находятся».

Надо сразу же отметить, что Э. Гидденс действительно уловил специфику действия человека общества модернити, или постиндустриального общества.  Сейчас довольно широко представлен подобный тип человека как «человека риска».  В современных условиях очень трудно рационально учесть все факторы и приходится действовать интуитивно, рискованно.  Но «человек риска» может быть хорош  на практике, но не в науке.  Он не творец, а творчество нового существенная черта науки как формы познания.  Творчество предполагает открытие принципиально нового по отношению к старому, что просто не осознаётся «человеком риска», чего он просто не знает.  В мышлении «человека риска» нет должной фундаментальности.

Рационализация действия, по Э. Гидденсу, есть умение индивида находить и объяснять самому себе причины и цели действия.  Рационализацию действия следует отличать от дискурсивного обоснования действия.  Умение обосновывать составляет суть дискурсивного сознания.  Рационализация отличается от обоснования по трём факторам:

1.  Индивид может привлекать обоснования, которыми он практически не руководствовался.

Возможности рационализации теряются в бессознательном.

На чёткость объяснения влияет бессознательное.

Теория структурации ориентирована на изучение механизмов социальных изменений современности, на структурирование социальных явлений, социальной жизни, действий субъекта.  В основании теории лежит посылка, что социальные институты не только определяют действия индивидов, но и воспроизводятся посредством рефлексивных действий, - так идёт структурирование.

Э. Гидденс подверг критике традиционный функционализм и структурализм, типа Парсонса или Мертона.  Функционализм в социологии исходил из аналогии  общества с живым организмом, где структура соотносилась с анатомией, а функция – с физиологией.  Структурализм возник как подход, применяющий структурно-лингвистические модели для объяснения культурных феноменов.  Важнейшими здесь были идеи Ф. Де Соссюра, а именно: разделение языка и речи, объяснение знака через связь обозначаемого и обозначающего, а также дуалистический принцип синхронии и диахронии.

 

Э. Гидденс стал известен прежде всего своей теорией структурации через которую он «разрушил» прежнее «сильное понятие» общества, берущее своё начало от учения об обществе как определённом организме.  Сторонниками такого понятия общества были многие учёные – от Дж. Локка до Г. Спенсера и Т. Парсонса.  Примечательно, что Ф. Тённис разделял понятия общности и общества, и считал, что если Гоббс использовал понятие общности, то Локк – понятия общества.  Биологический организм и социальный организм различал и соотечественник Гидденса Г. Спенсер, который выделял и общие черты между организмом и обществом.  Так, для общества характерна пространственная дифференциация, чего нет в биологическом организме, и вследствие пространственной дифференциации в обществе существует символическая коммуникация.  Главной же отличительной чертой общества от биологического организма, по Спенсеру, было наличие здесь автономии и первенства частей, индивидов перед целым, в то время как в организме части служат целому. Можно сказать, что Э. Гидденс развил точку зрения на общество Спенсера.

 Но в начале надо отметить его учение о субъекте, которым он также разрушил некоторые концептуальные фантомы, симулякры  в социологии, психологии, философии.  В классической и неоклассической социологии, в частности в веберовской господствовали понятия рационального субъекта и целерационального действия.  Теория действия Э. Гидденса включает три раздела: стратификационную модель агента, стратификационную модель действия и учение об интенциональности действия.  Упорядоченные в пространстве и во времени действия представляют практику.  В стратификационной модели агента Э. Гидденс предлагает отказаться от традиционной психологической триады «эго», «суперэго» и «ид».  Его модель следующая:

Дискурсивное сознание

Практическое сознание

Бессознательные мотивы (познавательные способности)

Гидденс считает, что одним из главных недостатков прежних социологических теорий было то, что они не изучали повседневные практики.  Но именно изучение последних позволило показать, что под поверхностном контуром целерационального действия существует толща экзистенциального опыта, и что рациональный расчёт осуществляется в до-рефлексивном контексте практического сознания.  Поэтому олицетворением модернистского типа личности по Гидденсу является не рационально мыслящий капиталист-предприниматель, и не учёный, опирающийся на науку и технику, а игрок, человек риска.  Это человек, который способен увидеть не шаблонность событий, предложить новые действия в рутинных практических контекстах.

Стратификационная модель агента, рассмотренная выше, является составной частью стратификационной модели действия:

Рис. 1. Стратификационная модель агента

Рис 2.  Стратификационная модель действия

Основное понятие в стратификационной модели действия – это «рефлексивный мониторинг действия».  Рефлексивный мониторинг действия есть неотъемлемая характеристика повседневного действия любого человека, означающая, что индивиды «не только сознательно отслеживают ход своей деятельности, ожидают, что другие поступят аналогично, но что они рутинно отслеживают физические и социальные контексты, в которых находятся».

Надо сразу же отметить, что Э. Гидденс действительно уловил специфику действия человека общества модернити, или постиндустриального общества.  Сейчас довольно широко представлен подобный тип человека как «человека риска».  В современных условиях очень трудно рационально учесть все факторы и приходится действовать интуитивно, рискованно.  Но «человек риска» может быть хорош  на практике, но не в науке.  Он не творец, а творчество нового существенная черта науки как формы познания.  Творчество предполагает открытие принципиально нового по отношению к старому, что просто не осознаётся «человеком риска», чего он просто не знает.  В мышлении «человека риска» нет должной фундаментальности.

Рационализация действия, по Э. Гидденсу, есть умение индивида находить и объяснять самому себе причины и цели действия.  Рационализацию действия следует отличать от дискурсивного обоснования действия.  Умение обосновывать составляет суть дискурсивного сознания.  Рационализация отличается от обоснования по трём факторам:

1.  Индивид может привлекать обоснования, которыми он практически не руководствовался.

Возможности рационализации теряются в бессознательном.

На чёткость объяснения влияет бессознательное.

Теория структурации ориентирована на изучение механизмов социальных изменений современности, на структурирование социальных явлений, социальной жизни, действий субъекта.  В основании теории лежит посылка, что социальные институты не только определяют действия индивидов, но и воспроизводятся посредством рефлексивных действий, - так идёт структурирование.

Э. Гидденс подверг критике традиционный функционализм и структурализм, типа Парсонса или Мертона.  Функционализм в социологии исходил из аналогии  общества с живым организмом, где структура соотносилась с анатомией, а функция – с физиологией.  Структурализм возник как подход, применяющий структурно-лингвистические модели для объяснения культурных феноменов.  Важнейшими здесь были идеи Ф. Де Соссюра, а именно: разделение языка и речи, объяснение знака через связь обозначаемого и обозначающего, а также дуалистический принцип синхронии и диахронии.