Аннотация

К оглавлению1 2 3 4 5 6 

Брандт Г.А.

СОВРЕМЕННЫЙ ФЕМИНИЗМ: ПЕРЕВОРОТ В ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Главное открытие, которое сделала феминистская мысль второй половины ХХ века на магистральном пути познания человека  западно-европейской философией состояло в открытии того, что у человека есть пол. Эта банальная истина была вытеснена с главной дороги  западной философской антропологии и феминизм, впервые начавший осмысливать свои философские основания, с детским простодушием указал, что король – голый, что «человек» - главный герой всех антропологических теорий, понимаемый вне своего корневого качества, каким является пол – есть одна из разновидностей «голой» абстракции. Иными словами, феминизм взялся доказать, что пол не сводится только к первичным и вторичным половым признакам, он пронизывает все сферы социальной и культурной жизни человека. «Пол не является только составляющей, изолированной частью, или незначительной вариацией общечеловеческого. Он не является случайной характеристикой для социального и политического статуса, как, например, цвет глаз: он – важнейшая составляющая часть социального и политического положения субъекта. Он имеет глубочайшее влияние и значение для субъекта,… потому что пол проявляется в каждом действии, биологическом, социальном, культурном, если не в конкретном действии, то определенно в своей значимости».

 На пути, в процессе этого доказательства и возникает потребность в новом понятии, которое бы отражало природу пола не столько  как феномена биологического порядка, сколько как  социокультурного, отсюда  новое его название – по-русски это калька с английского: «гендер».  Гендер и есть пол, понимаемый в своем универсальном значении для всех областей социальной и культурной жизни человека, так первоначально он стал определяться как социокультурное наполнение пола. Признание универсальной значимости пола в человеческом бытии оказалось, собственно, той демаркационной линией, которая обозначила современную феминистскую позицию: «принять феминистскую позицию, - формулирует исследовательница, – это значит открыто признать точку зрения пола на все аспекты интеллектуальных и социальных действий»Понятие «гендер», как мы увидим, остается до сих пор предметом дискуссий в философии феминизма, как и понятие гендерного подхода. При всей разнице теоретических позиций общим в основе данного подхода лежит убеждение, что половое поведение, мировосприятие, психологические различия и т.п. – есть результат не столько физиологических особенностей мужчин и женщин, не природное их предназначение, а  распространенные в каждом типе культуры и общества образы, типы, конструкты «мужского» и «женского», которые и задают определенную траекторию воспитания, образования и всей системы ценностей человека того или иного пола, того или иного типа сексуальности.   

Новая перспектива виденья оказалась, действительно, революционной, взрывающей представления о природе человека в самых основаниях, она меняла или, по крайней мере, корректировала сам способ мышления, раздвигала рамки мировоззрения. Она позволила совсем иначе взглянуть на многие «вечные» проблемы человеского бытия, выпукло продемонстровала отношения половой ассиметрии, иерархичности в обществе, культуре, цивилизации.     Известная исследовательница Рози Брайдотти замечает об этом: «Феминистские идеи – это траектории мысли, разрабатывающие маршруты полета к невозможным горизонтам», «это проект, предполагающий трансформацию самого акта мышления, его структурных рамок, а не только его образов и содержания», «это импульсы, вызывающие к жизни новые, альтернативные способы конструирования женского субъекта».

Последнее высказывание указывает на основной предмет и адресат феминистской философии – женщину. Для данной акцентировки есть не только исторические и «политические» причины, но и философские. «Женщина», представляющая, как известно, половину человечества, всегда оказывалась на обочине философского внимания, ее опыт жизни описывался в мужских категориях, также как и ее система ценностей, переживаний, определений смыслов. Поэтому, на самом деле, с  «женщины» в философии феминизма все начиналось и это понятие до сих пор остается здесь основным полигоном страстей. Только пережив историю и логику движения феминистской мысли о «женщине», можно понять гендерное измерение философской антропологии вообще, поэтому природа женщины  и будет в центре рассмотрения данной статьи.

Природа женщины: основные феминистские подходы.

Современный феминизм представляет собой явление очень неоднородное по своему составу, существует множество классификаций различных его направлений (марксистского,социалистического,гуманистического,гиноцентрического,психоаналитического,экзистенциального,экологического,постмодернистского, анархического, ультурного, лесбиянского, цветного и проч.). Общим для всех этих разновидностей с определенными оговорками является гендерный подход к пониманию природы человека, где в фокусе внимания оказывается пол человека а основным предметом интереса -  «природа женщины».

Применение гендерного подхода проблематизирует само  это понятие: оно становится текучим, неоднозначным, трудно определимым, иными словами, «женская природа» претерпевает  общую со многими понятиями судьбу в философии ХХ века, когда они из «классических» объектов исследования становятся «неклассическими».

 Различия в феминистских подходах к рассмотрению «природы  женщины» связано со многими причинами, в частности с использованием разных исследовательских технологий: марксистского анализа, феноменологического, психоанализа, дискурсивных практик, которые дают основание для расстановки разных акцентов в процессе изучения формирования женского опыта бытия в современном мире. Однако, главной целью феминистских исследований природы женщины является снятие пресловутой дихотомии «женщина - природа, мужчина - культура» (безраздельно господствующей в историко-философской антропологической традиции [6])  и определение прежде всего ее культурных потенций. Поэтому в основу типологического анализа проблемы кладется определение авторами тех историко-культурных перспектив, с которыми связывается реализация «женского» в социальном пространстве.   Исходя из данного основания, можно, на наш взгляд, выделить три основные позиции - три группы авторов, высказывающихся по данной проблеме.

Брандт Г.А.

СОВРЕМЕННЫЙ ФЕМИНИЗМ: ПЕРЕВОРОТ В ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Главное открытие, которое сделала феминистская мысль второй половины ХХ века на магистральном пути познания человека  западно-европейской философией состояло в открытии того, что у человека есть пол. Эта банальная истина была вытеснена с главной дороги  западной философской антропологии и феминизм, впервые начавший осмысливать свои философские основания, с детским простодушием указал, что король – голый, что «человек» - главный герой всех антропологических теорий, понимаемый вне своего корневого качества, каким является пол – есть одна из разновидностей «голой» абстракции. Иными словами, феминизм взялся доказать, что пол не сводится только к первичным и вторичным половым признакам, он пронизывает все сферы социальной и культурной жизни человека. «Пол не является только составляющей, изолированной частью, или незначительной вариацией общечеловеческого. Он не является случайной характеристикой для социального и политического статуса, как, например, цвет глаз: он – важнейшая составляющая часть социального и политического положения субъекта. Он имеет глубочайшее влияние и значение для субъекта,… потому что пол проявляется в каждом действии, биологическом, социальном, культурном, если не в конкретном действии, то определенно в своей значимости».

 На пути, в процессе этого доказательства и возникает потребность в новом понятии, которое бы отражало природу пола не столько  как феномена биологического порядка, сколько как  социокультурного, отсюда  новое его название – по-русски это калька с английского: «гендер».  Гендер и есть пол, понимаемый в своем универсальном значении для всех областей социальной и культурной жизни человека, так первоначально он стал определяться как социокультурное наполнение пола. Признание универсальной значимости пола в человеческом бытии оказалось, собственно, той демаркационной линией, которая обозначила современную феминистскую позицию: «принять феминистскую позицию, - формулирует исследовательница, – это значит открыто признать точку зрения пола на все аспекты интеллектуальных и социальных действий»Понятие «гендер», как мы увидим, остается до сих пор предметом дискуссий в философии феминизма, как и понятие гендерного подхода. При всей разнице теоретических позиций общим в основе данного подхода лежит убеждение, что половое поведение, мировосприятие, психологические различия и т.п. – есть результат не столько физиологических особенностей мужчин и женщин, не природное их предназначение, а  распространенные в каждом типе культуры и общества образы, типы, конструкты «мужского» и «женского», которые и задают определенную траекторию воспитания, образования и всей системы ценностей человека того или иного пола, того или иного типа сексуальности.   

Новая перспектива виденья оказалась, действительно, революционной, взрывающей представления о природе человека в самых основаниях, она меняла или, по крайней мере, корректировала сам способ мышления, раздвигала рамки мировоззрения. Она позволила совсем иначе взглянуть на многие «вечные» проблемы человеского бытия, выпукло продемонстровала отношения половой ассиметрии, иерархичности в обществе, культуре, цивилизации.     Известная исследовательница Рози Брайдотти замечает об этом: «Феминистские идеи – это траектории мысли, разрабатывающие маршруты полета к невозможным горизонтам», «это проект, предполагающий трансформацию самого акта мышления, его структурных рамок, а не только его образов и содержания», «это импульсы, вызывающие к жизни новые, альтернативные способы конструирования женского субъекта».

Последнее высказывание указывает на основной предмет и адресат феминистской философии – женщину. Для данной акцентировки есть не только исторические и «политические» причины, но и философские. «Женщина», представляющая, как известно, половину человечества, всегда оказывалась на обочине философского внимания, ее опыт жизни описывался в мужских категориях, также как и ее система ценностей, переживаний, определений смыслов. Поэтому, на самом деле, с  «женщины» в философии феминизма все начиналось и это понятие до сих пор остается здесь основным полигоном страстей. Только пережив историю и логику движения феминистской мысли о «женщине», можно понять гендерное измерение философской антропологии вообще, поэтому природа женщины  и будет в центре рассмотрения данной статьи.

Природа женщины: основные феминистские подходы.

Современный феминизм представляет собой явление очень неоднородное по своему составу, существует множество классификаций различных его направлений (марксистского,социалистического,гуманистического,гиноцентрического,психоаналитического,экзистенциального,экологического,постмодернистского, анархического, ультурного, лесбиянского, цветного и проч.). Общим для всех этих разновидностей с определенными оговорками является гендерный подход к пониманию природы человека, где в фокусе внимания оказывается пол человека а основным предметом интереса -  «природа женщины».

Применение гендерного подхода проблематизирует само  это понятие: оно становится текучим, неоднозначным, трудно определимым, иными словами, «женская природа» претерпевает  общую со многими понятиями судьбу в философии ХХ века, когда они из «классических» объектов исследования становятся «неклассическими».

 Различия в феминистских подходах к рассмотрению «природы  женщины» связано со многими причинами, в частности с использованием разных исследовательских технологий: марксистского анализа, феноменологического, психоанализа, дискурсивных практик, которые дают основание для расстановки разных акцентов в процессе изучения формирования женского опыта бытия в современном мире. Однако, главной целью феминистских исследований природы женщины является снятие пресловутой дихотомии «женщина - природа, мужчина - культура» (безраздельно господствующей в историко-философской антропологической традиции [6])  и определение прежде всего ее культурных потенций. Поэтому в основу типологического анализа проблемы кладется определение авторами тех историко-культурных перспектив, с которыми связывается реализация «женского» в социальном пространстве.   Исходя из данного основания, можно, на наш взгляд, выделить три основные позиции - три группы авторов, высказывающихся по данной проблеме.