Вопрос 22.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 

Государственный сберегательный займ (ГСЗ) был выпущен в обращение в августе 1995 г. Объем займа – 10 трлн. руб., которые государство получило, выпустив его облигации 10 сериями по 1 трлн. руб. каждая. ГСЗ выпускается в документарной форме на предъявителя, с процентным доходом, который для первого их выпуска равен 102,7 % годовых. Облигации займа свободны в обращении, их владельцами могут быть как юридические, так и физические лица (резиденты и нерезиденты). Номиналы облигаций – 100 и 500 тыс. руб. Доход по этой ц.б. определяется ежеквартально, исходя из доходности ОФЗ. Погашение вверено Сбербанку.

 «Расчетная» цена облигаций ГСЗ зависит от дня покупки и определяется как сумма номинальной цены и накопленного на день совершения операции купонного дохода.

Названные гос. Ц.б являются главными, но не единственными бумагами подобного рода на российском фондовом рынке. Постепенно уходят из обращения ценные бумаги СССР (например, облигации Государственного целевого беспроцентного займа 1990 г., предусматривающего их товарное покрытие), а также мелкономинальные облигации Гос. внутреннего облигационного займа 1991 г. и Российского внутреннего выигрышного займа 1992 г.

На первичном рынке ГКО и др. долговых обязательств государства существует положение, при котором доступ к аукционам имеет ограниченный круг дилеров. Это привело к тому, что доходы от операций при покупке ГКО на первичных аукционах с их последующей продажей на вторичном рынке оказались очень велики. Чрезмерные прибыли дилеров свидетельствуют о том, что фондовый рынок России организован менее эффективно, чем это должно быть. Одна из причин этого – высокая степень монополизации рынка банками-дилерами, в результате чего обычным инвесторам осуществлять свою деятельность трудно.

Противоречива роль, которую играет на рынке госуд. ц.б Банк России. Он, например, на рынке ГКО одновременно является агентом Минфина, дилером и контролирующим органом. Рынок ГКО, как и любой другой сектор фондового рынка, нуждается в объективной и общедоступной информации. Когда же Банк России сам играет на рынке ГКО, он заинтересован в том, чтобы не разглашать информацию о структуре спроса и предложения. Когда ЦБ – единственный участник торгов, он может использовать всю информацию в своих целях.

Большинство новых банков и небанковских институтов в РФ не имеют прямого доступа на вторичный рынок ГКО. Высокая стоимость доступа на вторичный рынок уменьшает ликвидность выпускаемых инструментов, что приводит к снижению цены, которую инвесторы готовы платить за ГКО. Более высокая ликвидность приведет к повышению цены, а замкнутый вторичный рынок снижает спрос на ГКО.

В конечном счете надо стремиться к тому, чтобы число участников рынка госуд. ц.б возросло, что позволит положить конец тенденции к монополизации и развить конкуренцию. Для этого необходимо установить терминалы в удаленных регионах, создать систему быстрых денежных расчетов, использовать существующие и создать новые коммуникационные системы.

Государственный сберегательный займ (ГСЗ) был выпущен в обращение в августе 1995 г. Объем займа – 10 трлн. руб., которые государство получило, выпустив его облигации 10 сериями по 1 трлн. руб. каждая. ГСЗ выпускается в документарной форме на предъявителя, с процентным доходом, который для первого их выпуска равен 102,7 % годовых. Облигации займа свободны в обращении, их владельцами могут быть как юридические, так и физические лица (резиденты и нерезиденты). Номиналы облигаций – 100 и 500 тыс. руб. Доход по этой ц.б. определяется ежеквартально, исходя из доходности ОФЗ. Погашение вверено Сбербанку.

 «Расчетная» цена облигаций ГСЗ зависит от дня покупки и определяется как сумма номинальной цены и накопленного на день совершения операции купонного дохода.

Названные гос. Ц.б являются главными, но не единственными бумагами подобного рода на российском фондовом рынке. Постепенно уходят из обращения ценные бумаги СССР (например, облигации Государственного целевого беспроцентного займа 1990 г., предусматривающего их товарное покрытие), а также мелкономинальные облигации Гос. внутреннего облигационного займа 1991 г. и Российского внутреннего выигрышного займа 1992 г.

На первичном рынке ГКО и др. долговых обязательств государства существует положение, при котором доступ к аукционам имеет ограниченный круг дилеров. Это привело к тому, что доходы от операций при покупке ГКО на первичных аукционах с их последующей продажей на вторичном рынке оказались очень велики. Чрезмерные прибыли дилеров свидетельствуют о том, что фондовый рынок России организован менее эффективно, чем это должно быть. Одна из причин этого – высокая степень монополизации рынка банками-дилерами, в результате чего обычным инвесторам осуществлять свою деятельность трудно.

Противоречива роль, которую играет на рынке госуд. ц.б Банк России. Он, например, на рынке ГКО одновременно является агентом Минфина, дилером и контролирующим органом. Рынок ГКО, как и любой другой сектор фондового рынка, нуждается в объективной и общедоступной информации. Когда же Банк России сам играет на рынке ГКО, он заинтересован в том, чтобы не разглашать информацию о структуре спроса и предложения. Когда ЦБ – единственный участник торгов, он может использовать всю информацию в своих целях.

Большинство новых банков и небанковских институтов в РФ не имеют прямого доступа на вторичный рынок ГКО. Высокая стоимость доступа на вторичный рынок уменьшает ликвидность выпускаемых инструментов, что приводит к снижению цены, которую инвесторы готовы платить за ГКО. Более высокая ликвидность приведет к повышению цены, а замкнутый вторичный рынок снижает спрос на ГКО.

В конечном счете надо стремиться к тому, чтобы число участников рынка госуд. ц.б возросло, что позволит положить конец тенденции к монополизации и развить конкуренцию. Для этого необходимо установить терминалы в удаленных регионах, создать систему быстрых денежных расчетов, использовать существующие и создать новые коммуникационные системы.