Эволюция мысли в рассказах А. П. Чехова
Скачать | Вернуться к списку рефератов
I. Детство. «В детстве
у меня не было детства».
IV. Переход в область серьеза
V. Поездка на Сахалин
VI. Жизнь в Мелихове.
VII. Ялтинский отшельник
VI. Жизнь в Мелихове.
Вернувшись из поездки, Чехов поселился (в
1892 году) под Москвой, в небольшом имении Мелихове (теперь г.
Чехов). Писатель надеялся обрести в Мелихове, в жизни на лоне
природы душевный покой, который так необходим для творчества.
Однако покой получился весьма относительный. Из Москвы часто
наезжали гости: друзья, знакомые, а иногда и совсем посторонние
люди, желавшие поближе узнать известного писателя. Чеховы всегда
были рады гостям, но творчеству это мешало. Отвлекали и
хозяйственные заботы, их было немало, несмотря на то, что
основную работу по уходу за домом и садом взяли на себя родители
Чехова, сестра Мария Павловна и младший брат Михаил.
Самочувствие также оставляло желать лучшего: время от времени
болезнь давала о себе знать. Появились и новые обязанности,
отнимавшие много сил. «С первых же дней, как мы поселились в
Мелихове, – вспоминал впоследствии Михаил Чехов, – все кругом
узнали, что Антон Павлович – врач. Приходили, привозили больных
в телегах и далеко увозили самого писателя к больным. С самого
раннего утра перед его домом уже стояли бабы и дети и ждали от
него врачебной помощи. Он выходил, выстукивал, выслушивал».
Когда в 1892 году в центральных губерниях России началась
эпидемия холеры, Чехов стал работать врачом в Серпуховском
уезде, на территории которого располагалось Мелихово: им был
открыт временный врачебный участок, где он регулярно вел прием,
выдавал лекарства, осуществлял санитарный надзор, делал
статистические записи о заболеваниях. За два года в мелиховском
врачебном участке было принято более 1500 больных. При этом, по
свидетельству друга Чехова – доктора П. И. Куркина, мелиховский
доктор «нашел удобным отказаться от вознаграждения, какое
получают участковые врачи»; то есть помощь Чехова-врача была
безвозмездной. И так он поступал всегда. На его средства в
Мелихове и двух других соседних селах были построены школы для
крестьянских детей, и школы, по его собственным словам,
«образцовые». В устах человека необычайно скромного, считавшего
любое самовосхваление вещью этически недопустимой, такие слова
многого стоят. В одной из записных книжек Чехова есть слова,
которые можно рассматривать как этический девиз Чехова-человека:
«Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу,
колодезь или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не проходила и не
уходила в вечность бесследно».
Хотя общественные, гражданские обязанности и отнимали время от
творческих занятий, Чехов не считал нужным противопоставлять
одно другому. И можно только поражаться тому, как много
замечательных произведений, составивших славу русской
литературы, было написано им в Мелихове! Знакомство с
крестьянской жизнью и жизнью интеллигенции, пытающейся помочь
народу справиться с его бедами, отразилось в таких его повестях,
как «Моя жизнь», «Мужики», «В овраге» (повесть создавалась в
1900 г., но явно по мелиховским впечатлениям), рассказе «Дом с
мезонином».
В «крестьянской прозе» Чехова с невероятной силой проявилось его
умение трезво, не утешая себя никакими иллюзиями, взглянуть на
вещи. Чехов, сторонник просвещения, культурного прогресса,
гуманных, цивилизованных нравов, не мог смотреть на жизнь
русской деревни по-другому, не мог не видеть, какие в
крестьянской среде царят дикие нравы, какая слепая жестокость,
какая духовная бедность, не говоря уже о бедности материальной,
и как далеко все это от того, что принято считать нормой
цивилизованного существования.
Не менее трезво смотрел Чехов и на интеллигенцию, посвящающую
свою жизнь служению народу. Так, в рассказе «Дом с мезонином» им
создан образ молодой, красивой, целеустремленной девушки Лиды
Волчаниновой, которая, как убеждены все, и прежде всего она
сама, искренне радеет о народном благе. Чехов часто строит образ
своего героя при помощи таких деталей, не явно, а косвенно, но
от того не менее точно характеризующих особенности его личности.
Их называют также психологическими деталями, поскольку через как
бы случайные внешние проявления они выявляют своеобразие
внутреннего мира персонажа. И мы видим, благодаря чеховским
«подсказкам», что какой бы благородной, воспитанной,
подчеркнуто-уравновешенной ни выглядела Лида в глазах
окружающих, внутренне она постоянно раздражена и неспокойна.
Соответственно, это бросает тень на все, что бы она ни делала, и
ее вера в то, что всякий интеллигентный человек не имеет права
«сидеть сложа руки», а должен неустанно работать, работать и
работать во имя народного блага, начинает восприниматься как
узкое, ограниченное представление. Лиде в рассказе
противопоставлены ее младшая сестра Мисюсь и Художник (от лица
которого и ведется повествование), которые почти все время
проводят в праздности, в бесцельных занятиях: читают, играют в
крокет, собирают грибы, ведут «странные» разговоры о Боге, о
бессмертии души, просто прогуливаются. Но в этой их «постоянной
праздности» есть нечто возвышенное, глубоко одухотворенное, чего
нет в Лиде, презирающей художника за то, что он пейзажист и в
своих картинах «не изображает народных нужд». Мисюсь и художник
внутренне расслаблены и потому открыты миру, доброжелательны, в
их жестах и словах – теплота, мягкость, любовь. Это не значит,
что они выступают в рассказе как некие идеальные фигуры или
образцы для подражания. В «Доме с мезонином», как и везде, Чехов
использует принцип уравнивания героев в их достоинствах и
недостатках. У Мисюсь и художника есть свои очевидные слабости,
есть своя – и тоже совершенно очевидная – правда в том, во что
верует и ради чего живет Лида. Но Чехову важно дать понять, что
суть не в идеях самих по себе, а еще и в том, кто – какой
конкретно человек – является носителем этих идей. Как бы ни была
хороша идея, всегда необходимо учитывать, кто именно ее
проповедует. Если человек не смог разобраться в себе, все время
чувствует какую-то болезненную неудовлетворенность и в то же
время скрывает ее от себя, то чему он может научить других:
своему волнению, раздражению?
Рассказ кончается «открытым финалом», который прежде встречался
в стихотворном повествовании (финал «Евгения Онегина»), а в
прозе был широко применен Чеховым. Читатель не знает, будет ли
художник искать любимую, возможна ли их встреча – не в этом
смысл последних строк. Надо, чтобы жила мечта о прекрасном, без
нее жизнь теряет свой смысл. И почувствовать это помогает музыка
финала. Читатель чувствовал ритм повествования и раньше, но
особенно отчетливо ощущает теперь, и это напоминает очарование
прежних грустных пейзажей и трогательных встреч художника с
Мисюсь.
«Я уже начинаю забывать про дом с мезонином, и лишь изредка,
когда пишу или читаю, вдруг ни с того ни с сего припомнится мне
то зеленый огонь в окне, то звук моих шагов, раздававшихся в
поле ночью, когда я, влюбленный, возвращался домой и потирал
руки от холода. А еще реже в минуты, когда меня томит
одиночество и мне грустно, я вспоминаю смутно, и мало-помалу мне
почему-то начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают и что
мы встретимся…
Мисюсь, где ты?»
В Мелихове была написана и знаменитая «маленькая трилогия»,
состоящая из рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О
любви». «Трилогией» они называются потому, что во всех трех
произведениях действуют одни и те же герои – учитель гимназии
Буркин, ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гимлайский и помещик
Алехин, каждый из которых рассказывает свою историю. Истории, в
свою очередь, объединены одной общей темой – темой
«футлярности».
Рассказ «Человек в футляре» о гимназии и городе,
терроризированных страхом, который внушало ничтожество, вобрал в
себя признаки целой эпохи в жизни всей страны за полтора
десятилетия. Это была вся Россия эпохи Александра III, только
что отошедшей в прошлое, но то и дело о себе напоминавшей.
Из описания тщедушного гимназического учителя вырастают точно
обозначенные приметы эпохи. Мысль, которую стараются запрятать в
футляр. Господство циркуляра запрещающего. Разгул шпионства,
высматривания, доноса. Газетные статьи с обоснованием запретов
на все, вплоть до самых нелепых ("запрещалась плотская любовь").
И как итог – страх рабский, добровольный, всеобщий. Беликов
"угнетал нас", "давил нас всех", люди "стали бояться всего",
"подчинялись, терпели". Тут же, параллельно с обрисовкой
Беликова, есть по-чеховски лаконичная и точная характеристика
запутанной российской интеллигенции: "... стали бояться всего.
Боятся громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать
книги, боятся помогать бедным, учить грамоте..." Так ведут себя
"мыслящие, порядочные" интеллигенты, поддавшись страху перед
человеком в футляре.
Беликов, который держал в руках целый город, сам "скучен,
бледен", не спит по ночам. Он запугал прежде всего себя, ему
страшно в футляре, ночью под одеялом, он боится повара Афанасия,
начальства, воров. Парадокс, вновь подсказанный недавним прошлым
– страхом Александра III, который прятался от запуганных им
подданных в Гатчине. Если это и "натура", просто "разновидность
человеческого характера", как рассказчик Буркин склонен
объяснять явление беликовщины, то сколь же она
противоестественна, враждебна самой жизни, саморазрушительна!
Весь рассказ – история чуть было не состоявшейся женитьбы
Беликова на Вареньке Коваленко. Краснощекая, серьезная или
задумчивая, сердечная, поющая, спорящая Варенька, с ее песней
"Виют витры", борщом "с красненькими и синенькими", – это сама
жизнь рядом со смертельной заразой – Беликовым. Ее появление в
художественной системе рассказа – напоминание о другой жизни,
вольной, наполненной движением, смехом. Так же звучала
украинская, "малороссийская" тема и в повестях Гоголя – по
контрасту с темой жизни серой и скучной.
История едва не состоявшейся женитьбы Беликова завершается его
смертью. И в этой, собственно сюжетной, части рассказа
сталкиваются два конкретных начала, жизни и смертельной заразы.
Сама жизнь – Варенька Коваленко. Атрибуты жизни – смех
(карикатура), движение (велосипед). И сама смерть – похудевший,
позеленевший, еще глубже втянувшийся в свой футляр Беликов.
"...жизнь потекла по-прежнему... не запрещенная циркулярно, но и
не разрешенная вполне; не стало лучше". После смерти своего отца
новый царь Николай II назвал "бессмысленными мечтаниями" те
надежды на предоставление самых скромных прав, которые
выражались в обществе, и заявил, что он будет "охранять начала
самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его
незабвенный покойный родитель".
Все останется по-старому, не станет лучше – такие настроения
действительно охватили большую часть русского общества в начале
нового царствования. И слова учителя Буркина: "...а сколько еще
таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!" –
отражали это угнетенное состояние.
Но чуткий к современности Чехов различал и другие голоса, другие
настроения. В конце рассказа проявляется общественный
радикальный темперамент слушателя, которому Буркин рассказывал
свою историю, – Ивана Иваныча Чимши-Гималайского. "Нет, больше
жить так невозможно!" – заявляет он, вступая в спор с унылым
выводом Буркина. В музыкальную композицию рассказа врываются,
как партия трубы, слова человека, который не хочет
удовлетвориться старой истиной о том, что все было как будет,
все пройдет, – а хочет решительных перемен, ломки вокруг себя.
Чехов – и в этом сила его художественного языка – никогда не
проповедует, не поучает, не вкладывает свои выводы "в уста"
героев. Он использует иные, более действенные, но и более тонкие
и сложные средства выражения своей авторской позиции.
Прежде всего это, конечно, логика сюжетов, рассказываемых
человеческих историй и судеб. "Действительная жизнь"
торжествует, и довольно жестоко, над любым из футляров, в
который ее пытаются заключить. Только в гробу вполне "достиг
своего идеала" Беликов. Но еще задолго до финала с похоронами
Беликова тема мертвящего начала, связанного с футляром,
проходила через всю историю, вступала в контрастное столкновение
с темой живой жизни. И это также выражает авторскую точку зрения
на рассказываемое.
История о Беликове помещена в обрамление: ее не только
рассказывают, но и комментируют Буркин и Иван Иваныч на
охотничьем привале. Очень соблазнительно было бы сказать, что,
осудив Беликова и "футлярность", Чехов "устами" слушателя этой
истории Ивана Иваныча "провозгласил": Нет, больше жить так
невозможно!»
Но Чехов и здесь нарушил литературную традицию. Фраза героя,
какой бы привлекательной и эффектной она ни выглядела, не
является в мире Чехова завершающим выводом и выражением
авторской позиции. Слова героя должны быть соотнесены с
ответными репликами других персонажей или другими его
высказываниями и – главное – делами, с текстом произведения в
целом.
Буркин, повествователь "Человека в футляре", в заключение дважды
говорит о том, что другие Беликовы всегда были и будут, надежд
на перемены к лучшему нет. А его слушатель Чимша-Гималайский,
человек более возбужденный, радикально настроенный, делает вывод
гораздо более смелый: "...больше жить так невозможно!" – и
настолько расширяет толкование "футлярности", что Буркин
возражает: "Ну, уж это вы из другой оперы, Иван Иваныч". Из
другой это "оперы" или из той же, – остается без ответа. Задача
автора – не провозгласить тот или иной вывод. На примере
приятелей-охотников Чехов показывает, как по-разному люди разных
темпераментов, характеров реагируют на жизненные явления,
составляющие суть рассказа.
У Чехова нет героев, которых безоговорочно можно назвать
выразителями авторских взглядов, авторского смысла произведения.
Смысл этот складывается из чего-то помимо и поверх высказываний
героев.
Вот Беликов умер, рассказ, о нем закончен – а вокруг бесконечная
и чуждая только что сказанному жизнь. История, из которой
рассказчик и слушатель склонны делать однозначные конечные
выводы, включается автором в панораму бесконечной жизни.
Иные формы «футлярности» Чехов рисует в двух других рассказах
цикла.
В «Крыжовнике» «закрытость» предстает как маниакальная
одержимость идеей или мечтой. Мечты – это прекрасно и любая
мечта имеет право быть, но мечта Николая Иваныча
Чимши-Гималайского (о котором рассказывает его брат – ветеринар
Иван Иваныч) приобрести усадьбу с «уточками» и «крыжовником»,
ставшая целью его жизни, превращается в конечном итоге в
какую-то пародию на мечту. Николай Иваныч с таким же
благоговением и трепетом, с какими обычно относятся к вещам
сугубо материальным, и это бесконечно сужает его духовный
горизонт. Своему брату, приехавшему проведать его, он, абсолютно
довольный тем «материальным богатством», которое окружает его в
усадьбе, сплошь засаженной кустами крыжовника, напоминает
свинью, которая «того гляди и хрюкнет в одеяло». Полностью
поглощенный своей маленькой, ничтожной идеей, он уже ничего не
видит вокруг и даже теряет чувство реальности: так, собранный с
собственных кустов крыжовник, горький и кислый, кажется ему
восхитительно сладким, и он даже ночью несколько раз встает с
постели, чтобы полакомиться любимыми ягодами.
В рассказе «О любви», в котором помещик Алехин рассказывает свою
любовную историю, как «футлярность» представлена его собственная
любовь, нерешительность. Алехин – человек интеллигентный, и
ситуация, в которой он оказался, полюбив замужнюю женщину, – это
ситуация, не имеющая простых решений. Но Чехов в финале рассказа
ясно дает понять, что эти решения могли бы быть найдены, если бы
герой вопреки всему смог отказаться от своих страхов и опасений,
если бы он доверился своему внутреннему чувству, открылся ему.
«Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой
любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье
или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не
нужно рассуждать вовсе».