А. П. Чехов - Попрыгунья
о произведении I II III IV V VI VII VIIIIV
В тихую лунную июльскую ночь Ольга Ивановна стояла на палубе
волжского парохода и смотрела то на воду, то на красивые берега.
Рядом с нею стоял Рябовский и говорил ей, что черные тени на
воде — не тени, а сон, что в виду этой колдовской воды с
фантастическим блеском, в виду бездонного неба и грустных,
задумчивых берегов, говорящих о суете нашей жизни и о
существовании чего-то высшего, вечного, блаженного, хорошо бы
забыться, умереть, стать воспоминанием. Прошедшее пошло и не
интересно, будущее ничтожно, а эта чудная, единственная в жизни
ночь скоро кончится, сольется с вечностью — зачем же жить?
А Ольга Ивановна прислушивалась то к голосу Рябовского, то к
тишине ночи и думала о том, что она бессмертна и никогда не
умрет. Бирюзовый цвет воды, какого она раньше никогда не видала,
небо, берега, черные тени и безотчетная радость, наполнявшая ее
душу, говорили ей, что из нее выйдет великая художница и что
где-то там за далью, за лунной ночью, в бесконечном пространстве
ожидают ее успех, слава, любовь народа... Когда она, не мигая,
долго смотрела вдаль, ей чудились толпы людей, огни,
торжественные звуки музыки, крики восторга, сама она в белом
платье и цветы, которые сыпались на нее со всех сторон. Думала
она также о том, что рядом с нею, облокотившись о борт, стоит
настоящий великий человек, гений, божий избранник... Всё, что он
создал до сих пор, прекрасно, ново и необыкновенно, а то, что
создаст он со временем, когда с возмужалостью окрепнет его
редкий талант, будет поразительно, неизмеримо высоко, и это
видно по его лицу, по манере выражаться и по его отношению к
природе. О тенях, вечерних тонах, о лунном блеске он говорит
как-то особенно, своим языком, так что невольно чувствуется
обаяние его власти над природой. Сам он очень красив,
оригинален, и жизнь его, независимая, свободная, чуждая всего
житейского, похожа на жизнь птицы.
— Становится свежо, — сказала Ольга Ивановна и вздрогнула.
Рябовский окутал ее в свой плащ и сказал печально:
— Я чувствую себя в вашей власти. Я раб. Зачем вы сегодня так
обворожительны?
Он всё время глядел на нее, не отрываясь, и глаза его были
страшны, и она боялась взглянуть на него.
— Я безумно люблю вас... — шептал он, дыша ей на щеку. — Скажите
мне одно слово, и я не буду жить, брошу искусство... — бормотал
он в сильном волнении. — Любите меня, любите...
— Не говорите так, — сказала Ольга Ивановна, закрывая глаза. —
Это страшно. А Дымов?
— Что Дымов? Почему Дымов? Какое мне дело до Дымова? Волга,
луна, красота, моя любовь, мой восторг, а никакого нет Дымова...
Ах, я ничего не знаю... Не нужно мне прошлого, мне дайте одно
мгновение... один миг!
У Ольги Ивановны забилось сердце. Она хотела думать о муже, но
всё ее прошлое со свадьбой, с Дымовым и с вечеринками казалось
ей маленьким, ничтожным, тусклым, ненужным и далеким-далеким...
В самом деле: что Дымов? почему Дымов? какое ей дело до Дымова?
Да существует ли он в природе и не сон ли он только?
«Для него, простого и обыкновенного человека, достаточно и того
счастья, которое он уже получил, — думала она, закрывая лицо
руками. — Пусть осуждают там, проклинают, а я вот на зло всем
возьму и погибну, возьму вот и погибну... Надо испытать всё в
жизни. Боже, как жутко и как хорошо!»
— Ну что? Что? — бормотал художник, обнимая ее и жадно целуя
руки, которыми она слабо пыталась отстранить его от себя. — Ты
меня любишь? Да? Да? О, какая ночь! Чудная ночь!
— Да, какая ночь! — прошептала она, глядя ему в глаза, блестящие
от слез, потом быстро оглянулась, обняла его и крепко поцеловала
в губы.
— К Кинешме подходим! — сказал кто-то на другой стороне палубы.
Послышались тяжелые шаги. Это проходил мимо человек из буфета.
— Послушайте, — сказала ему Ольга Ивановна, смеясь и плача от
счастья, — принесите нам вина.
Художник, бледный от волнения, сел на скамью, посмотрел на Ольгу
Ивановну обожающими, благодарными глазами, потом закрыл глаза и
сказал, томно улыбаясь:
— Я устал.
И прислонился головою к борту.