А. П. Чехов - Попрыгунья
о произведении I II III IV V VI VII VIIIVI
По-видимому, с середины зимы Дымов стал догадываться, что его
обманывают. Он, как будто у него была совесть нечиста, не мог
уже смотреть жене прямо в глаза, не улыбался радостно при
встрече с нею и, чтобы меньше оставаться с нею наедине, часто
приводил к себе обедать своего товарища Коростелева, маленького
стриженого человечка с помятым лицом, который, когда
разговаривал с Ольгой Ивановной, то от смущения расстегивал все
пуговицы своего пиджака и опять их застегивал и потом начинал
правой рукой щипать свой левый ус. За обедом оба доктора
говорили о том, что при высоком стоянии диафрагмы иногда бывают
перебои сердца, или что множественные невриты в последнее время
наблюдаются очень часто, или что вчера Дымов, вскрывши труп с
диагностикой «злокачественная анемия», нашел рак поджелудочной
железы. И казалось, что оба они вели медицинский разговор только
для того, чтобы дать Ольге Ивановне возможность молчать, т. е.
не лгать. После обеда Коростелев садился за рояль, а Дымов
вздыхал и говорил ему:
— Эх, брат! Ну, да что! Сыграй-ка что-нибудь печальное.
Подняв плечи и широко расставив пальцы, Коростелев брал
несколько аккордов и начинал петь тенором «Укажи мне такую
обитель, где бы русский мужик не стонал», а Дымов еще раз
вздыхал, подпирал голову кулаком и задумывался.
В последнее время Ольга Ивановна вела себя крайне неосторожно.
Каждое утро она просыпалась в самом дурном настроении и с
мыслью, что она Рябовского уже не любит и что, слава богу, всё
уже кончено. Но, напившись кофе, она соображала, что Рябовский
отнял у нее мужа и что теперь она осталась без мужа и без
Рябовского; потом она вспоминала разговоры своих знакомых о том,
что Рябовский готовит к выставке нечто поразительное, смесь
пейзажа с жанром, во вкусе Поленова, отчего все, кто бывает в
его мастерской, приходят в восторг; но ведь это, думала она, он
создал под ее влиянием и вообще, благодаря ее влиянию, он сильно
изменился к лучшему. Влияние ее так благотворно и существенно,
что если она оставит его, то он, пожалуй, может погибнуть. И
вспоминала она также, что в последний раз он приходил к ней в
каком-то сером сюртучке с искрами и в новом галстуке и спрашивал
томно: «Я красив?» И в самом деле, он, изящный, со своими
длинными кудрями и с голубыми глазами, был очень красив (или,
быть может, так показалось) и был ласков с ней.
Вспомнив про многое и сообразив, Ольга Ивановна одевалась и в
сильном волнении ехала в мастерскую к Рябовскому. Она заставала
его веселым и восхищенным своею, в самом деле, великолепною
картиной; он прыгал, дурачился и на серьезные вопросы отвечал
шутками. Ольга Ивановна ревновала Рябовского к картине и
ненавидела ее, но из вежливости простаивала перед картиной молча
минут пять и, вздохнув, как вздыхают перед святыней, говорила
тихо:
— Да, ты никогда не писал еще ничего подобного. Знаешь, даже
страшно.
Потом она начинала умолять его, чтобы он любил ее, не бросал,
чтобы пожалел ее, бедную и несчастную. Она плакала, целовала ему
руки, требовала, чтобы он клялся ей в любви, доказывала ему, что
без ее хорошего влияния он собьется с пути и погибнет. И,
испортив ему хорошее настроение духа и чувствуя себя униженной,
она уезжала к портнихе или к знакомой актрисе похлопотать насчет
билета.
Если она не заставала его в мастерской, то оставляла ему письмо,
в котором клялась, что если он сегодня не придет к ней, то она
непременно отравится. Он трусил, приходил к ней и оставался
обедать. Не стесняясь присутствием мужа, он говорил ей дерзости,
она отвечала ему тем же. Оба чувствовали, что они связывают друг
друга, что они деспоты и враги, и злились, и от злости не
замечали, что оба они неприличны и что даже стриженый Коростелев
понимает всё. После обеда Рябовский спешил проститься и уйти.
— Куда вы идете? — спрашивала его Ольга Ивановна в передней,
глядя на него с ненавистью.
Он, морщась и щуря глаза, называл какую-нибудь даму, общую
знакомую, и было видно, что это он смеется над ее ревностью и
хочет досадить ей. Она шла к себе в спальню и ложилась в
постель; от ревности, досады, чувства унижения и стыда она
кусала подушку и начинала громко рыдать. Дымов оставлял
Коростелева в гостиной, шел в спальню и, сконфуженный,
растерянный, говорил тихо:
— Не плачь громко, мама... Зачем? Надо молчать об этом... Надо
не подавать вида... Знаешь, что случилось, того уже не
поправишь.
Не зная, как усмирить в себе тяжелую ревность, от которой даже в
висках ломило, и думая, что еще можно поправить дело, она
умывалась, пудрила заплаканное лицо и летела к знакомой даме. Не
застав у нее Рябовского, она ехала к другой, потом к третьей...
Сначала ей было стыдно так ездить, но потом она привыкла, и
случалось, что в один вечер она объезжала всех знакомых женщин,
чтобы отыскать Рябовского, и все понимали это.
Однажды она сказала Рябовскому про мужа:
— Этот человек гнетет меня своим великодушием!
Эта фраза ей так понравилась, что, встречаясь с художниками,
которые знали об ее романе с Рябовским, она всякий раз говорила
про мужа, делая энергический жест рукой:
— Этот человек гнетет меня своим великодушием!
Порядок жизни был такой же, как в прошлом году. По средам бывали
вечеринки. Артист читал, художники рисовали, виолончелист играл,
певец пел, и неизменно в половине двенадцатого открывалась
дверь, ведущая в столовую, и Дымов, улыбаясь, говорил:
— Пожалуйте, господа, закусить.
По-прежнему Ольга Ивановна искала великих людей, находила и не
удовлетворялась и опять искала. По-прежнему она каждый день
возвращалась поздно ночью, но Дымов уже не спал, как в прошлом
году, а сидел у себя в кабинете и что-то работал. Ложился он
часа в три, а вставал в восемь.
Однажды вечером, когда она, собираясь в театр, стояла перед
трюмо, в спальню вошел Дымов во фраке и в белом галстуке. Он
кротко улыбался и, как прежде, радостно смотрел жене прямо в
глаза. Лицо его сияло.
— Я сейчас диссертацию защищал, — сказал он, садясь и поглаживая
колена.
— Защитил? — спросила Ольга Ивановна.
— Ого! — засмеялся он и вытянул шею, чтобы увидеть в зеркале
лицо жены, которая продолжала стоять к нему спиной и поправлять
прическу. — Ого! — повторил он. — Знаешь, очень возможно, что
мне предложат приват-доцентуру по общей патологии. Этим пахнет.
Видно было по его блаженному, сияющему лицу, что если бы Ольга
Ивановна разделила с ним его радость и торжество, то он простил
бы ей всё, и настоящее и будущее, и всё бы забыл, но она не
понимала, что значит приват-доцентура и общая патология, к тому
же боялась опоздать в театр и ничего не сказала.
Он посидел две минуты, виновато улыбнулся и вышел.