А. П. Чехов - Попрыгунья
о произведении I II III IV V VI VII VIIIV
Второго сентября день был теплый и тихий, но пасмурный. Рано
утром на Волге бродил легкий туман, а после девяти часов стал
накрапывать дождь. И не было никакой надежды, что небо
прояснится. За чаем Рябовский говорил Ольге Ивановне, что
живопись — самое неблагодарное и самое скучное искусство, что он
не художник, что одни только дураки думают, что у него есть
талант, и вдруг, ни с того, ни с сего, схватил нож и поцарапал
им свой самый лучший этюд. После чая он, мрачный, сидел у окна и
смотрел на Волгу. А Волга уже была без блеска, тусклая, матовая,
холодная на вид. Всё, всё напоминало о приближении тоскливой,
хмурой осени. И казалось, что роскошные зеленые ковры на
берегах, алмазные отражения лучей, прозрачную синюю даль и всё
щегольское и парадное природа сняла теперь с Волги и уложила в
сундуки до будущей весны, и вороны летали около Волги и дразнили
ее: «Голая! голая!» Рябовский слушал их карканье и думал о том,
что он уже выдохся и потерял талант, что всё на этом свете
условно, относительно и глупо и что не следовало бы связывать
себя с этой женщиной... Одним словом, он был не в духе и
хандрил.
Ольга Ивановна сидела за перегородкой на кровати и, перебирая
пальцами свои прекрасные льняные волосы, воображала себя то в
гостиной, то в спальне, то в кабинете мужа; воображение уносило
ее в театр, к портнихе и к знаменитым друзьям. Что-то они
поделывают теперь? Вспоминают ли о ней? Сезон уже начался, и
пора бы подумать о вечеринках. А Дымов? Милый Дымов! Как кротко
и детски-жалобно он просит ее в своих письмах поскорее ехать
домой! Каждый месяц он высылал ей по 75 рублей, а когда она
написала ему, что задолжала художникам сто рублей, то он прислал
ей и эти сто. Какой добрый, великодушный человек! Путешествие
утомило Ольгу Ивановну, она скучала, и ей хотелось поскорее уйти
от этих мужиков, от запаха речной сырости и сбросить с себя это
чувство физической нечистоты, которое она испытывала все время,
живя в крестьянских избах и кочуя из села в село. Если бы
Рябовский не дал честного слова художникам, что он проживет с
ними здесь до 20 сентября, то можно было бы уехать сегодня же. И
как бы это было хорошо!
— Боже мой, — простонал Рябовский, — когда же наконец будет
солнце? Не могу же я солнечный пейзаж продолжать без солнца!..
— А у тебя есть этюд при облачном небе, — сказала Ольга
Ивановна, выходя из-за перегородки. — Помнишь, на правом плане
лес, а на левом — стадо коров и гуси. Теперь ты мог бы его
кончить.
— Э! — поморщился художник. — Кончить! Неужели вы думаете, что
сам я так глуп, что не знаю, что мне нужно делать!
— Как ты ко мне переменился! — вздохнула Ольга Ивановна.
— Ну, и прекрасно.
У Ольги Ивановны задрожало лицо, она отошла к печке и заплакала.
— Да, недоставало только слез. Перестаньте! У меня тысячи причин
плакать, однако же я не плачу.
— Тысячи причин! — всхлипнула Ольга Ивановна. — Самая главная
причина, что вы уже тяготитесь мной. Да! — сказала она и
зарыдала. — Если говорить правду, то вы стыдитесь нашей любви.
Вы всё стараетесь, чтобы художники не заметили, хотя этого
скрыть нельзя, и им всё давно уже известно.
— Ольга, я об одном прошу вас, — сказал художник умоляюще и
приложив руку к сердцу, — об одном: не мучьте меня! Больше мне
от вас ничего не нужно!
— Но поклянитесь, что вы меня всё еще любите! — Это мучительно!
— процедил сквозь зубы художник и вскочил. — Кончится тем, что я
брошусь в Волгу или сойду с ума! Оставьте меня!
— Ну, убейте, убейте меня! — крикнула Ольга Ивановна. — Убейте!
Она опять зарыдала и пошла за перегородку. На соломенной крыше
избы зашуршал дождь. Рябовский схватил себя за голову и прошелся
из угла в угол, потом с решительным лицом, как будто желая
что-то кому-то доказать, надел фуражку, перекинул через плечо
ружье и вышел из избы.
По уходе его, Ольга Ивановна долго лежала на кровати и плакала.
Сначала она думала о том, что хорошо бы отравиться, чтобы
вернувшийся Рябовский застал ее мертвою, потом же она унеслась
мыслями в гостиную, в кабинет мужа и вообразила, как она сидит
неподвижно рядом с Дымовым и наслаждается физическим покоем и
чистотой и как вечером сидит в театре и слушает Мазини. И тоска
по цивилизации, по городскому шуму и известным людям защемила ее
сердце. В избу вошла баба и стала не спеша топить печь, чтобы
готовить обед. Запахло гарью, и воздух посинел от дыма.
Приходили художники в высоких грязных сапогах и с мокрыми от
дождя лицами, рассматривали этюды и говорили себе в утешение,
что Волга даже и в дурную погоду имеет свою прелесть. А дешевые
часы на стенке: тик-тик-тик... Озябшие мухи столпились в
переднем углу около образов и жужжат, и слышно, как под лавками
в толстых папках возятся прусаки...
Рябовский вернулся домой, когда заходило солнце. Он бросил на
стол фуражку и, бледный, замученный, в грязных сапогах,
опустился на лавку и закрыл глаза.
— Я устал... — сказал он и задвигал бровями, силясь поднять
веки.
Чтобы приласкаться к нему и показать, что она не сердится, Ольга
Ивановна подошла к нему, молча поцеловала и провела гребенкой по
его белокурым волосам. Ей захотелось причесать его.
— Что такое? — спросил он, вздрогнув, точно к нему прикоснулись
чем-то холодным, и открыл глаза. — Что такое? Оставьте меня в
покое, прошу вас.
Он отстранил ее руками и отошел, и ей показалось, что лицо его
выражало отвращение и досаду. В это время баба осторожно несла
ему в обеих руках тарелку со щами, и Ольга Ивановна видела, как
она обмочила во щах свои большие пальцы. И грязная баба с
перетянутым животом, и щи, которые стал жадно есть Рябовский, и
изба, и вся эта жизнь, которую вначале она так любила за
простоту и художественный беспорядок, показались ей теперь
ужасными. Она вдруг почувствовала себя оскорбленной и сказала
холодно:
— Нам нужно расстаться на некоторое время, а то от скуки мы
можем серьезно поссориться. Мне это надоело. Сегодня я уеду.
— На чем? На палочке верхом?
— Сегодня четверг, значит, в половине десятого придет пароход.
— А? Да, да... Ну что ж, поезжай... — сказал мягко Рябовский,
утираясь вместо салфетки полотенцем. — Тебе здесь скучно и
делать нечего, и надо быть большим эгоистом, чтобы удерживать
тебя. Поезжай, а после двадцатого увидимся.
Ольга Ивановна укладывалась весело, и даже щеки у нее
разгорелись от удовольствия. Неужели это правда, — спрашивала
она себя, — что скоро она будет писать в гостиной, а спать в
спальне и обедать со скатертью? У нее отлегло от сердца, и она
уже не сердилась на художника.
— Краски и кисти я оставлю тебе, Рябуша, — говорила она. — Что
останется, привезешь... Смотри же, без меня тут не ленись, не
хандри, а работай. Ты у меня молодчина, Рябуша.
В девять часов Рябовский, на прощанье, поцеловал ее для того,
как она думала, чтобы не целовать на пароходе при художниках, и
проводил на пристань. Подошел скоро пароход и увез ее.
Приехала она домой через двое с половиной суток. Не снимая шляпы
и ватерпруфа, тяжело дыша от волнения, она прошла в гостиную, а
оттуда в столовую. Дымов без сюртука, в расстегнутой жилетке
сидел за столом и точил нож о вилку; перед ним на тарелке лежал
рябчик. Когда Ольга Ивановна входила в квартиру, она была
убеждена, что необходимо скрыть всё от мужа и что на это хватит
у нее уменья и силы, но теперь, когда она увидела широкую,
кроткую, счастливую улыбку и блестящие радостные глаза, она
почувствовала, что скрывать от этого человека так же подло,
отвратительно и так же невозможно и не под силу ей, как
оклеветать, украсть или убить, и она в одно мгновение решила
рассказать ему всё, что было. Давши ему поцеловать себя и
обнять, она опустилась перед ним на колени и закрыла лицо.
— Что? Что, мама? — спросил он нежно. — Соскучилась?
Она подняла лицо, красное от стыда, и поглядела на него виновато
и умоляюще, но страх и стыд помешали ей говорить правду.
— Ничего... — сказала она. — Это я так...
— Сядем, — сказал он, поднимая ее и усаживая за стол. — Вот
так... Кушай рябчика. Ты проголодалась, бедняжка.
Она жадно вдыхала в себя родной воздух и ела рябчика, а он с
умилением глядел на нее и радостно смеялся.