Издательская система России: переход от административно – командной системы к рыночным реформам
Билет: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 |
1963 г. – создано 1-е единственное госведомство, которое занималось издательским делом по всей стране – Госкомитеты Печати при Совете Министров СССР.
1972 г. – Госкомитет по делам издательств, полиграфии и книжной торговли – переименовали это ведомство (Госкомиздат СССР). Таким образом, сосредоточили руководство над всеми 3-мя отраслями книжного дела à завершилось огосударствление и формирование административно-командной системы.
Идеология создания нового органа управления – усилить партийный и государственный контроль за изд. деятельностью.
"Нужно издавать то, что нужно читать народу".
Контроль происходит за счет введения тематического плана издательств – с одной стороны это план работы (существовал во все времена), а с другой стороны, как орудие контроля: перечень изданий в 3х измерениях:
-1ый перечень в планируемом отрезке времени (например, 1 год);
-2ой перечень – издания, над которыми издательство будет работать в текущем году à план редакционной подготовки;
-3ий перечень – перспективный план à издания, запланированные у выпуску в период времени.
Эти 3 перечня – уже основа для контроля. Прослеживается четко авторский ряд и произведения. Весь издательский процесс четко высвечивается.
Учетно-издательский лист – то, в чем измеряется объем конкретного издания.
Авторский лист – 40000 знаков.
Учетно-издательский лист, авторский лист – измеряются в знаках, включают пробелы, 40000 знаков. Если добавляются иллюстрации – они измеряются в кв.см. (1 издание лист – 3000 кв.см.).
Печатный лист – имеет определённый формат, самый стандартный – 60Х90.
Была установка на то, что изд-во не имеет права выпускать монографии больше 20 учетных листов. Если больше – должны были писать спец. письмо и получать разрешение.
Все данные посылались в Гослитиздат, там это утверждалось. Спец. люди все тщательно сверяли. Если что-то не так (превысили тираж, не во время сдали рукопись и т.д.) à определенные санкции разной серьезности.
Не сильно караются или вообще не преследуются только форсмажорные обстоятельства.
Схема была очень эффективной как с т.з. дисциплины, так и контроля.
До 1986 г. все регулировались этим планом.
С Горбачёвым началась перестройка, надо было демократизировать жизнь общества, строить социализм с человеческим лицом.
20 ноября 1986 г. – коллегия Госкомиздата (высший орган управления в изд. отрасли) принимает решение "о расширении прав и самостоятельности издательств" и "о совершенствовании тематического планирования". Эта система требует перестройки всех органов работы. Надо устранить все недостатки.
Нужно отменить утверждение тем. плана в Госиздате, представляющее право на это издательству. Но, это решение принимается с сохранением цензуры, и на любом этапе цензура может остановить процесс, изъять тираж и взыскать затраченные средства.
Начинают действовать на основе договоров и договорных цен (отступать от утвержденного прейскуранта).
Далее возникают книготорговцы, также вписанные в тематический план. Книготорговец берет только то, что пользуется спросом, а не то, что прописано в тем. плане. Теперь надо обсуждать план с книготоргом.
С ноября 1986 г. по июнь 1990 г. таких постановлений, пытающихся совершенствовать изд. систему, вышло 4 брошюры.
Автор, который хочет опубликоваться, может заплатить деньги за всю работу, забрать тираж и распространить его (постановление "О выпуске книг за счет автора").
К 1990 г. люди поняли, если не отменить цензуру и админ.-команд. систему, на дать людям возможность вступать в рыночные отношения, ничего не получится.
1990 г. – закон "О печати и других СМИ". Закон попал на Съезд народных Депутатов и убедил депутатов, что можно с его помощью решить проблемы.
Июнь 1990 г. – ещё при СССР этот закон принят. 3 главные особенности закона:
1.Отмена цензуры (ст. 1 "свобода печати").
2.Плюрализм учредительства – учредителями СМИ могут быть советы народных депутатов – гл. форма самоуправления, государственные учреждения, общественные объединения, граждане и отдельные граждане старше 18 лет, не отбывавшие наказание и дееспособные.
3.Закон носит не разрешительный, а заявительный (регистрационный) характер.
Открытие издательства или СМИ не надо получать разрешение, а только зарегистрироваться в соответствующем органе.
Правительство РФ приняло временное положение об изд. деятельности на территории РФ (не закон, а постановление правительства) – 14 апреля 1991 г. № 211.
Авторы – те же самые – какие принимали закон, положение принято именно для уточнения деятельности издательств, в основе положения.
Закон – в основе для СМИ.
Положение исключало 3-ю особенность закона о Печати.
Прописано, что издательская деятельность подлежит лицензированию, то же самое фактически, что и разрешение в СССР.
2 года назад была исправлена ошибка – изд. деятельность перестала подлежать лицензированию.Билет: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 |