Бурханова Н. Бюджетная система РФ

Бюджетное устройство. Межбюджетные отношения

Бюджетное устройство – это организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуры, взаимодействие входящих в нее бюджетов.

Бюджетное устройство определяется государственным устройством. Бюджетная система в унитарных предприятиях включает два звена: государственный бюджет и местные бюджеты.

В соответствии с БК РФ, бюджетная система федеративных государств состоит из трех звеньев: государственный бюджет, бюджеты членов федерации, местные бюджеты.

Государственная бюджетная система состоит из трех звеньев и включает: республиканский (федеральный) бюджет; 21 республиканский бюджет в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области; около 29 тыс. местных бюджетов.

Бюджетное устройство в РФ основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в государственную бюджетную систему.

Сложной проблемой в бюджетном устройстве является бюджетный федерализм, т. е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов.

Межбюджетные отношения – это отношения, которые возникают между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, которые связаны с формированием и исполнением соответствующих бюджетов (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Межбюджетные отношения основаны на следующих принципах:

  1. распределение и закрепление расходов бюджетов по уровням бюджетной системы РФ;
  2. разграничение регулирующих доходов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
  3. равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенство бюджетных прав муниципальных образований;
  4. равенство всех бюджетов во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ;
  5. выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований.

Для совершенствования межбюджетных отношений необходимо:

  1. оказывать поддержку субъектам Федерации таким образом, чтобы оставить им стимулы к развитию собственных источников дохода;
  2. сделать схему группировки территорий по экономическим районам.

Доходную часть территориальных бюджетов составляют закрепленные и регулирующие доходы, дотации и субвенции, а также кредитные ресурсы.


Экономическая сущность и содержание бюджета | Бюджетная система РФ | Характеристика уровней бюджетной системы | Бюджетное устройство. Межбюджетные отношения | Федеральный бюджет | Расходы, финансируемые из федерального бюджета | Региональные бюджеты | Местный бюджет | Консолидированный бюджет | Принципы бюджетной системы РФ | Бюджетная классификация | Экономическая классификация доходов | Виды классификаций расходов бюджетов | Бюджетное законодательство РФ | Понятие бюджетного процесса | Система органов, обладающая бюджетными полномочиями | Полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня | Бюджетные полномочия федеральных органов государственной власти | Бюджетные полномочия органов государственной власти субъектов РФ | Финансовое планирование | Составление проектов бюджетов | Порядок составления проекта федерального бюджета | Документы, необходимые для рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете | Рассмотрение и утверждение проекта федерального закона о федеральном бюджете | Исполнение бюджета | Бюджетное обязательство | Понятия о доходах бюджетов | Доходы федерального бюджета | Доходы бюджетов субъектов РФ | Доходы местных бюджетов | Налог на прибыль организаций | Акцизы | Налог на добавленную стоимость | Налог на доходы физических лиц | Ответственность за нарушение бюджетного законодательства | Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов | Водный налог | Земельный налог | Налог на имущество физических лиц | Понятие и классификация бюджетных расходов | Формы предоставления бюджетных средств | Резервные фонды. Возникновение расходных обязательств | Расходные обязательства субъекта РФ и муниципального образования | Государственные заимствования РФ. Дефицит бюджета | Источники финансирования дефицита бюджета | Стабилизационный фонд РФ | Государственные внебюджетные фонды | Понятия государственного долга | Государственный долг субъекта РФ. Муниципальный долг | Обслуживание государственного долга | Внешние и внутренние заимствования | Программа государственных внутренних заимствований РФ, субъектов РФ, муниципальных образований | Государственные и муниципальные гарантии | Основные задачи бюджетной политики на 2007 г | Основные приоритеты бюджетных расходов | Совершенствование межбюджетных отношений
Бурханова Н. Бюджетная система РФ | Кушнир И.В. Бюджетная система РФ