Имашева Е.Г. Конституционное право зарубежных стран

Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды

Конституционный контроль представляет собой определенную деятельность специальных или уполномоченных органов государства, конечная цель которых – выявление и пресечение (вплоть до отмены действия) не согласующихся с действующей конституцией законов и иных нормативных правовых актов.

Конституционным надзором является деятельность государственных уполномоченных органов с целью выявления неконституционных актов, результат такой деятельности – уведомление органов, принявших или собирающихся принять противоречащий конституции акт.

Существует два вида органов конституционного контроля:

  1. политический конституционный контроль в качестве органов, которые не считаются специализированными;
  2. судебный конституционный контроль, действующий в:

    а) европейской системе, основанной на специализированных органах конституционного контроля: судебных органах (органах конституционной юстиции) и квазисудебных органах (Конституционный Совет во Франции);
    б) американской системе, при которой конституционность законов имеют право проверять судьи общей юрисдикции в рядовом процессе рассмотрения определенных дел.

Существует семь видов конституционного контроля.

1. Предварительный и последующий контроль, при котором уполномоченные органы дают свои заключения о соответствии конституции конкретных актов до времени вступления их в силу. В случае возникновения спора о законности акта он может быть рассмотрен после вступления его в законную силу. Все признанные незаконными правовые акты прекращают действовать или же запрещаются к публикации и не вступают в силу. Еще возможно, что законы остаются в самих сводах законов, но их нельзя применять. Решение о законности конкретного закона данным органом является окончательным и обжалованию не подлежит.

2. Конкретный и абстрактный виды контроля, т. е. принимается решение по конкретному делу или абстрактному делу, в общем варианте.

3. Обязательный и факультативный виды контроля, т. е. некоторые законы и подзаконные акты подлежат обязательному контролю, а некоторые – по инициативе субъекта.

4. Решающий и консультативный виды контроля.

5. Существуют решения, имеющие обратную силу, и решения, действующие только после его принятия, если рассматривать эти решения с точки зрения применения решения органа конституционного контроля.

6. Существует внутренний и внешний контроль, т. е. контроль осуществляется или самим издавшим закон органом, или иным органом.

7. Контроль различают по содержанию: формальный, при котором проводится проверка конституционности процедуры принятия акта, и материальный – проверяется конституционность содержания.


Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина | Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран | Понятие, сущность и виды конституции | Принятие, изменение и отмена конституций в зарубежных странах | Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды | Институт прав и свобод граждан: общая характеристика | Основные виды прав, свобод и обязанностей граждан | Понятие гражданства | Форма правления в зарубежных странах | Форма государственного (территориально-политического) устройства | Понятие политических партий, их сущность, организация и функции | Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран, полномочия главы государства | Понятие парламента и его структура | Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах | Полномочия правительства в зарубежных странах | Понятие и сущность избирательного права, принципы | Организация и порядок проведения выборов, определение результатов голосования | Референдум | Общая характеристика и принципы и системы местного самоуправления | Конституционные основы судебной организации | Принципы правосудия | Конституционный статус судей | Конституция США | Конгресс, президентская власть, судебная власть США | Государственное устройство США | Общая характеристика Конституции Великобритании | Конституционно-правовое положение личности в Великобритании | Система государственных органов Великобритании | Конституция и конституционное развитие Французской Республики | Политические партии и партийная система Франции | Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система | Политические партии Германии | Законодательная, исполнительная, и судебная ветви власти Германии | Конституция Италии | Конституционные основы общественного строя и политической системы Италии | Конституция Японии | Партийная система Японии | Система государственных органов Японии | Конституция Испании | Высшие органы государственной власти и управления Испании | Конституция КНР | Политические партии, общественные («народные») организации | Система высших органов государственной власти и управления Китая | Конституция Индии | Государственные органы Индии | Основы политико-территориального устройства, местное самоуправление и управление | Общие положения конституций стран СНГ | Система государственных органов стран СНГ | Особенности латиноамериканских конституций | Партийные системы стран Латинской Америки | Президент и правительство. Законодательные органы. Форма правления в странах Латинской Америки | Конституционное право Израиля | Конституция Египта | Конституция Бразилии | Формы правления в арабских странах | Законодательная, исполнительная, судебная ветви власти
Имашева Е.Г. Конституционное право зарубежных стран | Кормушкина Н.В. Конституционное право зарубежных стран | Кушнир И.В. Конституционное право зарубежных стран