Имашева Е.Г. Конституционное право зарубежных стран

Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах

Правительством любого государства или страны является коллегиальный орган исполнительной власти, который выполняет самые общие функции.

Основные функции правительства:

  1. осуществляет общее руководство государственным управлением;
  2. возглавляет исполнительно-распорядительную деятельность;
  3. контролирует деятельность государственного аппарата;
  4. распределяет финансы государства;
  5. управляет вооруженными силами, иностранными делами.

Общий состав правительства:

  1. премьер-министр, который возглавляет правительство. В разных странах эта должность называется по-разному – государственный министр, министр-председатель и др.
  2. второй уровень занимают государственные министры и министры, государственные секретари и парламентские секретари. В их обязанности входит обеспечение двусторонней связи самого правительства и министров с более низшими по рангу парламентскими структурами.

Структуры правительства:

  1. правительство и кабинет правительства, данный уровень включает министров всех уровней. В прямые обязанности кабинета министров входит управление всеми процессами в государстве. Обычно кабинет министров состоит из 20 и более министров, которые назначаются премьер-министром. Заседания кабинета министров проводятся 1–2 раза в неделю;
  2. совет кабинета и совет министров. Заседания совета кабинета возглавляет премьер-министр; на таких заседаниях принимаются решения по оперативным вопросам. Заседания совета министров являются официальными заседаниями правительства и возглавляются только президентом. На этих заседаниях рассматриваются стратегически важные для государства вопросы;
  3. президиум (бюро правительства)состоит из премьера, его заместителей и некоторых министров. Президиум правительства рассматривает и принимает решения относительно многих важных вопросов;
  4. межведомственные комитеты или комиссии занимаются главным образом согласованием и решением вопросов родственных министерств одновременно.

Премьер-министр имеет право самостоятельно выдвигать кандидатуры в состав правительства, в кабинет министров. Все вопросы по кадровым перестановкам он принимает от имени правительства.

Три способа образования правительства:

  1. парламентский способ формирования правительства – данный метод распространен при монархиях и парламентарных республиках;
  2. полупарламентский способ формирования правительства распространен в полупрезидентской республике, учитывается партийное соотношение представителей парламента. Президент с согласия парламента назначает премьер-министра, а министров назначает самостоятельно;
  3. президентский, или внепарламентский, способ формирования правительства предполагает назначение главой государства министров по своему усмотрению из числа деятелей партии, к которой принадлежит он сам, иногда в процессе участвует верхняя палата.

Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина | Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран | Понятие, сущность и виды конституции | Принятие, изменение и отмена конституций в зарубежных странах | Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды | Институт прав и свобод граждан: общая характеристика | Основные виды прав, свобод и обязанностей граждан | Понятие гражданства | Форма правления в зарубежных странах | Форма государственного (территориально-политического) устройства | Понятие политических партий, их сущность, организация и функции | Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран, полномочия главы государства | Понятие парламента и его структура | Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах | Полномочия правительства в зарубежных странах | Понятие и сущность избирательного права, принципы | Организация и порядок проведения выборов, определение результатов голосования | Референдум | Общая характеристика и принципы и системы местного самоуправления | Конституционные основы судебной организации | Принципы правосудия | Конституционный статус судей | Конституция США | Конгресс, президентская власть, судебная власть США | Государственное устройство США | Общая характеристика Конституции Великобритании | Конституционно-правовое положение личности в Великобритании | Система государственных органов Великобритании | Конституция и конституционное развитие Французской Республики | Политические партии и партийная система Франции | Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система | Политические партии Германии | Законодательная, исполнительная, и судебная ветви власти Германии | Конституция Италии | Конституционные основы общественного строя и политической системы Италии | Конституция Японии | Партийная система Японии | Система государственных органов Японии | Конституция Испании | Высшие органы государственной власти и управления Испании | Конституция КНР | Политические партии, общественные («народные») организации | Система высших органов государственной власти и управления Китая | Конституция Индии | Государственные органы Индии | Основы политико-территориального устройства, местное самоуправление и управление | Общие положения конституций стран СНГ | Система государственных органов стран СНГ | Особенности латиноамериканских конституций | Партийные системы стран Латинской Америки | Президент и правительство. Законодательные органы. Форма правления в странах Латинской Америки | Конституционное право Израиля | Конституция Египта | Конституция Бразилии | Формы правления в арабских странах | Законодательная, исполнительная, судебная ветви власти
Имашева Е.Г. Конституционное право зарубежных стран | Кормушкина Н.В. Конституционное право зарубежных стран | Кушнир И.В. Конституционное право зарубежных стран