Имашева Е.Г. Конституционное право зарубежных стран

Система государственных органов стран СНГ

Система государственных органов стран СНГ основана на конституционном принципе разделения государственной власти.

Все страны СНГ условно подразделяются по форме государственного правления на две основные группы:

  1. президентские республики;
  2. республики на основе смешанной формы правления.

Все представительные высшие органы законодательной власти во многих странах СНГ по структуре являются однопалатными.

В тех странах СНГ, где принята президентская форма правления, полномочия президента не распространяются на деятельность и роспуск парламента. Каждое государство СНГ самостоятельно определило официальное название правительства, его место и функциональные обязанности в общей системе государственных органов. Все полномочия и обязанности правительства определяются с учетом национальных традиций и устоев. Соответственно, в Азербайджанской Республике, в Республике Узбекистан, Республике Беларусь, на Украине, в Туркменистане – это Кабинет Министров. В Республике Армения, Казахстане, Кыргызстане, Республике Молдова, Таджикистане – это Правительство. Согласно принятым конституциям в странах СНГ там в качестве высшего органа правосудия выступают конституционные суды и суды общей юрисдикции.

Полномочия высших арбитражных судов, местных и военных судов в этих странах осуществляются в рамках действующей конституции конкретной страны.

Во всех странах СНГ конституционно закреплен процесс правового регулирования формирования и деятельности органов конституционного контроля.

Во всех странах СНГ существуют конституционные суды, которые выполняют закрепленные конституцией полномочия надзора и контроля над выполнением нормативных правовых актов. В Конституционный суд имеют право обращаться все граждане этого государства, лица без гражданства, иностранные граждане, проживающие на территории этого государства, а также организации любой формы собственности.

В каждой стране СНГ парламенты названы по-разному: в Республике Беларусь и в Республике Армения – Национальное собрание, в Азербайджанской Республике – Милли Меджлис, в Республике Казахстан, в Республике Молдова и в Грузии – Парламент, в Кыргызской Республике – Законодательное собрание Жогорку Кенеш, на Украине – Верховная Рада, в Республике Таджикистан – Маджлис Оли, в Туркменистане – Халк Маслахаты (Народный Совет) и Меджлис, в Республике Узбекистан – Олий Мажлис.

Все Президенты во всех странах СНГ независимо от принятой формы правления обладают обширными полномочиями. Во всех странах СНГ на пост президента имеет право баллотироваться только гражданин этого государства. Процесс избрания президента основан на всеобщем, равном и прямом избирательном праве при тайном голосовании всех граждан государства. Общепринятый срок полномочий президента – 5 лет, во многих государствах СНГ установлен конституционный запрет, который ограничивает право избираться более двух сроков подряд одному и тому же лицу.


Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина | Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран | Понятие, сущность и виды конституции | Принятие, изменение и отмена конституций в зарубежных странах | Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды | Институт прав и свобод граждан: общая характеристика | Основные виды прав, свобод и обязанностей граждан | Понятие гражданства | Форма правления в зарубежных странах | Форма государственного (территориально-политического) устройства | Понятие политических партий, их сущность, организация и функции | Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран, полномочия главы государства | Понятие парламента и его структура | Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах | Полномочия правительства в зарубежных странах | Понятие и сущность избирательного права, принципы | Организация и порядок проведения выборов, определение результатов голосования | Референдум | Общая характеристика и принципы и системы местного самоуправления | Конституционные основы судебной организации | Принципы правосудия | Конституционный статус судей | Конституция США | Конгресс, президентская власть, судебная власть США | Государственное устройство США | Общая характеристика Конституции Великобритании | Конституционно-правовое положение личности в Великобритании | Система государственных органов Великобритании | Конституция и конституционное развитие Французской Республики | Политические партии и партийная система Франции | Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система | Политические партии Германии | Законодательная, исполнительная, и судебная ветви власти Германии | Конституция Италии | Конституционные основы общественного строя и политической системы Италии | Конституция Японии | Партийная система Японии | Система государственных органов Японии | Конституция Испании | Высшие органы государственной власти и управления Испании | Конституция КНР | Политические партии, общественные («народные») организации | Система высших органов государственной власти и управления Китая | Конституция Индии | Государственные органы Индии | Основы политико-территориального устройства, местное самоуправление и управление | Общие положения конституций стран СНГ | Система государственных органов стран СНГ | Особенности латиноамериканских конституций | Партийные системы стран Латинской Америки | Президент и правительство. Законодательные органы. Форма правления в странах Латинской Америки | Конституционное право Израиля | Конституция Египта | Конституция Бразилии | Формы правления в арабских странах | Законодательная, исполнительная, судебная ветви власти
Имашева Е.Г. Конституционное право зарубежных стран | Кормушкина Н.В. Конституционное право зарубежных стран | Кушнир И.В. Конституционное право зарубежных стран