Пашкевич Д. Бюджетное право

Участники бюджетного процесса. Представительные (законодательные) органы власти

Бюджетные полномочия представительных (законодательных) органов обусловлены правовой формой бюджетов, поскольку в соответствии со ст. 11 Бюджетного кодекса РФ федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона, бюджеты субъектов РФ – в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты – в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Бюджетные полномочия представительных (законодательных) органов изложены в ст. 153 Бюджетного кодекса РФ.

Представительные (законодательные) органы участвуют в бюджетном процессе по двум направлениям:

  1. рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении. При рассмотрении и утверждении проектов бюджетов представительные (законодательные) органы на всех уровнях – федеральном, региональном, местном – облекают бюджет в требуемую правовую форму, аналогичным образом утверждается отчет об исполнении бюджета;
  2. осуществление контроля за исполнением бюджетов. Для осуществления последующего контроля за исполнением бюджетов представительные (законодательные) органы создают специальные органы бюджетного контроля (счетные палаты и др.), порядок формирования которых определяется соответствующим представительным (законодательным) органом.

Помимо этого, представительные (законодательные) органы определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации.

Полномочия представительных (законодательных) органов на федеральном уровне определяются Конституцией РФ, Бюджетного кодекса РФ, на региональном уровне – конституциями (уставами) субъектов РФ и законодательными актами субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, на местном уровне – актами органов местного самоуправления.

В 2000 г. введен запрет на создание представительными (законодательными) органами резервных фондов, который был направлен на то, чтобы избежать возможных злоупотреблений полномочиями, поскольку принятие решения о создании таких фондов находится в исключительной компетенции законодательных (представительных) органов. Одновременно был введен запрет на выполнение представительными (законодательными) органами отдельных функций по исполнению бюджетов, что соответствует конституционному принципу разделения властей: если принятие законов (решений) о бюджете относится к компетенции законодательной власти, то исполнение бюджета находится в компетенции органов исполнительной власти. В то же время этот запрет не распространяется на органы местного самоуправления, совмещающие функции как законодательных, так и исполнительных органов.


Понятие бюджетного права. Предмет бюджетного права | Система источников бюджетного права | Бюджетные правоотношения | Бюджетный процесс | Бюджетная система и ее принципы | Бюджетные полномочия Российской Федерации | Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации | Бюджетные полномочия муниципальных образований | Участники бюджетного процесса. Представительные (законодательные) органы власти | Участники бюджетного процесса. Исполнительные органы власти | Участники бюджетного процесса. Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, органы Федерального казначейства | Участники бюджетного процесса. Главные распорядители, распорядители, бюджетополучатели | Доходы бюджета | Расходы бюджета | Дефицит и профицит бюджета | Государственный долг Российской Федерации | Государственный долг субъекта Российской Федерации | Муниципальный долг | Государственные и муниципальные гарантии | Бюджетная классификация | Классификация доходов бюджета | Классификация расходов бюджета | Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов | Составление проектов бюджетов | Рассмотрение и утверждение проектов бюджета | Исполнение бюджета | Отчет об исполнении бюджета | Федеральный бюджет Российской Федерации | Доходы федерального бюджета Российской Федерации | Расходы федерального бюджета Российской Федерации | Бюджеты субъектов Российской Федерации | Доходы региональных бюджетов | Расходы региональных бюджетов | Местные бюджеты | Доходы местных бюджетов | Расходы местных бюджетов | Бюджетные учреждения | Доходы и расходы бюджетных учреждений | Смета доходов и расходов бюджетного учреждения | Межбюджетные отношения | Предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета | Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации | Федеральный фонд компенсаций | Предоставление межбюджетных трансфертов из региональных бюджетов | Региональные фонды финансовой поддержки поселений | Региональные фонды финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) | Предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов | Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации | Стабилизационный фонд РФ | Резервные фонды | Бюджетный кредит | Бюджетный контроль в Российской Федерации | Органы бюджетного контроля | Полномочия органов бюджетного контроля | Ответственность за нарушение бюджетного законодательства | Виды нарушений бюджетного законодательства