Пашкевич Д. Бюджетное право

Участники бюджетного процесса. Исполнительные органы власти

Бюджетные полномочия органов исполнительной власти, закрепленные в ст. 154 Бюджетного кодекса РФ, реализуются в ходе составления проекта бюджета, исполнения бюджета, а также в ходе контроля за его исполнением.

Органы исполнительной власти участвуют в бюджетном процессе по следующим направлениям:

  1. составляют проект бюджета и вносят его с необходимыми документами на утверждение соответствующих законодательных (представительных) органов. Составление проекта бюджета находится в компетенции высших органов исполнительной власти соответствующего уровня;
  2. осуществляют исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджетов, управление государственным (муниципальным) долгом. Исполнение бюджета осуществляется различными органами исполнительной власти, в том числе финансовыми органами, налоговыми органами, органами по управлению имуществом, органами казначейства и прочими в соответствии с их компетенцией;
  3. осуществляют ведомственный контроль за исполнением бюджета. Ведомственный контроль за исполнением бюджета осуществляется в соответствии с компетенцией соответствующих ведомств;
  4. представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение соответствующих законодательных (представительных) органов. Отчет об исполнении бюджета соответствующего уровня также составляется высшими органами исполнительной власти соответствующего уровня.

Общие полномочия исполнительных органов власти на федеральном уровне установлены Конституцией РФ, Бюджетного кодекса РФ, на региональном уровне – конституциями (уставами) субъектов РФ и законодательными актами субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, на местном уровне – актами органов местного самоуправления. Правовыми актами бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актами представительных органов местного самоуправления на исполнительные органы могут быть возложены и иные полномочия.

В отличие от представительных (законодательных) органов исполнительные органы власти всех уровней вправе создавать в бюджете резервные фонды. Размер резервных фондов и порядок расходования средств резервных фондов на федеральном уровне определяется Бюджетного кодекса РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ, на региональном уровне – нормативными правовыми актами исполнительных органов власти субъектов РФ, на местном уровне – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. При этом органы исполнительной власти всех уровней обязаны ежеквартально информировать о расходовании средств резервного фонда соответствующий орган представительной (законодательной) власти либо представительный орган местного самоуправления.


Понятие бюджетного права. Предмет бюджетного права | Система источников бюджетного права | Бюджетные правоотношения | Бюджетный процесс | Бюджетная система и ее принципы | Бюджетные полномочия Российской Федерации | Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации | Бюджетные полномочия муниципальных образований | Участники бюджетного процесса. Представительные (законодательные) органы власти | Участники бюджетного процесса. Исполнительные органы власти | Участники бюджетного процесса. Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, органы Федерального казначейства | Участники бюджетного процесса. Главные распорядители, распорядители, бюджетополучатели | Доходы бюджета | Расходы бюджета | Дефицит и профицит бюджета | Государственный долг Российской Федерации | Государственный долг субъекта Российской Федерации | Муниципальный долг | Государственные и муниципальные гарантии | Бюджетная классификация | Классификация доходов бюджета | Классификация расходов бюджета | Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов | Составление проектов бюджетов | Рассмотрение и утверждение проектов бюджета | Исполнение бюджета | Отчет об исполнении бюджета | Федеральный бюджет Российской Федерации | Доходы федерального бюджета Российской Федерации | Расходы федерального бюджета Российской Федерации | Бюджеты субъектов Российской Федерации | Доходы региональных бюджетов | Расходы региональных бюджетов | Местные бюджеты | Доходы местных бюджетов | Расходы местных бюджетов | Бюджетные учреждения | Доходы и расходы бюджетных учреждений | Смета доходов и расходов бюджетного учреждения | Межбюджетные отношения | Предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета | Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации | Федеральный фонд компенсаций | Предоставление межбюджетных трансфертов из региональных бюджетов | Региональные фонды финансовой поддержки поселений | Региональные фонды финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) | Предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов | Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации | Стабилизационный фонд РФ | Резервные фонды | Бюджетный кредит | Бюджетный контроль в Российской Федерации | Органы бюджетного контроля | Полномочия органов бюджетного контроля | Ответственность за нарушение бюджетного законодательства | Виды нарушений бюджетного законодательства