Горбухов В.А. Коммерческое право

Средства индивидуализации товаров

В условиях насыщения товарного рынка все большее значение приобретает товарный знак.

Товарный знак регулируется Законом РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».

Товарный знак или знак обслуживания – это обозначение, которое способствует различению товара или услуги одних юридических или физических лиц от товаров и услуг других юридических или физических лиц. В качестве товарного знака можно регистрировать словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения и их комбинации на имя юридического лица, а также физического лица. Регистрация товарного знака производится в любом цвете и цветосочетании. Звук также может быть признан товарным знаком.

Функции товарного знака:

  1. выделение товара среди однородных товаров;
  2. указание на источник происхождения товара;
  3. указание на определенное качество товара;
  4. рекламирование данного товара.

Выделяют виды товарных знаков.

Зарегистрированный товарный знак – знак, прошедший официальный порядок регистрации.

Общеизвестные товарные знаки – знаки, незарегистрированные, но в результате их интенсивного использования ставшие широко известными среди потребителей в отношении товаров данного вида.

Индивидуальный товарный знак – знак, исключительное право пользования и распоряжения которым принадлежит одному лицу, зарегистрировавшему товарный знак на свое имя.

По форме выражения товарные знаки бывают:

  1. словесные;
  2. изобразительные;
  3. объемные.

Наименование места происхождения товара - обозначение, представляющее собой или содержащее современное либо историческое название страны, населенного пункта, местности или иного географического объекта, или производное от такого наименования, которые стали известны вследствие его использования для обозначения товаров, особые свойства которого исключительно или главным образом определены характерными для данного географического объекта природными условиями, людскими факторами либо и тем, и другим одновременно.

Отличие наименования места происхождения товара от товарного знака:

  1. обладателем товарного знака может стать юридическое лицо, обладателями наименования места происхождения товара могут быть сколько угодно юридических лиц, которые осуществляют свою деятельность в данном конкретном регионе;
  2. охрана наименования места происхождения товара осуществляется бессрочно;
  3. наименование места происхождения товара нельзя передать по лицензионному договору (договору франчайзинга).

Коммерческое право как отрасль права | Предмет, метод и принципы коммерческого права | Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским и торговым правом | Развитие коммерческого права в России | Источники коммерческого права РФ | Субъекты коммерческого права | Коммерческие организации | Некоммерческие организации | Индивидуальные предприниматели и их правовой статус | Торгово-промышленная палата | Объекты коммерческого права | Понятие товара. Виды товаров | Товарооборот. Товары, изъятые из оборота | Товаро-распорядительные документы | Средства индивидуализации товаров | Рынок и его правовая характеристика | Становление товарного рынка в России | Структура товарного рынка. Правовое обеспечение развития товарного рынка | Правовое регулирование ценообразования. Виды цен | Деятельность оптовых ярмарок | Выставки | Дилерская деятельность | Правовое регулирование торгов. Субъекты торгов | Проведение торгов. Признание торгов недействительными | Биржевая торговля. Виды бирж | Правовое положение товарных бирж | Правовое регулирование торгов на бирже | Фондовые биржи | Объекты торгов на фондовых биржах | Биржевые сделки | Государственное регулирование деятельности бирж | Понятие и формы биржевых посредников | Характеристика прав потребителей | Права потребителей при приобретении товаров | Ответственность производителя, продавца за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работ, услуг) | Технические регламенты | Стандартизация в России | Подтверждение соответствия качества товаров и услуги | Понятие конкуренции | Недобросовестная конкуренция | Монополистическая деятельность и ее виды | Виды монополистической деятельности | Правовое регулирование деятельности естественных монополий | Регулирование конкуренции на рынке финансовых услуг | Государственное регулирование конкуренции на товарном и финансовом рынках | Поставки продукции для государственных нужд | Приемка товаров по количеству | Приемка товаров по качеству | Правовое регулирование рекламы | Виды коммерческих договоров | Договоры, содействующие торговле | Посреднические договоры | Дилерский договор. Дистрибьюторский договор | Понятие и формы безналичных расчетов | Платежное поручение. Платежное требование | Аккредитив
Герасимова Л.П. Коммерческое право | Горбухов В.А. Коммерческое право | Кушнир И.В. Коммерческое право