Горбухов В.А. Коммерческое право

Понятие конкуренции

Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке (п. 7 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции»).

Под хозяйствующим субъектом понимаются индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Совершенная конкуренция имеет место лишь при полиполии, т. е. когда на рынке много продавцов и много покупателей. Тогда рынок открыт для каждого, рекламная кампания является не обязательной, так как на продажу предлагаются однородные товары, отсутствуют какие-либо предпочтения.

Цена товара на таком рынке – заданная величина, продавец же решает лишь, какое количество товара нужно продать по данной цене.

Федеральный закон «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе и такими мерами, как:

  1. предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
  2. предупреждение и пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центробанком РФ.

Целью ФЗ «О защите конкуренции» является соблюдение положений Конституции РФ, таких как: обеспечение единства экономического пространства, свободное перемещение товаров, свобода экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Защита конкуренции в РФ, связана с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, распространяется на отношения, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, Центробанк РФ, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели; а также на соглашения между российскими и (или) иностранными лицами и организациями, достигнутые за пределами территории РФ, если в отношении таких соглашений в совокупности выполняются следующие условия:

  1. соглашения достигнуты в отношении находящихся на территории РФ основных производственных средств и (или) нематериальных активов, прав в отношении российских коммерческих организаций;
  2. соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции в РФ.

Коммерческое право как отрасль права | Предмет, метод и принципы коммерческого права | Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским и торговым правом | Развитие коммерческого права в России | Источники коммерческого права РФ | Субъекты коммерческого права | Коммерческие организации | Некоммерческие организации | Индивидуальные предприниматели и их правовой статус | Торгово-промышленная палата | Объекты коммерческого права | Понятие товара. Виды товаров | Товарооборот. Товары, изъятые из оборота | Товаро-распорядительные документы | Средства индивидуализации товаров | Рынок и его правовая характеристика | Становление товарного рынка в России | Структура товарного рынка. Правовое обеспечение развития товарного рынка | Правовое регулирование ценообразования. Виды цен | Деятельность оптовых ярмарок | Выставки | Дилерская деятельность | Правовое регулирование торгов. Субъекты торгов | Проведение торгов. Признание торгов недействительными | Биржевая торговля. Виды бирж | Правовое положение товарных бирж | Правовое регулирование торгов на бирже | Фондовые биржи | Объекты торгов на фондовых биржах | Биржевые сделки | Государственное регулирование деятельности бирж | Понятие и формы биржевых посредников | Характеристика прав потребителей | Права потребителей при приобретении товаров | Ответственность производителя, продавца за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работ, услуг) | Технические регламенты | Стандартизация в России | Подтверждение соответствия качества товаров и услуги | Понятие конкуренции | Недобросовестная конкуренция | Монополистическая деятельность и ее виды | Виды монополистической деятельности | Правовое регулирование деятельности естественных монополий | Регулирование конкуренции на рынке финансовых услуг | Государственное регулирование конкуренции на товарном и финансовом рынках | Поставки продукции для государственных нужд | Приемка товаров по количеству | Приемка товаров по качеству | Правовое регулирование рекламы | Виды коммерческих договоров | Договоры, содействующие торговле | Посреднические договоры | Дилерский договор. Дистрибьюторский договор | Понятие и формы безналичных расчетов | Платежное поручение. Платежное требование | Аккредитив
Герасимова Л.П. Коммерческое право | Горбухов В.А. Коммерческое право | Кушнир И.В. Коммерческое право