Горбухов В.А. Коммерческое право

Понятие и формы биржевых посредников

Субъектами посреднической биржевой деятельности являются:

  1. маклеры;
  2. брокеры;
  3. дилеры.

Посредническая деятельность самой биржи осуществляется через маклеров.

Маклер является должностным лицом на бирже и выступает от имени и за счет биржи. Собственно торговая деятельность на бирже маклеру запрещена. Сам маклер сделок на бирже не заключает, но он способствует деятельности контрагентов.

Брокеры – специально уполномоченные посредники для торговли на бирже. Брокер – профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий эту деятельность. При оказании брокером услуг по размещению эмиссионных ценных бумаг брокер вправе приобрести за свой счет не размещенные в срок, предусмотренный договором, ценные бумаги. Брокеры совершают сделки от имени клиента и за его счет, а также от своего имени и за счет клиента.

Брокеры могут действовать в качестве:

  1. брокерских фирм – юридических лиц, специализирующихся на биржевой торговле;
  2. брокерских контор – филиалов или других обособленных подразделений предприятий, учреждений, организаций;
  3. независимых брокеров – физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица.

Основными чертами брокерского посредничества являются следующие:

  1. брокерское посредничество возникает и реализуется в рамках биржевой торговли;
  2. брокерская деятельность подлежит обязательному лицензированию;
  3. брокерское посредничество является предпринимательской деятельностью, не ограничивается заключением сделок, а брокеры осуществляют любые правомерные действия, и для оформления отношений используется договор на брокерское обслуживание.

Дилеры – юридические лица, осуществляющие посредничество на бирже от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи товара. В деятельности дилера преобладает не столько посредническая, сколько самостоятельная торговля. Доходы дилера складываются не за счет вознаграждения, а за счет разницы между продажной и покупной ценой товара. Дилер объявляет существенные условия договора купли- продажи ценных бумаг; в число существенных условий входит и цена договора, минимальное и максимальное количество покупаемых или продаваемых ценных бумаг. Дилер заключает договор на существенных условиях, предложенных его клиентом, если в объявлении отсутствуют указания на иные существенные условия. Если дилер уклоняется от заключения договора, к нему может быть предъявлен иск о принудительном заключении такого договора или о возмещении причиненных клиенту убытков.


Коммерческое право как отрасль права | Предмет, метод и принципы коммерческого права | Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским и торговым правом | Развитие коммерческого права в России | Источники коммерческого права РФ | Субъекты коммерческого права | Коммерческие организации | Некоммерческие организации | Индивидуальные предприниматели и их правовой статус | Торгово-промышленная палата | Объекты коммерческого права | Понятие товара. Виды товаров | Товарооборот. Товары, изъятые из оборота | Товаро-распорядительные документы | Средства индивидуализации товаров | Рынок и его правовая характеристика | Становление товарного рынка в России | Структура товарного рынка. Правовое обеспечение развития товарного рынка | Правовое регулирование ценообразования. Виды цен | Деятельность оптовых ярмарок | Выставки | Дилерская деятельность | Правовое регулирование торгов. Субъекты торгов | Проведение торгов. Признание торгов недействительными | Биржевая торговля. Виды бирж | Правовое положение товарных бирж | Правовое регулирование торгов на бирже | Фондовые биржи | Объекты торгов на фондовых биржах | Биржевые сделки | Государственное регулирование деятельности бирж | Понятие и формы биржевых посредников | Характеристика прав потребителей | Права потребителей при приобретении товаров | Ответственность производителя, продавца за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работ, услуг) | Технические регламенты | Стандартизация в России | Подтверждение соответствия качества товаров и услуги | Понятие конкуренции | Недобросовестная конкуренция | Монополистическая деятельность и ее виды | Виды монополистической деятельности | Правовое регулирование деятельности естественных монополий | Регулирование конкуренции на рынке финансовых услуг | Государственное регулирование конкуренции на товарном и финансовом рынках | Поставки продукции для государственных нужд | Приемка товаров по количеству | Приемка товаров по качеству | Правовое регулирование рекламы | Виды коммерческих договоров | Договоры, содействующие торговле | Посреднические договоры | Дилерский договор. Дистрибьюторский договор | Понятие и формы безналичных расчетов | Платежное поручение. Платежное требование | Аккредитив
Герасимова Л.П. Коммерческое право | Горбухов В.А. Коммерческое право | Кушнир И.В. Коммерческое право