Ерофеева В.А. Бухгалтерский учет. Конспект лекций |
Учёт основных средств
Понятие, классификация средствОбъект принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
Некоммерческая организация принимает объект к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если он предназначен для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания данной некоммерческой организации (в т. ч. в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации), для управленческих нужд некоммерческой организации, а также если выполняются условия, установленные в пп. «б» и «в». Основные средства, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в материальные ценности. Активы, в отношении которых выполняются вышеуказанные условия и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением. Основные средства, находящиеся в организации, классифицируются по разным признакам:
Оценка объекта основных средств производится по его первоначальной стоимости. Это стоимость, по которой основные средства принимаются к бухгалтерскому учету. Она не меняется в течение всего срока эксплуатации объекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, и зависит от источника поступления. Изменение первоначальной стоимости основных средств возможно:
При изменении первоначальной стоимости формируется восстановительная стоимость основного средства. Остаточная стоимость основного средства определяется расчетным путем: первоначальная (восстановительная) стоимость за минусом суммы ранее начисленной амортизации основных средств. Учет поступления основных средствЗачисление отдельных объектов в состав основных средств осуществляется с использованием Акта (накладной) приемки-передачи основных средств (ф. ОС-1). Акт составляет комиссия, которая утверждается приказом руководителя организации. Акт оформляется в одном экземпляре на каждый поступающий объект (акт может быть выписан на группу однородных объектов основных средств относящихся к производственному и хозяйственному инвентарю, инструментам, оборудованию и т. п., если эти объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость, от одного поставщика и приняты в одном календарном месяце). После оформления Акт вместе с приложенной технической документацией передается в бухгалтерию организации, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. При оформлении внутреннего перемещения основных средств выписывается Акт в двух экземплярах для сдатчика и для получателя. Учет всех объектов основных средств, поступивших в эксплуатацию, ведется с использованием инвентарной карточки учета основных средств (ф. ОС-6). Инвентарная карточка заполняется работником бухгалтерии в одном экземпляре на основании документов на зачисление объекта, перемещение, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, а также документов по капитальному ремонту и списанию. Основные средства, поступающие после восстановления, оформляются Актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов (ф. ОС-3). Поступающее оборудование оформляется Актом о приемке оборудования (ф. ОС-14), выявленные при приемке дефекты оборудования фиксируются в акте о выявленных дефектах (ф. ОС-16). Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельно конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. В случае наличия у одного объекта нескольких чатей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Объект находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией в составе основных средств соразмерно ее доле в общей собственности. Синтетический учет основных средств ведется на активном инвентарном счете 01 «Основные средства». На данном счете основные средства отражаются в оценке по первоначальной либо по восстановительной стоимости. Расходы организации, связанные с приобретением основных средств, являются долгосрочными инвестициями, для учета которых действующим планом счетов предусмотрен счет 08 «Вложения во внеоборотные активы». Зачисление объектов в состав основных средств в оценке по первоначальной стоимости оформляется записью – Дебет счета 01 «Основные средства» Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Первоначальная стоимость основных средств, внесенных учредителями в счет вклада в уставный капитал, – это их денежная оценка, согласованная учредителями, если иное не предусмотрено законодательством. В бухгалтерском учете оформляются записи:
По объектам основных средств, полученным по договору дарения (безвозмездно) первоначальной стоимостью признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. В бухгалтерском учете оформляются записи:
Принятие объекта к бухгалтерскому учету в составе основных средств в оценке по первоначальной стоимости отражается по Дебету счета 01 и Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». По мере амортизации указанных объектов и оформления записи – Дебет 20, 23, 25, 26, 44 84 Кредит 02 в размере начисленной амортизации оформляется признание доходов Дебет 98 /безвозмездные поступления и Кредит счета 91/1. Первоначальная стоимость основных средств, приобретенных за плату, – это сумма всех фактических расходов на приобретение. НДС и иные возмещаемые налоги (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) в первоначальную стоимость не включаются. В бухгалтерском учете оформляются записи: – на основании документов фактические расходы, произведенные организацией, отражаются Дебет 08 Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др. НДС – Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др. Оприходование объекта по учету в состав основных средств, все расходы, формирующие первоначальную стоимость объекта основных средств, списываются – Дебет 01 Кредит 08. Сумма НДС предъявляется к возмещению из бюджета по мере принятия к учету оплаченных основных средств производственного назначения и отражается Дебет 68 Кредит 19. Первоначальная стоимость основных средств полученных по договору, предусматривающему исполнение обязательств неденежными средствами, признается стоимость передаваемого имущества, которая складывается из цены реализации (приобретения). Учет амортизации основных средствАмортизация основных средств – это систематическое уменьшение первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств на протяжении срока его полезного использования (службы). Амортизация начисляется по основным средствам, находящимся у предприятия на праве собственности (в оперативном управлении, хозяйственном ведении). По основным средствам сданным в аренду, амортизацию начисляет арендодатель. По основным средствам, переданным в лизинг, амортизацию начисляет или лизингодатель, или лизингополучатель в зависимости от условий договора лизинга. Амортизация начисляется с месяца, следующего за месяцем принятия объектов основных средств к бухгалтерскому учету. Прекращается начисление амортизации с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объектов основных средств. Начисляется амортизация до полного погашения стоимости объектов основных средств либо списания объектов основных средств с бухгалтерского учета. Приостанавливается начисление амортизации в случаях, когда объекты основных средств находятся:
По используемым для реализации законодательства Российской Федерации о мобилизационной подготовке и мобилизации объектам основных средств, которые законсервированы и не используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, амортизация не начисляется. По объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом. По объектам жилищного фонда, которые учитываются в составе доходных вложений в материальные ценности, амортизация начисляется в общеустановленном порядке. Не амортизируются земельные участки; объекты природопользования; объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям, и др. Амортизация начисляется ежемесячно независимо от результатов финансово-хозяйственной деятельности организации. Важное значение имеет определение срока полезного использования объектов основных средств. Срок полезного использования – это период, в течение которого основные средства приносят доход организации. Срок полезного использования определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету. Определение срока полезного использования объекта основных средств производится, исходя:
В случаях улучшения (повышения) первоначальных нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной реконструкции или модернизации организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком на дату ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с положениями ч. 2 ст. 258 НК РФ и на основании классификации основных средств по Постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 о группах амортизируемого имущества. Амортизируемое имущество объединяется в 10 групп в зависимости от срока полезного использования. При начислении амортизации согласно ПБУ 6/01 (для целей бухгалтерского учета) предприятие может использовать следующие способы:
Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.
Сумма начисленной амортизации в балансе-нетто отдельной статьей не отражается. Начисленная амортизация вычитается из первоначальной стоимости объектов основных средств, образуя остаточную стоимость объектов основных средств, по которой основные средства отражаются в балансе по строке 120. Бухгалтерские записи при начислении амортизации:
Учет затрат на восстановление основных средствВосстановление основных средств осуществляется посредством ремонта, модернизации и реконструкции. Виды ремонта – текущий, средний и капитальный. Основным первичным документом, согласно которому определяются объем работ по капитальному ремонту, его продолжительность, сметная стоимость, является дефектная ведомость. Ремонт объектов основных средств может быть проведен подрядным, хозяйственным или смешанным способом. Затраты на ремонт основных средств производственного назначения включаются в затраты организации. Учет затрат по ремонту основных средств может быть организован по одному из двух вариантов.
Сумма излишне созданного резерва на ремонт основных средств по окончании ремонта в конце отчетного года сторнируется. Если ремонт продолжается – переходит на следующий год. В следующем году неиспользованный резерв на ремонт основных средств по окончании ремонта присоединяется к доходу отчетного периода – Дебет счета 96 и Кредит счета 91/1 «прочие доходы». Приемка объектов основных средств по окончании ремонтных работ производится по акту ф. ОС-3. (При текущем ремонте Акт составляется только в случае, если ремонт производится подрядным способом.) При отражении в учете затрат на восстановление основных средств бухгалтеру необходимо четко разделять расходы, связанные с ремонтом, и расходы, связанные с модернизацией и реконструкцией, которые учитываются в составе вложений во внеоборотные активы и могут увеличивать первоначальную стоимость основных средств. Расходы на модернизацию и реконструкцию, в случае если приводят к улучшению технических качеств функционирования основного средства (срока полезного использования, мощности, качества применения и т. п.), могут списываться на увеличение первоначальной стоимости объекта. Первоначально затраты на модернизацию учитываются по Дебету счета 08 и Кредиту счетов 60, 71, 76, и др. – при подрядном способе проведения модернизации и Дебет счета 08 и Кредит счетов 10, 69, 70, 71, 76 и др. – при хозяйственном способе модернизации и реконструкции. После окончания эти затраты:
Если в процессе ремонта одновременно проводится и модернизация, два вида затрат в бухгалтерском учете должны быть разделены. Учет выбытия объектов основных средствВыбытие объекта основных средств имеет место в случае:
Выбытие основных средств по причине непригодности к дальнейшей эксплуатации из-за физического износа, вследствие аварий, стихийных бедствий оформляется актом на списание основных средств (форма ОС-4), по автотранспортным средствам составляется акт на списание автотранспортных средств (форма ОС-4а). Акты на списание основных средств составляются комиссией в двух экземплярах, подписываются членами комиссии и утверждаются руководителем организации. Один экземпляр Акта передается в бухгалтерию, второй служит основанием для сдачи работником, за которым был закреплен объект, деталей, узлов и агрегатов демонтированного оборудования, пригодных для использования, и полезных отходов на склад. Стоимость указанных ценностей и расходы, связанные со списанием объекта, отражаются в соответствующем разделе ОС-4 «Справка о затратах, связанных со списанием основных средств и поступлением материальных ценностей от их списания». Указанные ценности приходуются по текущей рыночной стоимости и отражаются по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 91-1 «Прочие доходы». При передаче основных средств другим организациям оформляется Акт (накладная) приемки-передачи основных средств. В инвентарной карточке учета основных средств ф. ОС-6 делается отметка о выбытии объекта. Выбытие основных средств отражается в бухгалтерском учете с использованием счета 01 субсчет «Выбытие основных средств», по дебету данного субсчета отражаются первоначальная стоимость выбывающего объекта по кредиту, сумма накопленной амортизации и остаточная стоимость объекта. Списание первоначальной стоимости во всех случаях выбытия отражается по Дебету счета 01/выб. и Кредиту счета 01. Списание суммы ранее начисленной амортизации – Дебет счета 02 и Кредит счета 01/выб. Остаточная стоимость выбывающих объектов в большинстве случаев списывается записью – Дебет счета 91-2 и Кредит счета 01/выб. Порядок отражения на счетах в дальнейшем зависит от причины выбытия.
Учет аренды основных средств. Виды арендыДоговор аренды – один из самых распространенных видов хозяйственных сделок. Действующим законодательством предусмотрен широкий спектр специальных видов договоров аренды, которые могут заключать организации. Вопросам аренды посвящены ст. 606–670 ГК РФ. Согласно договору аренды арендодатель передает арендатору имущество во временное пользование или во временное владение и пользование. Согласно ст. 607 ГК РФ законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается. В аренду могут быть сданы только индивидуально-определенные вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования. (Не сдаются в аренду НМА – это не вещи, не сдаются деньги и др.) Право сдачи в аренду согласно ст. 608 ГК РФ принадлежит только собственнику. Арендодателем также может выступить тот, кто вправе распоряжаться имуществом. Статья 615 ГК РФ «Пользование арендованным имуществом» устанавливает, что арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору другому лицу (перенаем). Пункт 2 ст. 615 ГК РФ дает арендатору право предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, сдавать арендные права в залог. Сдача в аренду имущества оформляется: договорами проката, аренды транспортных средств (с экипажем и без экипажа), аренды здания или сооружения, аренды предприятия как имущественного комплекса, финансовой аренды (лизинга). Сдача имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности оформляется договором проката, который заключается на срок до одного года. Арендная плата по договору проката устанавливается в виде определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно. Капитальный и текущий ремонт имущества, сданного в аренду, по договору проката является обязанностью арендодателя. Арендодатель суммы арендной платы по договору проката учитывает на счете 90 «Продажи». По дебету счета 90/1 «Себестоимость продаж» отражаются расходы по сданному в аренду имуществу, а по кредиту – счета 90/1 «Выручка» выручка, т. е. сумма полученной арендной платы. Погашение стоимости предметов проката с 1 января 1999 г. согласно п. 51 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, приказу Минфина России от 29.07.1998 № 34н производится путем начисления амортизации линейным способом. Наличие и движение имущества, предоставляемого по договору проката, подлежит бухгалтерскому учету на счете 03-2, амортизация начисляется по кредиту счета 02 «Амортизация» обособленно. Списание выбывающих предметов проката отражается в бухгалтерском учете следующим образом:
Учет аренды имущества, предоставляемого за плату во временное пользование, у арендатора и арендодателяВ краткосрочную аренду передаются или принимаются отдельные объекты основных средств. К краткосрочной аренде относится аренда до одного года, а по зданиям, сооружениям и нежилым помещениям в жилых домах – до пяти лет. Порядок сдачи в аренду зданий, сооружений и нежилых помещений, относящихся к федеральной собственности, определяется типовым договором на сдачу Госкомимуществом России в аренду зданий, объектов, сооружений и нежилых помещений, являющихся федеральной собственностью. Условия аренды определяются в договоре. Передача объекта в аренду оформляется актом (накладной) приемки-передачи основных средств ф. ОС-1. Право собственности остается за арендодателем, к арендатору переходит право пользования. Арендодатель при передаче делает отметку в инвентарной карточке учета основных средств, копия инвентарной карточки передается арендодателю. Передача основных средств отражается у арендодателя по дебету счета 01/«Переданы в аренду» и кредиту счета 01/«Основные средства». Стоимость имущества, сданного в аренду отражается по дебету счета 011 «Основные средства, сданные в аренду». Амортизация начисляется арендодателем и отражается по дебету счета 91-2 и кредиту счета 02. Учет начисленной арендной платы ведется по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 91/1 (98 «Доходы будущих периодов»). НДС, начисленный по арендной плате, учитывается по дебету счета 91/3 и кредиту счета 68. Оплата, поступившая от арендатора на расчетный счет, оформляется записью по дебету счета 51 «Расчетный счет» и кредиту счета 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами» (если существовала предоплата, по мере наступления соответствующего периода данная сумма списывается записью – дебет счета 98 и кредит счета 91-1). Оплата арендодателем капитального ремонта отражается по дебету счетов 91-2 и 19-НДС и кредиту счета 51 (кредиту счета 76 начисление). Расходы по модернизации учитываются в составе капитальных вложений арендодателя по дебету счета 08 и кредиту счетов расходов и расчетов, а затем могут списываться на увеличение стоимости основных средств в дебет счета 01, если в результате модернизации и реконструкции произошло улучшение первоначальных показателей функционирования. Возврат арендованных основных средств отражается по дебету счета 01 и кредиту счета 01/сданные в аренду и кредиту забалансового счета 011. Учет операций по краткосрочной аренде, когда сдача основных средств в аренду является предметом деятельности организации, ведется с применением счета 90 «Продажи». Начисленная арендная плата отражается по дебету счета 76 и кредиту счета 90-1, арендодатель является плательщиком НДС, который отражается по дебету счета 90-3 и кредиту счетов 68-НДС. Расходы организации по осуществлению деятельности отражаются по дебету счетов 20, 44 и кредиту счетов расходов и расчетов (10, 70, 96, 71, 25, 26, и др.) и списываются бухгалтерской проводкой в дебет счета 90-2 с кредита счетов 20, 44. Арендатор принимает арендуемый объект на забалансовый счет 001 «Арендованные основные средства». В сроки, установленные договором аренды, арендатор начисляет арендную плату. Сумма начисленной арендной платы учитывается:
Учет имущества, предоставляемого по договору финансовой аренды (лизинга), у лизингодателя и лизингополучателяЛизинг – это вид аренды (в пер. с англ. Leaing – аренда). Лизинг – это аренда с правом выкупа, краткосрочный – до 1,5 года, среднесрочный – от 1,5 до 3 лет и долгосрочный – 3 года и более. В лизинг передается имущество, относящееся к новым основным средствам, ранее не использовавшееся лизингодателем и приобретенное им специально с целью передачи в аренду лизингополучателю. Участниками сделки являются лизингодатель, лизингополучатель и продавец лизингового имущества (завод-изготовитель). Лизинг может быть с выкупом или без выкупа арендуемого имущества лизингополучателем. Порядок учета лизинговых операций установлен приказом Минфина России от 17.02.1997 № 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга» и письмом Госкомстата РФ от 13.03.1996 № 21-1-21/483 «Об отражении затрат на приобретение лизингового оборудования». В соответствии с приказом Минфина России № 15 переданное по лизингу имущество считается собственностью лизингодателя (кроме имущества, приобретенного за счет бюджетных средств). Правовое поле лизинговой деятельности определено ст. 665 ГК РФ и Федеральным законом РФ «О лизинге». Кто принимает имущество на баланс: лизингодатель или лизингополучатель, определяется в договоре лизинга. Бухгалтерский учет у лизингодателяВ учете лизингодателя все затраты, имеющие отношение к приобретению, монтажу и установке лизингового имущества у лизингодателя рассматриваются как капитальные затраты и отражаются по дебету счета 08 субсчет «Приобретение отдельных объектов основных средств», НДС – по дебету счета 19 и кредиту счета 60. После завершения всех операций по формированию первоначальной стоимости лизинговое имущество принимается на баланс по дебету счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности» с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Данное имущество передается лизингополучателю на основании договора и акта передачи. Когда условиями договора лизинга предусмотрена поставка лизингового имущества непосредственно лизингополучателю, то указанные записи оформляются в бухгалтерском учете транзитом, на основании первичных учетных документов лизингополучателя. Когда имущество учитывается на балансе лизингодателя, в бухгалтерском учете оформляются записи – дебет счета 03/имущество, сданное в аренду, и кредит счета 03/имущество для сдачи в аренду. Затраты лизингодателя по осуществлению лизинговой деятельности учитываются по дебету счета 20 «Основное производство» и кредиту счетов 23, 76 и др. Амортизация начисляется лизингодателем по дебету счета 20 «Основное производство» и кредиту счета 02 «Износ основных средств». Ежемесячно накопленные на счете 20 «Основное производство» суммы списываются в дебет счета 90-2 с кредита счета 20 «Основное производство». Начисление лизинговых платежей отражается записью по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции со счетом 90-1 «Выручка», оформляется счетом-фактурой. Лизинговые платежи облагаются НДС в общеустановленном порядке – дебет счета 90-3 «НДС» и кредит счета 68/НДС. Поступление оплаты от лизингополучателя – дебет счета 51 (52) и кредит счета 62. Финансовый результат – дебет счета 90-9 «Прибыль/ убыток от продаж» и кредит счета 99 «Прибыли и убытки». После полного погашения стоимости объекта за период эксплуатации лизингополучатель полностью становится собственником. В бухгалтерском учете делается запись – дебет счета 02 и кредит счета 03. При возврате лизингового имущества и прекращении его использования для лизинга его стоимость отражается по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 03. Договором лизинга может быть предусмотрен вариант расчетов, при котором лизингополучатель получает право собственности на объект лизингодателя с недоначисленной амортизацией за период эксплуатации объекта, обязуясь оплатить оставшуюся часть, при этом лизингодатель оформляет записи:
Имущество может учитываться на балансе лизингополучателя, лизингодатель оформляет записи:
Данное имущество снимается с забалансового учета и отражается по кредиту счета 011. Текущие издержки лизингодателя в течение месяца учитываются на счете 20, а затем списываются в дебет счета 91-2 с кредита счета 20. Оплата лизинговых платежей отражается по дебету счета 51 и кредиту счета 76, одновременно пропорционально сумме платежа формируется финансовый результат по таким операциям – дебет счета 98 и кредит счета 91/9;
Бухгалтерский учет у лизингополучателяВ бухгалтерском учете лизингополучателя отражаются:
Учет имущества у лизингополучателя ведется на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» в том случае, если оно продолжает числиться на балансе лизингодателя. Расчеты с лизингополучателем по лизинговым платежам отражаются на счете 76: стоимость услуг по лизингу – дебет счетов издержек производства (обращения) 20, 25, 26, 44 и кредит счета 76 «Задолженность по лизинговым платежам». По окончании договора лизинга лизинговое имущество списывается с забалансового счета 001 «Арендованные основные средства» при условии выкупа в полной сумме и зачисляется в состав основных средств по дебету счета 01 и кредиту счета 02. При выкупе имущества до истечения срока договора лизинга, досрочно начисленные платежи относятся на дебет счета 97 «Расходы будущих периодов» и кредиту счета 76 «Задолженность по лизинговым платежам». Если лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, такая ситуация рассматривается как собственные капитальные вложения по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», НДС по дебету счета 19 «НДС уплаченный» и кредиту счета 76 «Задолженность по лизинговым платежам». Расходы, связанные с доведением данного имущества до состояния, пригодного к эксплуатации, отражаются по дебету счета 08 и кредиту счетов 10, 70, 69 и др. Принятие к эксплуатации – по дебету счета 01 и кредиту счета 08. Амортизационные отчисления отражаются по выбранному в учетной политике способу. Инвентаризация основных средствПорядок проведения инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в бухгалтерском учете регулируются «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» приказ Минфина России от 13.06.1995 № 49. Инвентаризация проводится с целью подтверждения фактического наличия основных средств в натуре по местам их эксплуатации или местонахождения и по данным бухгалтерского учета. Кроме случаев, когда проведение инвентаризации является обязательной процедурой (см.: тема 5, вопрос 5.2) инвентаризация основных средств проводится один раз в три года, а книжного фонда библиотек – один раз в пять лет. Другие сроки проведения инвентаризации устанавливает руководитель организации. Членами инвентаризационной комиссии устанавливается фактическое наличие и техническое состояние основных средств. Итоги проверки заносятся в инвентаризационные описи. Неучтенные объекты принимаются к бухгалтерскому учету в оценке по текущей рыночной стоимости по дебету счета 01 и кредиту счета 91/1. Выявленная по результатам инвентаризации недостача объекта основных средств отражается записями:
По мере выяснения обстоятельств недостачи потери такого имущества относятся на виновных лиц:
Если виновные лица не установлены или судом отказано во взыскании с материально ответственного лица, сумма недостачи списывается на финансовые результаты – дебет счета 91-2 «Прочие расходы» и кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» – остаточная стоимость. Принципы и концепции бухгалтерского учёта в рыночной экономике Требования и допущения в бухгалтерском учёте Нормативное регулирование бухгалтерского учёта Предмет бухгалтерского учета Метод бухгалтерского учета Классификация счетов Общие принципы бухгалтерского учёта хозяйственных процессов Типовые изменения в балансе под влиянием совершённых хозяйственных операций Учётные регистры и формы бухгалтерской отчётности Исправление ошибок в документах и учётных регистрах Формы бухгалтерского учёта Права и обязанности главного бухгалтера Учётная политика Учёт денежных средств Учёт материально-производственных запасов Учёт долгосрочных инвестиций Учёт основных средств Учёт нематериальных средств Учёт труда и его оплата Учёт затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции Учёт финансовых вложений Учёт расчётов Расчёты по кредитам и займам Учёт готовой продукции и её продажи Учёт финансовых результатов Учёт капитала Отчётность организации Сертификация бухгалтеров Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет | Дараева Ю.А. Теория бухгалтерского учета | Ерофеева В.А. Бухгалтерский учет | Кабкова Е. Бухгалтерский учет | Красова О.С. Бухгалтерский учет и налогообложение от создания до ликвидации организации | Красова О.С. Бухгалтерский учет в страховании | Крюков А.В. Бухгалтерский учет с нуля | Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет | Мельников И. Бухгалтерский учет | Соснаускене О.И. Бухгалтерский учет и налогообложение в строительстве | Фадеева Е.А. 1C: Бухгалтерия 8.0 | Шерстнева Г.С. Бухгалтерский учет | Шредер Е.Г. Бухгалтерский учет в торговле | Коллектив авторов. Бухгалтерский финансовый учет | Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) | План счетов бухгалтерского учета |