< <Отчётность организации
Ерофеева В.А. Бухгалтерский учет. Конспект лекций

Отчётность организации

  1. Требования к составлению бухгалтерской отчетности
  2. Состав и содержание бухгалтерской отчетности
  3. Значение и функции бухгалтерского баланса
  4. Значение и функции отчета о прибылях и убытках
  5. Сводная бухгалтерская отчетность

Требования к составлению бухгалтерской отчетности

Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности регламентирован Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (утв. приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н), приказом Минфина России от 22.08.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

К бухгалтерской отчетности, составляемой на основе данных бухгалтерского учета, предъявляются определенные требования.

  • Достоверность и полнота. В бухгалтерскую отчетность должны включаться данные, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.
  • Нейтральность. При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т. е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. В идеале бухгалтерская отчетность должна отвечать интересам всех ее пользователей.
  • Существенность. Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах, хозяйственных операциях, а также составляющих капитала должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно (например, отдельной строкой в балансе), если их отсутствие может повлиять на принятие заинтересованными пользователями экономических решений, оценку финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Сравнимость и сопоставимость. Организация при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним должна придерживаться принятых ею содержания и форм бухгалтерской отчетности от одного отчетного периода к другому. Это означает, что информация, раскрываемая в бухгалтерской отчетности, должна быть сопоставима по времени.

Состав и содержание бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность – это система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за определенный период.

Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех ее филиалов, представительств и иных подразделений.

В бухгалтерскую отчетность входят:

  • бухгалтерский баланс (форма № 1);
  • отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
  • пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;
  • аудиторское заключение (если по законодательству отчетность подлежит обязательному аудиту).

Организации должны составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала года. При этом месячная и квартальная отчетность являются промежуточными.

Отчетным годом для организаций считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Для вновь созданных организаций первым отчетным годом считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря включительно, а для организаций, созданных после 1 октября, – по 31 декабря следующего года включительно.

Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода включительно.

В состав годовой отчетности включаются:

  • бухгалтерский баланс (форма № 1);
  • отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
  • пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;
  • итоговая часть аудиторского заключения.

Субъекты малого предпринимательства имеют право не представлять в составе годового отчета пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Квартальная бухгалтерская отчетность включает:

  • бухгалтерский баланс (форма № 1);
  • отчет о прибылях и убытках (форма № 2).

Значение и функции бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс является основным источником информации о финансовом положении организации по состоянию на отчетную дату. В Активе баланса собираются сведения об имуществе организации, т. е. о величине ее активов, в Пассиве – об источниках его образования.

В Активе два раздела: I. «Внеоборотные активы»; II. «Оборотные активы». В Пассиве три раздела: III. «Капитал и резервы», IV. «Долгосрочные обязательства», V. «Краткосрочные обязательства». Каждый раздел состоит из на статей. Каждая статья имеет свой порядковый номер и содержит информацию об одном или нескольких объектах.

Итог Актива равен итогу Пассива. Итог баланса иначе называется валютой баланса.

В графе «На начало года» показываются данные на начало года (вступительный баланс), которые должны соответствовать данным графы «На конец года» предыдущего года (заключительный баланс). В случае изменения вступительного баланса на 1 января отчетного года в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу должны быть указаны причины этого изменения (реорганизация, переоценка).

В графе «На конец отчетного периода» показываются данные о стоимости активов, капитала и обязательств на конец отчетного периода (месяц, квартал, год).

Активы и обязательства должны представляться с подразделением, в зависимости от срока обращения (погашения), на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.

В балансе не допускается взаимозачет между статьями Актива и статьями Пассива, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими ПБУ.

Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т. е. за вычетом регулирующих величин, которые следует раскрывать в пояснениях к балансу.

Значение и функции отчета о прибылях и убытках

Отчет о прибылях и убытках характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период, т. е. показывает, какая у организации за отчетный период прибыль (убыток) и как она была сформирована.

Доходы в отчете о прибылях и убытках отражаются с подразделением их по видам:

  • выручка;
  • операционные доходы;
  • внереализационные доходы;
  • чрезвычайные доходы (в случае возникновения).

Показатели, составляющие 5 % и более от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду в отдельности.

Расходы организации показываются с подразделением:

  • на себестоимость проданных товаров, продукции, выполненных работ, оказанных услуг;
  • коммерческие расходы;
  • управленческие расходы;
  • операционные расходы;
  • внереализационные расходы;
  • чрезвычайные расходы (в случае появления).

Если в отчете о прибылях и убытках выделены виды доходов, каждый из которых в отдельности составляет 5 % и более от общей суммы доходов организации, то показывается часть расходов, соответствующая каждому виду.

Операционные и внереализационные доходы могут показываться за минусом расходов, относящихся к этим доходам, когда:

  • правила бухгалтерского учета предусматривают или не запрещают такое отражение доходов;
  • эти доходы и расходы не являются существенными для характеристики финансового положения организации.

Сводная бухгалтерская отчетность

В соответствии с п. 91 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34 н), «в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами, в порядке, устанавливаемом Минфином РФ». Данный порядок определен Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (утв. приказом Минфина России от 30.12.1996 № 112).

Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом (п. 1 ст. 105 ГК).

Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20 % голосующих акций акционерного общества (АО) или 20 % уставного капитала общества с ограниченной ответственностью (ООО) (п. 1 ст. 106 ГК).

Сводная бухгалтерская отчетность (СБО) – это система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций (далее – Группа).

СБО Группы объединяет бухгалтерскую отчетность головной организации и ее дочерних обществ, а также включает данные о зависимых обществах. Головная организация по отношению к дочерним обществам выступает как основное общество (товарищество), а по отношению к зависимым – как преобладающее (участвующее) общество.

При этом дочернее и зависимое общества являются юридическими лицами.

Бухгалтерская отчетность дочернего общества объединяется с СБО, если головная организация:

  • обладает более 50 % голосующих акций АО или более 50 % уставного капитала ООО;
  • определяет решения, принимаемые дочерним обществом, в соответствии с договором, заключенным между головной организацией и дочерним обществом;
  • имеет иные способы определения решений, принимаемых дочерним обществом.

Данные о зависимом обществе включаются в СБО, если головная организация имеет более 20 % голосующих акций АО или более 20 % уставного капитала ООО.

Данные о дочернем или зависимом обществе могут не включаться в СБО, если головная организация:

  • приобрела доли в уставных капиталах дочернего или зависимого общества на краткосрочный период с целью последующей перепродажи;
  • не может определять решения, принимаемые дочерним обществом.

В СБО объединяются все активы и обязательства, доходы и расходы головной организации и дочерних обществ.

Объединение бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ осуществляется путем построчного суммирования соответствующих данных.

При составлении СБО используется единая учетная политика в отношении аналогичных статей активов, обязательств, доходов и расходов бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ.

Перед объединением показателей бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ в СБО проводится процедура исключения некоторых показателей внутри Группы для того, чтобы СБО отражала финансовое положение и финансовые результаты Группы по операциям со сторонними организациями.

В сводный бухгалтерский баланс не включаются:

  1. Из баланса головной организации:
    • финансовые вложения головной организации в уставные капиталы дочерних обществ;
    • дебиторская задолженность дочерних обществ;
    • кредиторская задолженность дочерним обществам;
    • прибыль (убыток) от операций с дочерними обществами.
  2. Из балансов дочерних обществ:
    • уставный капитал дочернего общества в части, принадлежащей головной организации;
    • кредиторская задолженность головной организации и другим дочерним обществам;
    • дебиторская задолженность головной организации и других дочерних обществ (в том числе по дивидендам);
    • прибыль (убыток) от операций с головной организацией и другими дочерними обществами.

В случае если финансовые вложения головной организации не равны уставному капиталу дочерней организации, то разность между ними отражается в сводном балансе отдельной статьей «Деловая репутация дочерних обществ»:

  • если финансовые вложения головной организации больше уставного капитала дочерней организации – в Активе;
  • если финансовые вложения головной организации меньше уставного капитала дочерней организации – в Пассиве.

В сводный отчет о прибылях и убытках не включаются:

  • выручка от продажи продукции (товаров, работ, услуг) между головной организацией и дочерними обществами, между дочерними обществами данной группы;
  • затраты, приходящиеся на указанную выручку;
  • любые иные доходы и расходы, возникающие в результате операций между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами данной группы.

Принципы и концепции бухгалтерского учёта в рыночной экономике Требования и допущения в бухгалтерском учёте Нормативное регулирование бухгалтерского учёта Предмет бухгалтерского учета Метод бухгалтерского учета Классификация счетов Общие принципы бухгалтерского учёта хозяйственных процессов Типовые изменения в балансе под влиянием совершённых хозяйственных операций Учётные регистры и формы бухгалтерской отчётности Исправление ошибок в документах и учётных регистрах Формы бухгалтерского учёта Права и обязанности главного бухгалтера Учётная политика Учёт денежных средств Учёт материально-производственных запасов Учёт долгосрочных инвестиций Учёт основных средств Учёт нематериальных средств Учёт труда и его оплата Учёт затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции Учёт финансовых вложений Учёт расчётов Расчёты по кредитам и займам Учёт готовой продукции и её продажи Учёт финансовых результатов Учёт капитала Отчётность организации
Сертификация бухгалтеров
Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет | Дараева Ю.А. Теория бухгалтерского учета | Ерофеева В.А. Бухгалтерский учет | Кабкова Е. Бухгалтерский учет | Красова О.С. Бухгалтерский учет и налогообложение от создания до ликвидации организации | Красова О.С. Бухгалтерский учет в страховании | Крюков А.В. Бухгалтерский учет с нуля | Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет | Мельников И. Бухгалтерский учет | Соснаускене О.И. Бухгалтерский учет и налогообложение в строительстве | Фадеева Е.А. 1C: Бухгалтерия 8.0 | Шерстнева Г.С. Бухгалтерский учет | Шредер Е.Г. Бухгалтерский учет в торговле | Коллектив авторов. Бухгалтерский финансовый учет | Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) | План счетов бухгалтерского учета