Ерофеева В.А. Бухгалтерский учет. Конспект лекций |
Учёт расчётов
Понятие дебиторской и кредиторской задолженностиПод дебиторской задолженностью понимается задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации. Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами. Под кредиторской задолженностью понимается задолженность данной организации другим организациям и лицам, которые называются кредиторами. В бухгалтерском балансе дебиторская и кредиторская задолженность отражаются по их видам. Дебиторская задолженность отражается на счетах:
Кредиторская задолженность отражается на счетах:
При ведении учета дебиторской и кредиторской задолженности особое внимание нужно обратить на сроки исковой давности. Согласно ст. 196 ГК общий срок исковой давности установлен равным три года. Дебиторская задолженность при истечении срока исковой давности списывается на уменьшение прибыли или резерва сомнительных долгов. Списание задолженности оформляется приказом руководителя. В бухгалтерском учете оформляются записи:
Списанная дебиторская задолженность в целях контроля отражается на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» и учитывается там в течение пяти лет. При поступлении средств по ранее списанной дебиторской задолженности дебетуют счета учета денежных средств: 50, 51, 52 и кредитуют счет 91. Одновременно на указанные суммы кредитуют забалансовый счет 007. В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» суммы списанной дебиторской задолженности включаются в состав внереализационных расходов, участвующих в формировании финансовых результатов, которые учитываются при налогообложении прибыли. Кредиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на финансовые результаты и оформляется следующими бухгалтерскими записями:
В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» суммы списанной кредиторской задолженности включаются в состав внереализационных доходов, участвующих в формировании финансовых результатов, которые учитываются при налогообложении прибыли. Учет расчетов с поставщиками и подрядчикамиУчет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», на котором учитываются расчеты за поставленные материально-производственные ценности, выполненные работы и оказанные услуги. Расчеты с организациями за коммунальные услуги и т. п. допускается вести на счете 76. Подрядные организации учитывают расчеты с субподрядчиками на счете 60. Выданные авансы учитываются на счете 60 обособленно. Все операции, связанные с расчетами за материальнопроизводственные запасы, работы и услуги, отражаются по кредиту счета 60 независимо от времени оплаты счетов (по начислению) и относятся в дебет счетов 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 15 «Приобретение материалов», 19 «НДС по приобретенным ценностям», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 43 «Коммерческие расходы», 44 «Расходы на продажу» и др. Материалы в пути и неотфактурованные поставки отражаются в учете записью:
По дебету счет 60 корреспондирует со счетами учета денежных средств:
На сумму зачета ранее выданного аванса оформляется запись:
При списании кредиторской задолженности по истечении срока исковой давности в учете оформляется запись:
Сумма задолженности, обеспеченная выданными векселями, учитывается на счете 60 обособленно. Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому поставщику (подрядчику) и каждому расчетному документу. Учет авансов ведется на счетах 60 и 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» обособленно. Использование авансов в расчетах оговаривается в договорах и выделяется в расчетно-платежных документах. В бухгалтерском учете организации, выдавшей аванс, оформляется запись:
На счете 60 авансы выданные числятся до момента погашения задолженности перед поставщиком или подрядчиком. Например, при поступлении материалов в счет аванса оформляются проводки:
Одновременно производится зачет аванса выданного:
НДС по оплаченным материалам предъявляется к зачету из бюджета:
Учет расчетов с покупателями и заказчикамиУчет расчетов с покупателями и заказчиками ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», к которому могут открываться субсчета:
На счете 62 обособленно учитываются авансы полученные, и соответственно данный счет может иметь как дебетовое, так и кредитовое сальдо. По кредиту счет 62 корреспондирует:
По дебету счет 62 корреспондирует с кредитом счетов 90-1 «Выручка», 91-1 «Прочие доходы» – на сумму предъявленных покупателям и заказчикам расчетных документов. Аналитический учет на счете 62 ведется по каждому покупателю или заказчику и по каждому расчетному документу. Если организация использует авансовую форму расчетов, то в бухгалтерском учете организации, получившей аванс, оформляются записи:
Аналитический учет ведется по каждому выданному и полученному авансу. Учет расчетов с персоналом по предоставленным займам, по возмещению материального ущерба, по прочим операциямУчет расчетов с персоналом по прочим операциям ведется на активном счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», который предназначен для обобщения информации по расчетам с персоналом организации, кроме расчетов по оплате труда, а также по подотчетным и депонированным суммам. По дебету счета 73 отражается задолженность работников, а по кредиту счета 73 – ее погашение. Если организация осуществляет расчеты с персоналом по займам, то в бухгалтерском учете (на основании распоряжения администрации и кассовых документов) будут произведены следующие записи:
Расчеты по возмещению материального ущерба учитываются на счете 73-2 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» – это расчеты за ущерб, причиненный работниками данной организации в результате хищений, брака, недостач и т. д. Подобные расчеты производятся на основании распоряжения руководителя организации либо по решению суда и регламентируются ст. 238–250 ТК. Например, при выявлении недостачи материалов в бухгалтерском учете необходимо произвести следующие записи:
При взыскании недостачи по рыночной цене разница между рыночной и фактической себестоимостью недостачи отражается записью:
Эта разница будет отнесена на финансовые результаты того периода, в котором будет произведено фактическое возмещение материального ущерба:
Аналитический учет ведется по каждому работнику. Формирование и учет резервов по сомнительным долгамСомнительным долгом признается любая задолженность, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Безнадежными долгами признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации. Организации вправе создавать резервы по сомнительным долгам. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов равномерно в течение отчетного (налогового) периода. Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной в конце предыдущего отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:
Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 % от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст. 249 НК. Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов. При формировании резерва в бухгалтерском учете составляется проводка:
Погашение долгов за счет созданного резерва осуществляется проводкой:
Счет 63 в балансе не показывается, а внесистемно вычитается из соответствующих статей дебиторской задолженности. Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности и отражение ее результатов в учетеИнвентаризация расчетов с учредителями, финансовыми учреждениями, бюджетом, покупателями, поставщиками, связанными сторонами, собственными работниками, депонентами и другими дебиторами и кредиторами заключается в выявлении по соответствующим документам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на этих счетах. Комиссия устанавливает сроки возникновения задолженности по счетам дебиторов и кредиторов, ее реальность и лиц, виновных в пропуске сроков исковой давности, если это имеет место. Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна установить:
По суммам дебиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности, оформляется информационная справка, в которой указываются лица, виновные в пропуске этих сроков. Результаты инвентаризации расчетов вносятся в акт инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности на основании данных выписки со счета, подтвержденных дебиторами и кредиторами, а в случае неподтверждения ими – на основании подтверждающих документов. Учет расчетов с подотчетными лицамиРасходы на приобретение материальных ценностей в магазинах, канцелярские расходы, командировочные расходы и др. могут оплачиваться наличным путем через подотчетных лиц. Подотчетными лицами являются сотрудники организации, получившие под отчет наличные суммы денежных средств на предстоящие административно-управленческие или командировочные расходы. Полученные под отчет денежные средства разрешается расходовать только на те цели, на которые они выданы. В установленные сроки подотчетное лицо обязано представить авансовый отчет об израсходованных суммах с приложением оправдательных документов (авансовые отчеты по командировкам внутри страны – в течение трех дней, по заграничным командировкам – в течение 10 дней). Авансовый отчет утверждается руководителем организации, неизрасходованные суммы возвращаются в кассу, и новый аванс выдается только после полного отчета по ранее выданному авансу. Для учета расчетов с подотчетными лицами применяется активно-пассивный счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Схема бухгалтерских проводок такова:
Расходы, оплаченные за счет подотчетных сумм, на основании авансового отчета и в зависимости от назначения относятся на:
Аналитический учет расчетов ведется в журнале-ордере № 7 по каждому подотчетному лицу и по каждому выданному авансу. Учет расчетов с бюджетомДля учета расчетов с бюджетом используется счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», на котором учитываются расчеты по налогам, уплачиваемым организацией, и по налогам, удерживаемым с персонала. По кредиту счета 68 отражается сумма начисленных налогов, фактически причитающихся к уплате в бюджет, по дебету счета 68 – перечисление налогов и предъявление НДС к зачету в бюджет. К счету 68 могут быть открыты следующие субсчета:
В бухгалтерском учете оформляются следующие записи:
Аналитический учет ведется по каждому налогу. Учет расчетов с органами социального страхованияС суммы начисленной оплаты труда и других выплат в пользу работников как в денежной, так и в натуральной форме организации производят отчисления на социальное страхование и обеспечение. Налогоплательщиками в соответствии со ст. 234 НК признаются:
В настоящее время организации уплачивают единый социальный налог (ЕСН) (по ставке 35,6 %) и отчисления на социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (по ставке 0,2 % и выше). Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и в каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Отчисления на социальное страхование и обеспечение учитываются на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», к которому открываются субсчета по каждому виду отчислений. Начисление страховых взносов отражается по дебету счетов 08 «Вложения во внеоборотные активы», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу», 91 «Прочие доходы и расходы», 97 «Расходы будущих периодов» и др. Из сумм, причитающихся к уплате в фонды социального страхования, организация может оплачивать пособия по временной нетрудоспособности и производить другие выплаты, предусмотренные законодательством. При этом в учете делается запись:
Перечисление средств в фонды социального страхования оформляется проводкой:
Аналитический учет ведется по каждому фонду. Принципы и концепции бухгалтерского учёта в рыночной экономике Требования и допущения в бухгалтерском учёте Нормативное регулирование бухгалтерского учёта Предмет бухгалтерского учета Метод бухгалтерского учета Классификация счетов Общие принципы бухгалтерского учёта хозяйственных процессов Типовые изменения в балансе под влиянием совершённых хозяйственных операций Учётные регистры и формы бухгалтерской отчётности Исправление ошибок в документах и учётных регистрах Формы бухгалтерского учёта Права и обязанности главного бухгалтера Учётная политика Учёт денежных средств Учёт материально-производственных запасов Учёт долгосрочных инвестиций Учёт основных средств Учёт нематериальных средств Учёт труда и его оплата Учёт затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции Учёт финансовых вложений Учёт расчётов Расчёты по кредитам и займам Учёт готовой продукции и её продажи Учёт финансовых результатов Учёт капитала Отчётность организации Сертификация бухгалтеров Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет | Дараева Ю.А. Теория бухгалтерского учета | Ерофеева В.А. Бухгалтерский учет | Кабкова Е. Бухгалтерский учет | Красова О.С. Бухгалтерский учет и налогообложение от создания до ликвидации организации | Красова О.С. Бухгалтерский учет в страховании | Крюков А.В. Бухгалтерский учет с нуля | Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет | Мельников И. Бухгалтерский учет | Соснаускене О.И. Бухгалтерский учет и налогообложение в строительстве | Фадеева Е.А. 1C: Бухгалтерия 8.0 | Шерстнева Г.С. Бухгалтерский учет | Шредер Е.Г. Бухгалтерский учет в торговле | Коллектив авторов. Бухгалтерский финансовый учет | Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) | План счетов бухгалтерского учета |