Киселев М.В. Финансы

Бюджетная система страны

Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов в стране, имеющих между собой установленные законом взаимоотношения. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов. Наблюдается значительная зависимость бюджетной системы от государственного устройства и территориального деления. Особенно это касается структуры государственного бюджета, имеющего свои национальные особенности в каждой стране.

Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетныхфондов, их частичное перераспределение. Это единство реализуется через единую социально-экономическую, включая налоговую, политику.

Бюджетная структура – основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов в стране.

Главный документ в построении бюджетной системы – Конституция РФ.

В соответствии с Конституцией РФ существует 2 вида государств:

  1. унитарное;
  2. федеративное.

Российская Федерация (РФ)  – федеративное государство, имеющее 3 уровня. Кроме Конституции, в РФ существует закон, который определяет бюджетное устройство страны.

Первый уровень – центральный бюджет (находится в Москве).

Второй уровень – региональные бюджеты (республик, областей, краев, Москвы, Санкт-Петербурга).

Третий уровень – местные бюджеты (города, |района, сельского населенного пункта и т. п.). Кроме Конституции РФ и Закона о бюджетном устройстве, принимается ежегодно Закон о бюджете на текущий год.

Бюджетное регулирование – система перераспределения денежных средств, состоящая в передаче части ресурсов вышестоящего бюджета нижестоящему в целях сбалансированности.

К механизму регулирования относятся:

  1. субсидии;
  2. субвенции;
  3. регулирующие доходные источники.

Субсидия – часть общих государственных налоговых доходов, которые поступают в распоряжение вышестоящих бюджетов и, передаваемых нижестоящим бюджетам в порядке перераспределения.

Порядок перераспределения – особая форма связи между отдельными звеньями федеральной системы.

Субсидии бывают:

  1. целевыми;
  2. универсальными (без указаний).

Субсидии могут иметь как одноразовый, так и срочный характер.

Субвенция – часть фиксированного объема государственных средств, которые выделяются нижестоящим бюджетам для финансирования их расходов.

Регулирующие доходные источники

Доходы делятся на:

  1. закрепленные;
  2. регулирующие.

Закрепленные доходы – это доходы, которые полностью или частично передаются в определенный вид бюджета (22 % налога на прибыль направляется в местные органы власти).

Регулирующие доходы – это доходы, которые идут для подкрепления нижестоящего бюджета, соблюдая субординацию. Перечень закрепленных и регулирующих доходов фиксируется налоговым законодательством и кодексами.


Сущность финансов | Функции финансов | Роль финансов в системе денежных отношений рыночного хозяйства | Основы использования финансов в общественном воспроизводстве | Роль финансов в экономике | Финансовая политика | Структура финансового механизма | Управление финансами | Финансовое планирование | Финансовое прогнозирование | Финансовый контроль | Финансовая система страны | Сферы и звенья финансовой системы страны | Принципы организации финансов экономических субъектов в разных сферах деятельности | Основы функционирования финансов коммерческих предприятий | Финансы организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность | Страхование как финансовая категория | Специфика страхования | Сферы, отрасли (пенсионное, медицинское) страхования | Формы страхования и их особенности | Государственные и муниципальные финансы | Влияние на организацию государственных и муниципальных финансов функциональных особенностей и уровней управления | Бюджетная система страны | Понятие и функции бюджета | Структура бюджета | Модели построения бюджетной структуры в федеративных и унитарных государствах | Бюджетное устройство и бюджетный процесс | Бюджетный процесс | Бюджетный дефицит и профицит | Межбюджетные отношения | Государственный кредит | Муниципальный кредит | Финансово-кредитная система | Принципы формирования финансово-кредитной системы | Внебюджетные фонды | Воздействие финансов на экономику | Воздействие финансов на социальную сферу | Усиление влияния финансовых рычагов | Пути повышения эффективности финансовых рычагов и стимулов | Роль финансов в развитии международного сотрудничества | Финансы и глобализация экономики | Особенности функционирования финансовых систем в экономически развитых странах
Грязнова А.Г. Финансы | Ермасова Н.Б. Финансы | Киселев М.В. Финансы | Миляков Н.В. Финансы | Мягкова Е.Л. Финансы и кредит | Варламова М.А. Финансы, денежное обращение и кредит | Мягкова Т.Л. Финансы, денежное обращение и кредит | Трошин А.Н. Финансы и кредит