Киселев М.В. Финансы

Бюджетное устройство и бюджетный процесс

Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы, принципы ее построения, совокупность бюджетов государства.

Организационная структура включает республиканский бюджет, 21 бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области и около 29 тыс. местных бюджетов.

Единой правовой базой бюджетной системы является Конституция РФ и Закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ».

Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Принципы бюджетного устройства: единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность всех бюджетов, входящих в государственную бюджетную систему.

Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образует понятие «консолидированный бюджет» РФ.

В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.

Закрепленные доходы – доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты (например, налог на имущество предприятий для бюджетов РФ).

Регулирующие доходы – средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету.

Дотации – средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящего бюджета при его дефиците.

Субвенции – средства на возмещение текущих расходов и на финансирование инвестиционной деятельности.

Субвенции на возмещение непредвиденных расходов из бюджетов республик, краев, областей, на ликвидацию последствий стихийных бедствий, катастроф и других ЧП предоставляются по решению правительства РФ за счет резервных фондов правительства, а также целевых отчислений из федерального бюджета, выделяемых по предложению Правительства.

Субвенция, не использованная в срок или использованная не по назначению, полежит возврату. Возврат осуществляется в бесспорном порядке за счет средств получателя субвенций в трехмесячный срок после решения органа, выдавшего субвенцию.

Кредитные ресурсы – средства, предоставляемые на кредитной основе, т. е. на основе платности и возвратности.

В целях сбалансированности бюджетов устанавливаются предельные размеры дефицита бюджета. Если этот показатель превышен или значительно снизились доходы бюджета, то вводится механизм секвестра расходов – это пропорциональное снижение государственных расходов на 5, 10, 15 % ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося текущего года. Защищенными статьями являются зарплата, стипендии, государственные пособия. Покрытие дефицита осуществляется также за счет выпуска государственных займов и кредитов международных финансовых организаций.

Все доходы и расходы располагаются в бюджетах по единой бюджетной классификации, представляющей собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Это обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.


Сущность финансов | Функции финансов | Роль финансов в системе денежных отношений рыночного хозяйства | Основы использования финансов в общественном воспроизводстве | Роль финансов в экономике | Финансовая политика | Структура финансового механизма | Управление финансами | Финансовое планирование | Финансовое прогнозирование | Финансовый контроль | Финансовая система страны | Сферы и звенья финансовой системы страны | Принципы организации финансов экономических субъектов в разных сферах деятельности | Основы функционирования финансов коммерческих предприятий | Финансы организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность | Страхование как финансовая категория | Специфика страхования | Сферы, отрасли (пенсионное, медицинское) страхования | Формы страхования и их особенности | Государственные и муниципальные финансы | Влияние на организацию государственных и муниципальных финансов функциональных особенностей и уровней управления | Бюджетная система страны | Понятие и функции бюджета | Структура бюджета | Модели построения бюджетной структуры в федеративных и унитарных государствах | Бюджетное устройство и бюджетный процесс | Бюджетный процесс | Бюджетный дефицит и профицит | Межбюджетные отношения | Государственный кредит | Муниципальный кредит | Финансово-кредитная система | Принципы формирования финансово-кредитной системы | Внебюджетные фонды | Воздействие финансов на экономику | Воздействие финансов на социальную сферу | Усиление влияния финансовых рычагов | Пути повышения эффективности финансовых рычагов и стимулов | Роль финансов в развитии международного сотрудничества | Финансы и глобализация экономики | Особенности функционирования финансовых систем в экономически развитых странах
Грязнова А.Г. Финансы | Ермасова Н.Б. Финансы | Киселев М.В. Финансы | Миляков Н.В. Финансы | Мягкова Е.Л. Финансы и кредит | Варламова М.А. Финансы, денежное обращение и кредит | Мягкова Т.Л. Финансы, денежное обращение и кредит | Трошин А.Н. Финансы и кредит