Киселев М.В. Финансы

Бюджетный процесс

Бюджетный процесс – это регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.

Принципы организации бюджетного процесса: единство, самостоятельность, балансовый метод.

Этапы бюджетного процесса (БП). Бюджетный процесс должен начинаться за 1,5 года (реально за 0,5 года).

Распоряжение Правительства о разработке бюджета выходит не позднее 15 августа текущего года.

В течение 2 месяцев Министерство экономики разрабатывает прогноз экономического и социального развития России. Министерство финансов рассылает классификации расходов и доходов бюджета и нормативы по сферам деятельности, которых следует придерживаться при разработке смет.

Министерство финансов взаимодействует с министерствами и республиками по поводу дотаций из бюджета. Эти органы представляют свои предложения в виде росписи доходов и расходов и свои бюджеты.

15 октября министр финансов представляет в Правительство проект бюджета.

Правительство вносит проект федерального бюджета на рассмотрение Государственной Думы.

Одновременно с проектом бюджета представляются следующие документы:

  1. предварительные итоги социально-экономического развития РФ за истекший период;
  2. прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;
  3. прогноз сводного финансового баланса по территории РФ на предстоящий год;
  4. прогноз консолидированного бюджета на предстоящий год;
  5. основные направления бюджетной и налоговой политики;
  6. основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ;
  7. федеральные целевые программы и программы развития регионов, предусмотренные к финансированию из федерального бюджета;
  8. федеральная инвестиционная программа;
  9. оценка ожидаемого исполнения ФБ за текущий год;
  10. поквартальное распределение доходов и расходов ФБ на предшествующий год.

Проект федерального бюджета и документы, полученные Думой, направляются в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения.

Комитет представляет проект ФБ на рассмотрение в Государственную Думу.

Принятый Думой Федеральный закон «О Федеральном бюджете на предстоящий год» в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет Федерации. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины общего числа членов или если он в течение двух недель не был рассмотрен. В случае отклонения Закона Советом Федерации создается согласительная комиссия.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации закон о бюджете считается принятым, если за него при повторном голосовании проголосовало не менее 2/3 общего числа членов Думы.

Принятый Федеральный закон в течение 5 дней направляется на подпись Президенту. На подписание закона отводится две недели и на обнародование закона – 7 дней.

Если до начала финансового года федеральный бюджет не будет принят, то Государственная Дума принимает Федеральный закон о финансировании государственных расходов из федерального бюджета в первом квартале текущего года.


Сущность финансов | Функции финансов | Роль финансов в системе денежных отношений рыночного хозяйства | Основы использования финансов в общественном воспроизводстве | Роль финансов в экономике | Финансовая политика | Структура финансового механизма | Управление финансами | Финансовое планирование | Финансовое прогнозирование | Финансовый контроль | Финансовая система страны | Сферы и звенья финансовой системы страны | Принципы организации финансов экономических субъектов в разных сферах деятельности | Основы функционирования финансов коммерческих предприятий | Финансы организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность | Страхование как финансовая категория | Специфика страхования | Сферы, отрасли (пенсионное, медицинское) страхования | Формы страхования и их особенности | Государственные и муниципальные финансы | Влияние на организацию государственных и муниципальных финансов функциональных особенностей и уровней управления | Бюджетная система страны | Понятие и функции бюджета | Структура бюджета | Модели построения бюджетной структуры в федеративных и унитарных государствах | Бюджетное устройство и бюджетный процесс | Бюджетный процесс | Бюджетный дефицит и профицит | Межбюджетные отношения | Государственный кредит | Муниципальный кредит | Финансово-кредитная система | Принципы формирования финансово-кредитной системы | Внебюджетные фонды | Воздействие финансов на экономику | Воздействие финансов на социальную сферу | Усиление влияния финансовых рычагов | Пути повышения эффективности финансовых рычагов и стимулов | Роль финансов в развитии международного сотрудничества | Финансы и глобализация экономики | Особенности функционирования финансовых систем в экономически развитых странах
Грязнова А.Г. Финансы | Ермасова Н.Б. Финансы | Киселев М.В. Финансы | Миляков Н.В. Финансы | Мягкова Е.Л. Финансы и кредит | Варламова М.А. Финансы, денежное обращение и кредит | Мягкова Т.Л. Финансы, денежное обращение и кредит | Трошин А.Н. Финансы и кредит