Киселев М.В. Финансы

Модели построения бюджетной структуры в федеративных и унитарных государствах

Организация государственных финансов определяется типом государственного устройства.

Типы организации государственных финансов

1.  Унитарный тип предполагает построение двухзвенной системы в составе централизованного и местного уровней. Отличается жесткой централизацией принимаемых решений, наличием сильных центральных и слабых местных органов власти, а также значительнымуровнем перераспределительных процессов, преобладанием в совокупном общественном продукте государственных средств. Характерен для унитарных государств. Классический пример – финансовая система СССР.

Преимущества:

  1. в случае тяжелого экономического положения страны при значительном дефиците финансовых ресурсов позволяет использовать их на наиболее значимых направлениях в интересах всей страны;
  2. позволяет управлять страной при незначительном количестве центральных органов.

Недостатки:

  1. отсутствие оперативного руководства;
  2. чрезмерное перераспределение и централизация замедляют оборачиваемость средств.

2.  Конфедеративный тип основан на сильных местных органах и слабом центре, характерны значительные центробежные явления при распределении средств и низкий уровень перераспределительных процессов.

Преимущества:

  1. быстрое принятие решений и оборачиваемость средств;
  2. высокая степень самостоятельности местных органов власти.

Недостатки:

  1. в случае неравномерности развития территорий, возникает проблема с финансовым выравниванием;
  2. слабые центральные органы власти не могут контролировать экономическое положение страны. Пример – система государственных финансов в СССР при М. С. Горбачеве.

3.  Федеративный тип основан на сочетании черт унитарного и конфедеративного типов. Существует в союзных государствах.

Предполагает наличие трехзвенной системы организации государственных финансов в составе центрального правительственного, регионального и местного уровней.

Бюджетное устройство – организация бюджетной системы.

Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетный федерализм – распределение прав, компетенций, источников доходов между уровнями власти.

Модели бюджетного федерализма:

  1. кооперативная (европейская) – в странах с жесткой вертикалью власти. Существует единый перечень налогов, определяемый федеральным правительством, полномочия нижестоящих бюджетов существенно ограничены, ведется активная политика территориального выравнивания за счет дотаций. Оптимальна для стран с неравномерным развитием территорий, но порождает иждивенчество на местах, так как большая часть доходов носит регулирующий характер;
  2. децентрализованная (американская). Каждый уровень системы самостоятельно определяет ставки и размеры налогов, в законодательном и финансовом плане нижестоящие уровни независимы от вышестоящих. Действует четкое разграничение доходов и расходов между уровнями системы и отсутствуют предметы совместного ведения.

Сущность финансов | Функции финансов | Роль финансов в системе денежных отношений рыночного хозяйства | Основы использования финансов в общественном воспроизводстве | Роль финансов в экономике | Финансовая политика | Структура финансового механизма | Управление финансами | Финансовое планирование | Финансовое прогнозирование | Финансовый контроль | Финансовая система страны | Сферы и звенья финансовой системы страны | Принципы организации финансов экономических субъектов в разных сферах деятельности | Основы функционирования финансов коммерческих предприятий | Финансы организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность | Страхование как финансовая категория | Специфика страхования | Сферы, отрасли (пенсионное, медицинское) страхования | Формы страхования и их особенности | Государственные и муниципальные финансы | Влияние на организацию государственных и муниципальных финансов функциональных особенностей и уровней управления | Бюджетная система страны | Понятие и функции бюджета | Структура бюджета | Модели построения бюджетной структуры в федеративных и унитарных государствах | Бюджетное устройство и бюджетный процесс | Бюджетный процесс | Бюджетный дефицит и профицит | Межбюджетные отношения | Государственный кредит | Муниципальный кредит | Финансово-кредитная система | Принципы формирования финансово-кредитной системы | Внебюджетные фонды | Воздействие финансов на экономику | Воздействие финансов на социальную сферу | Усиление влияния финансовых рычагов | Пути повышения эффективности финансовых рычагов и стимулов | Роль финансов в развитии международного сотрудничества | Финансы и глобализация экономики | Особенности функционирования финансовых систем в экономически развитых странах
Грязнова А.Г. Финансы | Ермасова Н.Б. Финансы | Киселев М.В. Финансы | Миляков Н.В. Финансы | Мягкова Е.Л. Финансы и кредит | Варламова М.А. Финансы, денежное обращение и кредит | Мягкова Т.Л. Финансы, денежное обращение и кредит | Трошин А.Н. Финансы и кредит