Жизненный цикл продукта показывает специфику развития продукта, а точнее, его прохождение четырех основных фаз: выхода на рынок, роста, насыщения и упадка. Каковы различные этапы жизни продукта? Сообщаем вам ниже!
Мы довольно часто сталкиваемся с цикличностью. На самом деле каждый человек на протяжении своей жизни тоже проходит разные фазы жизненного цикла. В бизнесе дело обстоит очень похоже. Точный анализ жизненного цикла продукта определяет, на какой стадии он находится. Важно, что в данном случае нет конкретных рамок, которые указывали бы, как долго длится тот или иной этап существования. Стадию, на которой находится тот или иной продукт, лучше всего иллюстрирует объем его продаж. Однако, прежде чем мы приведем конкретные примеры, давайте начнем с основ.
Жизненный цикл продукта – что это?
Проще говоря, жизненный цикл товара — это время, в течение которого данный товар доступен потребителю. Это термин, означающий время функционирования данного продукта на рынке, состоящее из нескольких этапов: выход на рынок, рост продаж, зрелость рынка и спад продаж. Что важно? Грамотное управление жизненным циклом продукта позволяет правильно скорректировать маркетинговую деятельность, связанную, например, с ценой, распространением и интенсивностью продвижения.
В самом начале есть идея для данного продукта. Затем мы предпринимаем различные действия, чтобы сделать слово фактом. Дизайн продукта, его усовершенствование и тестирование, соответствующая упаковка. На самом деле предстоит еще многое сделать, прежде чем товары с логотипом нашей компании попадут на прилавки магазинов и попадут в руки покупателей.
Фазы жизненного цикла продукта
Знаете ли вы, что каждый продукт проходит разные этапы своего существования? Сопоставляя их с отдельными фазами нашей жизни, можно говорить о: рождении, взрослении, созревании и т. д. Однако в случае с продуктами «смерти» можно избежать и бороться за продление их жизни. Однако для того, чтобы это стало возможным, необходимо иметь знания на каждом этапе жизненного цикла товара. Хотя это будет много работы, это того стоит!
Жизненный цикл продукта можно разделить на 4 основных этапа:
Первый этап жизненного цикла продукта
Вывод продукта на рынок — самый сложный этап для компании. Почему? Во-первых, это связано с большими затратами, а прибыль практически незаметна. Другими словами, продукт неизвестен, что затрудняет его распространение и требует большой вовлеченности в продвижение. Низкая прибыль будет связана с тем, что на этой фазе жизненного цикла товара вы скорее будете вкладывать средства в его развитие, а отдачу от вложений сможете найти только на последующих фазах. По этой причине при выводе продукта на рынок решающее значение будет иметь коммуникация, часто прямая с покупателями. На этом этапе будет полезно собирать мнения потребителей и быть открытым для обратной связи.
Однако это еще не все. Правильное прохождение первой фазы жизненного цикла продукта зависит также от правильного выбора маркетинговой стратегии. На данном этапе можно рассмотреть 4 основные стратегии:
Стратегия быстрого «снятия сливок» — установление высокой стартовой цены на новый товар и интенсивное продвижение. Эта стратегия работает особенно тогда, когда предлагаемый продукт не имеет конкурентов.
Стратегия медленного снятия сливок — начальная цена высока, но затраты, связанные с продвижением, снижаются. Вы можете себе это позволить, если бренд имеет устойчивое положение на рынке и спрос на предлагаемый товар ограничен.
Стратегия быстрого проникновения — поддержание низкой цены продукта и высоких затрат на продвижение. Эта стратегия хорошо работает в условиях сильной конкуренции и обширного рынка.
Стратегия медленного проникновения. Цена низкая, а расходы на рекламу ограничены. Этот подход работает особенно в широкой перспективе, когда вы работаете на очень конкурентном рынке и хотите охватить широкую аудиторию.
Фаза вторая – что нужно иметь в виду на этой стадии жизненного цикла продукта?
Второй жизненный цикл продукта – это увеличение объема продаж. Характеризуется в первую очередь динамичным ростом продаж и прибыли, что будет показателем того, что ваш продукт только что вошел в фазу роста. Что еще? Это будет сигналом того, что управление жизненным циклом вашего продукта, включая маркетинговую деятельность, было эффективным, а сам продукт принят рынком и число его получателей увеличивается. В фазе роста следует обратить внимание на:
- Укрепление позиций на рынке
- Повышение лояльности клиентов к продуктам
- Повышение чувства принадлежности потребителей к бренду
- Расширение и улучшение дистрибутива
- Снижение цен с целью повышения конкурентоспособности товара
Третий этап жизненного цикла продукта
Зрелость рынка наступает, когда продажи достигают своего максимального уровня, а их динамичный рост замедляется. Это результат насыщения рынка или появление конкурентоспособного продукта. Ваши клиенты будут постоянными получателями, которые знают продукт и хотят повторить свои покупки. Именно поэтому они менее подвержены рекламной деятельности, а деятельность по стимулированию цен будет иметь более важное значение. Следует отметить, что в заключительной части этой фазы жизненного цикла продукта будет заметно снижение продаж и прибыли. На этом этапе имеет смысл выбрать одну из двух рекомендуемых маркетинговых стратегий:
Наступательная стратегия – направлена на привлечение новой аудитории, выход на новый рынок или предложение улучшенных продуктов.
Защитная стратегия — в случае данной стратегии целью будет удержание позиции на рынке как можно дольше
Этап четвертый, то есть вывод продукта с рынка.
Последней фазой жизненного цикла товара является его упадок. Он будет зафиксирован как на уровне прибыли, так и на уровне продаж. Обычно это связано с изменением потребительских предпочтений, технологическим прогрессом или появлением какого-либо заменителя и усилением конкуренции. В этой фазе товар будет медленно выводиться с рынка, производство будет сокращаться и т. д. Следует отметить, что в этой фазе еще можно попытаться обратить жизненный цикл товара, хотя это будет гораздо более затратно и затратно. рискованнее, чем на последней стадии рыночной зрелости. Однако ведь тщательный анализ жизненного цикла товараи хорошо развитая латеральная маркетинговая деятельность будет иметь шанс на успех. На самом деле все зависит от конкретной ситуации.
1.1 Жизненный цикл продукта на выбранном примере
Примером компании, изучающей влияние продукта на окружающую среду на каждом этапе его жизни, является VELUX. Результаты анализа жизненного цикла (LCA) учитывают процесс производства и эксплуатации окон, благодаря чему предложение регулярно совершенствуется. Компания начала использовать этот метод в 90-х годах прошлого века. В то время анализировалось только воздействие на окружающую среду отдельных продуктов. Однако с 2011 года метод ОЖЦ регулярно применяется ко всем категориям товаров.
Проведенный анализ жизненного цикла продукта показывает, что мансардные окна VELUX могут сберегать больше CO2 в течение всего срока службы, чем выделяется в процессе производства и утилизации. Принимая во внимание LCA, компания VELUX в последние годы разработала мансардные окна нового поколения. Новые окна VELUX имеют на 10 % больше стеклянной поверхности, что означает, что они пропускают больше дневного света, чем предыдущие модели.
Использование метода, основанного на цикле жевания продукта, дает много преимуществ. Прежде всего, это дает возможности в области экологического улучшения продукции и создания инноваций. Умелое управление жизненным циклом продукта также влияет на эффективность организации. Кроме того, за внесенными изменениями в пользу экологических преимуществ следуют и экономические выгоды.
Подводя итог, жизненный цикл продукта является чем-то естественным на рынке, как период детства, отрочества, взрослой жизни и старости для человека. Проще говоря, это период времени, в течение которого данный товар находится на рынке. Однако следует помнить, что в зависимости от конкретной ситуации это время будет переменным. Все зависит от отрасли, ситуации и самого товара, а важнейшими детерминантами достижения отдельных фаз жизненного цикла товара являются: увеличение объема продаж и прибыли. Хотя для того, чтобы продлить срок службы продукта, вы можете использовать, например. латеральный маркетинг, но не всегда получится повторять его бесконечно.