Этимология термина атмосфера
Атмосфера, командный дух, командный дух – существует множество терминов, объясняющих необъяснимый успех команды, выигранный матч, выигранный турнир. Однако редко обращают внимание на мастерство игроков, физические предрасположенности, да и просто на энергию, эмоции, уровень самоотдачи, уровень борьбы, помощи.
В спорте, где все сосредоточено на одном игроке, есть внутреннее путешествие — иногда путешествие между тренером и спортсменом. В командных видах спорта это энергетическое путешествие одинаково проходит через всех.
То же самое и с бизнес-командами. Хотя мы уделяем этому меньше внимания, пока это работает и приятно, бывает, что худшая атмосфера берет на себя контроль и внимание, снижая эффективность и уровень сотрудничества.
Этимология слова АТМОСПЕРА происходит от греческого и объединяет два слова: пара и сфера (сфера). Оба не имеют окончательной формы. Сфера — идеальная фигура мира — не предполагает ни начала, ни конца, она пронизывает себя неизменно, все время. У пара нет ни начала, ни конца, он просто плывет. Это в данный момент, здесь и сейчас.
Недаром атмосфера влияет и на погоду. На него воздействуют вода, воздух, все погодные явления: солнце, мороз, ветер. И все они относятся к атмосфере между людьми. Когда мы говорим, что отношения потеплели, значит, наладилась атмосфера. Когда они туманны — между людьми висит какая-то необъяснимая материя.
Таким образом, переводя погодные признаки, можно сформулировать определение АТМОСФЕРЫ В КОМАНДЕ, где имеется в виду качество ощущения комфорта между отдельными членами команды, что напрямую выражается в эффективности функционирования.
Составляющие атмосферы делового коллектива
На атмосферу в коллективе влияют:
- лидер — как внешний (менеджер, менеджер, директор), так и внутренний (эмоциональный лидер),
- групповые правила,
- цели команды,
- место жительства,
- взаимное уважение, а также к присутствующим и отсутствующим властям,
- отношения, дружба, неприязнь,
- чувство принадлежности — к коллективу, к организации,
- индивидуальный подход каждого члена команды (внешний вид, язык тела, поведение),
- отношение к коллективу, к личностям, к руководителям,
- внимание к другому человеку, его потребностям, соответствие группе (особенно когда коллектив многонациональный),
- ритуалы — любое введенное поведение, известное только этой команде,
- общение внутри команды, говорят ли они о себе или друг другу и что они говорят,
- внешняя коммуникация — что говорят о команде другим.
Порядок этих правил не случаен.
Лидер и правила
Первый и самый главный человек, который хоть как-то управляет атмосферой, — лидер (по исследованиям Hay Group Institute, он на 50-70% влияет на коллектив). Своим отношением, подходом, поведением он задает основной курс на качество работы. Он устанавливает правила работы, распределяет задачи для выполнения. Личность тренера формируется фундаментальными, хотя и неписаными, правилами работы.
Еще одним важным аспектом является неформальный лидер. Ответственность, официально или неофициально заботиться об интересах команды и быть примером для других — вот основные задачи.
Правила — это законы, которыми пользуется команда, к сожалению, неписаные и часто навязываемые сверху в виде регламентов, руководств и т. д.
Как и в случае с целями, термин «быть лучшим» — это просто слова, которые редко относятся к показателям, а когда речь идет о бизнес-показателях, то к финансовым показателям. Другие индикаторы обычно опускаются.
В спорте ясно одно: значение имеет только ПОБЕДА. Вы можете выиграть, заняв 2-е, 3-е или даже 4-е место, если это Лига чемпионов. В спорте нельзя выиграть понемногу, отчасти… Стоит знать цели для себя и для всей команды. Это проясняет качество работы, рассеивает туман сомнений и тем самым повышает качество работы команды. В бизнесе сложно бороться за 1 место, потому что мы конкурируем в разных отраслях и категориях, что делает его текучим и неоднозначным. Мы можем определить уровень приверженности, оценить сотрудничество, а иногда организации проводят такие проверки.
Существует множество инструментов, которые исследуют качество работы команды, ее направляющие черты или ценности, которыми она руководствуется.
А вот и еще одна ценность атмосферы: ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ.
Согласованность информации, общения, внешнего вида, отношения способствует созданию мудрой, прозрачной атмосферы, командного духа и тем самым способствует достижению успеха, что является достигнутой бизнес-целью. Связный — однородный, образующий единое целое, компактный, но и логичный, непротиворечивый, гармонично связанный, связный.
Собрать группу мужчин или женщин из разных слоев общества, с разным опытом и сплоченно объединить их для достижения общей цели — это почти чудо. Недостаточно собрать команду… Глагол, образованный от прилагательного связный, — объединяться. Только дом, соединенный постоянным связующим, создает единое целое на долгие годы.
Что объединяет команду?
Team vs Spoiler — поменять местами одну букву
Среди кинообразов для детей был фильм, где хороший герой и плохой герой должны были объединить усилия для достижения общей цели. Для обоих цель была важна, и это была одна и та же цель: сохранить рецепт гамбургера. Использование одного слова за одним словом: команда — потому что на время экспедиции они стали командой. Злой герой всегда действовал один и употреблял слово: испорченный. Он хотел сказать «группа», но постоянно оговаривался. Не случайно, но очень показательно. И только перед окончанием экспедиции, когда цель была в пределах досягаемости, но был высокий риск ее потерять, мы успели вместе сказать: команда и цель достигнуты.
Они якобы действовали сообща, с самого начала у них была общая цель, и только полная слаженность действий приводила к успеху. Вот как работает согласованность, я бы добавил к терминам: полнота.
Когда погода прекрасная, светит солнце, но дует сильный ветер, трудно говорить об идеальной атмосфере. Но знание отдельных факторов и их значения создают полную, качественную картину.
Что влияет на когерентность атмосферы?
Значения
Система ценностей применима ко многим сферам жизни: от частной до профессиональной она может быть разной. При выполнении теста ценностей стоит обратить внимание на два аспекта: выбрать ценности, которые важны, и, во второй попытке, выбрать те, которые действительно применимы ко мне в данной профессиональной среде. Чем больше сплоченность, тем больше комфорта для человека в группе. Когда она перекрывается на 100%, это также выливается в эффективность, возможность достижения синергетического эффекта, мотивацию, побитие собственных личных рекордов, в том числе и в бизнесе.
Потребности
Руководствуясь пирамидой, среди основных появляется одна чрезвычайно важная — потребность в безопасности. Чувство безопасности, поддержки, понимания, где моя ошибка оборачивается потерей всей команды, определяет прозрачность атмосферы. Легче быть последовательным, когда мы выигрываем, но важно оставаться последовательным, когда мы делаем ошибки.
Уважение к себе и к другим
Самоуважение — это показать себя в свете: у меня много хорошего, сильных сторон, но есть и недостатки. А вот и я. Я забочусь о тебе, потому что вместе мы создаем что-то важное. Эмоциональный, лояльный, аутентичный обмен обеспечивает выдающуюся основу для прозрачности атмосферы в команде.
Важность тренинговой/тренерской работы выражается в знаниях: кто каждый человек в отдельности и что он привносит в команду. Чем дольше мы работаем вместе, тем лучше мы знаем друг друга. Однако это знание избирательно, в зависимости от симпатий, времени, проведенного на работе и вне ее. Только планомерная и комплексная работа в организации приносит конкретный результат для коллектива.
Примеры можно множить. Другим решением является фасилитация, при которой обратная связь извне становится дополнительным преимуществом.
Создание атмосферы в коллективе. Резюме
Подводя итог — атмосфера работы в группе определяет вовлеченность участников в задачи и стремление к достижению цели. С одной стороны, она кажется неизмеримой, но при тщательной разработке показателей данного коллектива ссылки на комфортность труда могут быть использованы для извлечения наиболее важных ее факторов.
Даже если кажется, что технические/жесткие компетенции имеют решающее значение, трудно достичь высокой эффективности без правильной атмосферы. Однако после создания прочного фундамента отношений, сотрудничества, помощи – обучение новому приходит гораздо быстрее.