Знаете, почему популярные хиты из радиочартов часто звучат во взрослых клубах? Почему я чувствую запах выпечки или свежего хлеба на входе в супермаркет? Это потому, что чувства играют огромную роль в нашем восприятии мира и формировании воспоминаний. Воспоминания и эмоциональная реакция на них играют огромную роль в принятии решения о покупке. Вот так владельцы различных заведений взламывают нашу операционную систему, т.е. мозг.
Представьте, что вы застряли в пробке и вдруг слышите песню, которая напоминает вам о хороших временах, проведенных с восхищением полураздетыми экзотическими танцорами, кружащимися вверх ногами на трубе. Или вы идете в галерею после рабочего дня и чувствуете запах корицы и карамели… слюнки текут, вы проголодались и бум! Не замечаешь, когда заказываешь свежую дрожжевую улитку с корицей. Почему это так работает?
Что такое аромамаркетинг и для чего он используется?
Ароматический маркетинг (также известный как аромамаркетинг) — это практика использования приятного аромата для повышения имиджа бренда, улучшения обслуживания клиентов и увеличения продаж.
Аромамаркетинг — офисные ароматы
Он используется в различных отраслях промышленности, в том числе:
- розничная торговля,
- рестораны,
- гостиничная индустрия,
- авиакомпании.
Маркетинг ароматов может ограничиваться распылением выбранного аромата в определенном месте, но стоит помнить, что за этим стоит целая машина планирования и стратегии. Эффективный аромамаркетинг включает в себя множество шагов: от принятия решения о том, какие ароматы использовать, до выбора места и способа их распространения.
Почему стоит задуматься об аромамаркетинге? Примеры деятельности
Американская ассоциация маркетинга сообщает, что привлекательный аромат может побудить клиентов остаться дольше, чем планировалось. Некоторые запахи могут вызывать чувство голода, повышать бдительность и побуждать к покупкам.
Одно исследование показало, что, когда крупные розничные торговцы использовали аромамаркетинг в своих магазинах, покупательское намерение клиентов увеличилось на 80%. Кроме того, приятный запах в помещении не только увеличивает шансы клиентов совершить покупку, но и побуждает их дольше оставаться поблизости.
Starbucks обнаружила, что покупательский опыт улучшился, когда в магазинах был устранен запах бутербродов с яйцом, который конфликтовал с запахом свежемолотого кофе.
Аромамаркетинг — пример
Сенсорный опыт — почему чувства используются в маркетинге?
В общем, чувства — это то, что удерживает нас здесь и сейчас. Это якорь, который позволяет нам ощущать реальность такой, какая она есть. Все остальное — воспоминания, планы на будущее — существует только в наших головах. Используя наши органы чувств, мы гораздо лучше запоминаем то, что с нами происходило. Мы связываем определенные ощущения со вкусами, запахами, образами и звуками. Каждый из нас знает вкус своего детства (поэтому шведы любят лакричные леденцы, китайцы не любят шоколад, а поляки любят соленые огурцы).
Как показывают исследования, обоняние является самым сильным из наших чувств и напрямую связано с частями мозга, которые контролируют память и эмоции. По этой причине ароматы могут влиять на непроизвольные реакции и мнения. Например, исследование, проведенное в Университете Брауна, показало, что женщины испытывали большую активность мозга при вдыхании запаха женских духов, который они связывали с положительной памятью, чем при получении любых других сенсорных стимулов. Это указывает на то, что запах может сильнее вызывать память и эмоции, чем зрение.
Маркетинговое исследование ароматов, проведенное Мартином Линдстремом, показало, что до 75% человеческих эмоций памяти вызываются запахами. Интересно, что люди могут запомнить и распознать запах с точностью 65% через год, тогда как зрительная память по истечении этого времени падает до 50%.
Аромамаркетинг и имидж бренда.
Мартин Линдстром изучил, что влияние бренда увеличивается на 30%, когда задействовано более одного чувства, и на целых 70%, когда в сообщение бренда интегрировано до трех чувств. Вы видите в этом потенциал?
Аромамаркетинг – чувственный захват власти
Самыми яркими примерами использования аромамаркетинга являются, конечно же, форточки с печеньем на входе в супермаркеты и свежеиспеченные булочки в торговых рядах. Однако является ли пищевая промышленность единственной отраслью, использующей эту форму маркетинга? Точно нет. Как я уже упоминал, примеры использования ароматов можно найти в ритейле, красоте, гостиничном бизнесе и многих других.
Чтобы испытать это на себе, просто посетите очаровательную клинику Koena в Тыхы. Клиника является официальным партнером Indiba. Они занимаются неинвазивными эстетическими процедурами и целостной терапией. Отличительной чертой заведения является их восхитительный кофе. Аромат свежего настоя витает в воздухе и нежно смешивается с уютом свечей. Это сочетание создает приятную атмосферу и сильно влияет на восприятие уровня клиники.
В свою очередь, в исследовании Обзор аромамаркетинга в отдельных сферах: кейс модных магазинов » читаем:
Спангенберг проверил влияние окружающего запаха на решение потребителя о покупке в магазине одежды и подтвердил влияние приятных обонятельных стимулов на ассоциации, рассматриваемые как в связи с полом, так и с продуктом. Как добавляет Орвис, крупные сети, такие как Nike, обнаружили, что аромамаркетинг в розничных магазинах повысил интерес покупателей к покупкам на 80%.
Более того, размещая аромат в торговом зале, покупатели проводят больше времени за покупками, просматривая больше продуктов, что улучшает их субъективное ощущение роскоши, создавая теплую, домашнюю атмосферу.
Далтон представляет исследование The Smell & Taste Treatment & Research Foundation. В этом исследовании обувь Nike была помещена в две отдельные комнаты. В одной комнате воздух был без запаха, а в другой разбрызгивался цветочный аромат. Большинство людей в комнате с цветочным ароматом были готовы платить за обувь на 10 долларов (8,81 евро) больше.
Хан и О’Киф показывают исследование психолога и исследователя Эрика Спангенберга, которое показало, что продажи женских платьев в местном магазине одежды удвоились. Этот магазин был приправлен «женскими ароматами», такими как ваниль. Аналогичный результат был получен для мужской одежды при размещении таких ароматов, как «Марокканская роза».
Исследования также показали, что женщины покупают меньше, когда в магазине пахнет «мужским», с другой стороны, мужчины покупают меньше, когда в магазине пахнет женственно. Но когда был сделан правильный подбор ароматов, чтобы мужская зона пахла мужскими ароматами, а женская – женскими ароматами, продажи удвоились. Причем без серьезных диспропорций: оба пола покупали в два раза больше.
Одним из самых полезных ароматов является ваниль. Было научно доказано, что когда участники научного исследования 2004 года вдыхали аромат ванили, они чувствовали себя более удовлетворенными и расслабленными. Это было сделано путем сопоставления мыслей участников для ряда чувств, таких как чувство счастья, чувство апатии и раздражительности.
Аромамаркетинг пахнет… прибылью?
Разве аромамаркетинг пахнет успехом? Есть много указаний на то, что это так. Даже едва уловимые ароматы способны вызывать нужные физиологические реакции и вызывать положительные эмоции. Стратегия выбора аромата и его распространения должна основываться на конкретных исследованиях и соответствовать тщательно созданному имиджу бренда. Таким образом, он подчеркнет наиболее важные особенности сообщения и закодирует соответствующие ассоциации в сознании клиентов.
Аромамаркетинг — отличный инструмент для поддержки других форм маркетинга. И что еще более важно, это инструмент, который приносит реальное и измеримое увеличение прибыли. И что вы об этом думаете? Хотите попробовать аромамаркетинг в своей компании? давай поговорим!