Информационный шум — что это? Как это проявляется в рекламе? Примеры

В сегодняшнем занятом, технократическом информационном обществе нас бомбардируют информацией на каждом шагу. Наш мозг — прекрасное устройство. Они записывают буквально все, каждую деталь и каждое изображение, с которыми мы сталкиваемся в течение дня.

Однако это означает, что  сейчас, более чем 15 или 20 лет назад, мы подвергаемся ненужной информационной перегрузке.  Иногда это могут быть, например, неинтересные, статичные баннеры на сельских заборах. Это становится немного более серьезным, когда это мигающие, привлекательные, интерактивные объявления в Интернете, которые атакуют нас на каждом шагу. Так создается информационный шум в Интернете.

Итак в статье вы найдете ответы на вопросы:

  • Что такое информационный шум?
  • Опасен ли информационный шум (в Интернете и не только)?
  • Информационный шум — как с ним бороться?

Я также покажу несколько примеров того, как выглядит и работает информационный шум. Примеры будут как более новыми, так и более старыми, так что вы можете увидеть эскалацию проблемы в последние годы.

Что такое информационный шум?

Вы, наверное, уже встречались с термином информационный шум. Что означает этот термин по определению? Информационный шум в  Интернете  и в других местах представляет собой поток информации, часто разбавленной и мало актуальной, что затрудняет определение того, что важно и ценно. Это все то, что мы не можем обработать, весь лишний мусор, который загрязняет сообщение.

Информационный шум характеризуется не только своим излишеством, но, что, пожалуй, самым главным:

  • низкое качество
  • путаница
  • непоследовательность
  • фрагментация
  • устаревание
  • отсутствие более широкого контекста (привязки).

Информационный шум в Интернете также характеризуется тем, что информация:

  • несосредоточенный
  • распыленный
  • очень часто без документов
  • иногда сознательно заражены вредоносным содержанием, таким как нетерпимость, расизм, насилие, порнография, лженаука или экстремистские политические и религиозные взгляды.

Интернет-шум — определение.

Информационный шум — эволюция

Дени Дидро писал об этом явлении в 1755 году:

«Пока продолжаются века, число книг будет неуклонно возрастать, и можно предвидеть, что придет время, когда узнать что-либо по книгам будет почти так же трудно, как и путем непосредственного изучения всей вселенной. Искать крупицу истины, спрятанную в природе, будет почти так же удобно, как находить ее спрятанной во множестве переплетенных томов».

Информационный шум развивался вместе с социальными изменениями на протяжении веков.

Возрастание значения Интернета и социальных сетей определенно привело к эскалации этого явления и способствовало повышению нашей уязвимости перед ними.  До эпохи глобальной сети у нас было радио, телевидение и журналы. Конечно, был там и информационный шум – реклама, неактуальные новости, передачи, передававшие разбавленное и неважное содержание. Однако только развитие глобальной деревни и ее связующего — Интернета — заставило информацию течь без ограничений, с головокружительной скоростью и в огромных количествах.

Коммуникационный шум — опасен ли он?

Специалисты часто представляют информационный шум как нечто похожее на какие-то атмосферные явления. Они даже предложили два новых термина, а именно:  информационный смог и информационный туман.  Мы можем встретить их, например, в работах Рышарда Тадеушевича. Сравнивая избыток информации со смогом, он утверждает, что перегрузка в этом вопросе может быть столь же вредной и разрушительной, как и избыток токсичных частиц, взвешенных в воздухе, которым мы дышим. По мнению этого автора, это  «побочный продукт распространения и рассеяния процессов производства, сбора, обработки и передачи информации», подобно тому как смог является побочным продуктом производственной и производственной деятельности человека.

Термин  информационный туман, с другой стороны,  обращает внимание на то, что вещество, собранное в одном месте, может быть живительным и позитивным, но будучи раздробленным и рассредоточенным по большой площади, оно может быть подавляющим, удушающим и опасным.. Цитирую автора:

«Туман — это капли воды — вещество, необходимое для жизни и в типичных условиях безвредное для человека. Таким образом, источником зла в тумане является не его состав или содержание, а факт невероятной фрагментации капель воды и факт их вездесущности. Столько же воды собрать вместе, в одном месте, организовать – не проблема. Распыляясь в виде тумана, он парализует и удушает.

Так же, как туман и смог в естественной среде, слишком много информации может быть вредным для получателей. Мозг не способен обрабатывать терабайты информации, особенно маловажной и некачественной. Избыток информации может привести к так называемому информационному стрессу.  По словам Марии Ледзинской, это  «набор ощущений, сопровождающих невозможность текущей обработки информации и интеграции ее с существующими знаниями личности».

В человеке заложены удивительные адаптивные способности. Вот почему мы достаточно хорошо справляемся с информационной перегрузкой, попутно вырабатывая множество защитных механизмов. К наиболее известным относятся, например: туннельное зрение (сужение поля зрения, чтобы улавливать только актуальную информацию), баннерная слепота (отфильтровывание из поля зрения всего, что напоминает баннеры), или уменьшение объема информации, возникающее путем фрагментации информационного потока и придания иерархии входящим сигналам.

В крайних случаях информационный стресс может привести к отчуждению и прекращению потока информации.  Это невыгодно ни с точки зрения получателя информации, ни с точки зрения ее отправителя.

Информационный шум — примеры

Если вы хотите представить себе, что такое информационный шум, представьте себе радиоприемник, который ловит две станции одновременно. У вас как бы в два раза больше информации, но она перепутана, сообщение некачественное, и у вас скорее мигрень заработает, чем вы узнаете что-то конкретное. Следовательно, вы игнорируете оба потока информации.

Другим образом этого явления может быть, например, экранизация небольшой детской книжки в виде впечатляющей трилогии. История, содержащаяся в оригинале, размывается, теряет смысл. Наполнителей целая куча, и у зрителя после выхода из кинотеатра складывается впечатление, будто кто-то только что попытался намазать одну чайную ложку масла на целую буханку хлеба. Это может вызвать неудовлетворенность и разочарование. Также существует высокий риск того, что вы не запомните большую часть всего фильма и не захотите больше взаимодействовать с этой конкретной франшизой.

Конечно, есть и другие примеры, такие как избыток агрессивной рекламы, статьи, в которых вместо достоверной информации выстраивается идеологический нарратив вокруг одного-единственного вырванного из контекста предложения, или сотни ненужных электронных писем, которые вы ежедневно удаляете из почтового ящика..

И как это выглядит каждый день? Примером информационного шума может быть  публикуемая каждую неделю информация о том, что американские ученые что-то открыли. Чаще всего это «что-то» — просто любопытство, мало влияющее на повседневную жизнь. Бонусные баллы в рейтинге хайпа можно заработать за публикацию двух-трех открытий, противоречащих друг другу в тесной последовательности.

Другим примером информационного шума могут быть прогнозы погоды. Немного другая информация, которую публикует большинство издателей. Согласно исчислению вероятности, кто-то застрелится относительно близко к реальности. Неважно кто, потому что мы все равно вряд ли это вспомним. Тем не менее, прогнозы часто рассматриваются как общие ориентиры, и мы не уделяем им большого внимания. Это не меняет того факта, что они являются частью сообщения, которое мы в любом случае потребляем каждый день.

Как бороться с информационным шумом?

За прошедшие годы исследователи предложили ряд способов борьбы с информационным шумом и его последствиями. В основном, эти тактики делятся на две группы. Первая из них заключается в ограничении потока информации, а вторая направлена ​​на повышение способности ее обработки.

В многочисленных исследованиях мы можем найти такие советы, как:

  • не используйте смартфон в качестве будильника, чтобы он не был первым, что вы видите, когда просыпаетесь,
  • отключите push-уведомления, потому что они очень быстро и эффективно отвлекают вас от работы и других дел,
  • отдавайте приоритет сообщениям, которыми поделились ваши друзья: основывайте свой фильтр на географическом местоположении или знакомстве.

В книге Дэниела Дж. Левитина «Организованный разум: прямое мышление в эпоху информационной перегрузки» мы также находим несколько важных советов:

  • сделайте дамп мозга (очистите свой разум, записав все свои мысли на бумаге, затем распределите их по категориям и расставьте приоритеты в порядке выполнения задач)
  • соблюдайте правило двух минут (если что-то занимает 2 минуты, сделайте это сразу)
  • группировать похожие задачи
  • не делайте несколько дел одновременно
  • уменьшить отвлекающие факторы электронной почты
  • съешьте лягушку первым делом с утра (это практика, при которой «важные решения должны приниматься в начале дня»)
  • тратьте на решения, задачи и действия ровно столько времени, сколько они того стоят
  • делать перерывы
  • позвольте себе мечтать
  • делегировать задачи.

Интернет-шум. Несколько слов в конце

И что вы можете сделать с информационным шумом как источник информации? Не забывайте уважать время и внимание вашей аудитории превыше всего. Стремитесь сделать ваше сообщение по-настоящему значимым. Избегайте разговоров о воде и траве. Сосредоточьтесь на преимуществах получателя и решении его проблем. Также помните, что современные технологии облегчают персонализацию сообщения, поэтому используйте их столько, сколько вам нужно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *