Рыночному предприятию свойственны два основных принципа — принцип самофинансирования (рассмотренный ранее) и принцип самостоятельной деятельности, причем последний вытекает из первого. Если компания должна нести полную ответственность за свои результаты и нести последствия, ее независимость не может быть ограничена. Предприятие представляет собой некую подсистему, обособленную от системы народного хозяйства (и даже шире). Как подсистема, компания работает исходя из условий работы всей системы. Таким образом, если пользоваться кибернетической терминологией, это не абсолютно обособленная система, а автономная, согласующаяся со всей экономикой. Его связи с экономической системой вытекают из принятой и реализуемой социально-экономической системы. И в целом можно предположить, что когда реализуемая социально-экономическая модель более либеральна, у компании больше автономии. Иными словами, расширяются организационно-правовые и экономические рамки его функционирования. Однако в любом случае предприятие ничего не теряет от своей экономической самостоятельности, но оно должно учитывать внешние ограничения. К внешним ограничениям в основном относятся: • юридические ограничения, • экономические и финансовые ограничения,
- технические, организационные и рыночные ограничения.
Эти ограничения в основном касаются формальных и юридических процедур, применимых к созданию, расширению и ликвидации предприятия, реорганизации, слиянию и разделению компании, ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности, заключению договоров с работниками и внешними подрядчиками, определению государственных и иных обязательств, экологических стандартов. защита, охрана труда и др.
Экономические и финансовые ограничения
Каждая система народного хозяйства использует определенные экономические и финансовые инструменты для достижения своих основных целей. Кстати, эти инструкцииСообщения адресованы хозяйствующим субъектам, которые должны учитывать их в своем экономическом выборе. Они ничего не приказывают и не запрещают. Они напрямую не ограничивают самостоятельность предприятия. Однако они представляют собой специфический тип параметров, которые предприятие должно учитывать в своих расчетах финансового результата. К ним относятся параметры, устанавливаемые органами государственной власти (Сейм, Сенат, правительство, органы государственной власти, Центральный банк) и параметры рыночной игры. К первым относятся, в частности:
- подоходный налог (процент или сумма),
- НДС,
- налог на недвижимость и землю,
- нагрузка на ЗУС,
- списания в Фонд труда,
- налог на транспортные средства,
- базовая кредитная ставка,
- пограничные налоги,
- субсидии, • субсидии и т.д.
В свою очередь, ко второй группе (рыночных) параметров относятся:
- уровень обменных курсов,
- уровень цен ценных бумаг,
- цены на продукцию (товары и услуги),
- цены факторов труда (минимальная заработная плата и т. д.), • тарифы и сборы и т. д.
Технические, организационные и рыночные ограничения
Это группа факторов, возникающих в результате условий функционирования среды компании и ее связей с ней. В зависимости от сферы деятельности предприятие вступает в различные контакты с институтами внешней среды. К специальным связям относятся связи между предприятием и его экономическими партнерами. Характер и сила этих связей определяются интенсивностью этих связей и положением партнеров, а также ситуацией в сфере спроса и предложения на рынке. Чем более монополизирован или ненасыщен рынок материалов и сырья, тем сильнее позиция предложения, тем больше получатель должен приспособиться к предлагаемым условиям покупки. Это ограничивает выбор получателя. Аналогичное явление происходит и на стороне распределения продукции компанией. Когда у компании есть множество возможностей продавать свою продукцию, тогда он имеет более сильную позицию, чем реципиент. И наоборот, при насыщении рынка данного вида продукции позиции производителя ухудшаются. И еще хуже это выглядит, когда рынок-получатель сильно сконцентрирован крупными коммерческими организациями. Тогда в условиях многочисленных, часто мелких, производителей и поставщиков данной продукции их переговорная позиция несравненно хуже, чем у сильного крупного заказчика, диктующего условия закупки.
Разумеется, в каждом из вышеперечисленных случаев за предприятием сохраняется суверенитет в принятии решений, т.е. партнер не может заставить его заключить конкретный договор. Однако с экономической точки зрения это существенно ограничивает условия отбора.
Таким образом, при планировании и осуществлении своей деятельности предприятие должно учитывать правовые, экономические и финансовые условия, а также рыночную среду.