Ответ на вопрос, зачем создана компания и кому она должна служить, не прост. Осмысление этой проблемы необходимо как на этапе принятия решения о создании предприятия, так и уже в процессе его функционирования.
Довольно часто можно услышать утверждение, что компания должна удовлетворять потребности клиентов (потребителей, производителей). Также можно услышать мнение, что предприятие должно приносить своему владельцу доход в виде прибыли. Как на практике, так и в экономической теории встречаются весьма разнообразные трактовки (часто противоречивые), связанные с целями предприятия. Типичный традиционный подход к этой теме отождествляет цель предприятия с целью его владельца. В случае с малыми предприятиями такая точка зрения кажется оправданной. Все становится сложнее, когда имеешь дело с крупными и сложными компаниями, где собственность и управление разделены. Как следствие, интерес собственника может отличаться от интереса различных социальных групп (служащих, руководителей, профсоюзов). Появляется понятие корпоративной социальной ответственности. Он имеет несколько планов: • план экономический — выражается в подчеркивании важности создания рабочих мест, производства востребованных на рынке товаров, справедливого вознаграждения, обеспечивающего материальную основу существования работников;
- экологический самолет- предприятие должно соблюдать требования охраны окружающей среды;
- социальная плоскость- предпринимательская поддержка низкооплачиваемых работников и оказание услуг бесплатно или дифференцированно по оплате труда;
- этический уровень- соблюдение компанией этических норм, соблюдение законодательства (трудового, налогового и др.).
Нет единства взглядов и на количество и характер экономических объектов (предприятий) в строгом смысле. Некоторые ставят цель заработка (то есть прибыль) на передний план. Другие авторы говорят о наборе целей (прибыль, доля рынка, развитие безопасности), где прибыль рассматривается как цель собственника, а доля рынка или развитие могут рассматриваться как цели менеджеров. С другой стороны, если предположить, что прибыль действительно является целью владельца, существуют разные мнения относительно его временного горизонта (краткосрочная прибыль или долгосрочная прибыль). Кроме того, возникает вопрос, должна ли она быть максимальной прибылью (в заданный период), или оптимальной прибылью (при заданных условиях), или субоптимальной.
Одна из концепций заключается в том, что целью компании является увеличение ее стоимости.
Многообразие теоретических взглядов на цели предприятия является отражением трудностей однозначного формулирования как частичных целей, так и общей цели, реально существующих в деловой практике. Очень интересна интерпретация целей, содержащихся в многомерном пространстве взглядов на цели предприятия1. С точки зрения взглядов на цель прибыли можно найти различные предложения, например: а) максимизация прибыли в долгосрочной перспективе, б) максимизация стоимости компании в долгосрочной перспективе, в) максимизация нормы прибыли на капитал в долгосрочная перспектива.
Кроме того, есть голоса, которые:
- прибыль является единственной целью предприятия;
- цель извлечения прибыли – основная цель, бывают и дополнительные, второстепенные цели; в) цель получения прибыли является одной из многих различных целей и носит скорее второстепенный характер.
Независимо от существующих разногласий относительно цели (или задач) предприятия, необходимо обратить внимание и на иерархию целей: общие (общие) цели должны быть перенесены в конкретные цели. Эти цели можно рассматривать как задачи, которые должны выполняться конкретными организационными подразделениями предприятия. К таким задачам относятся достижение определенного уровня дохода, рентабельности капитала (суммарного или собственного), внедрение новых продуктов, завоевание новых рынков (продажи или поставки), увеличение доли рынка. Для того чтобы такие задачи (частные цели) способствовали достижению главной цели, они должны быть должным образом определены, согласованы и приняты к реализации в виде плана предприятия.
Цели компании можно рассматривать с двух точек зрения:
- институциональный,
- нормативный.
Цели предприятия, рассматриваемые в институциональном измерении, определяются в учредительных актах (договор, устав), положениях и постановлениях органов управления предприятия. Цели, непосредственно связанные с миссией компании, имеют принципиальное значение. Но в жизни так наз. нормативные цели, т.е. цели, которые должны быть достигнуты предприятием в процессе его деятельности, и которые не вытекают непосредственно из его учредительных актов.