Эволюция взглядов на занятость

Функционирование каждой организации, в том числе и предприятия, зависит от многих факторов, среди которых особую роль играют ее сотрудники, начиная с исполнительного уровня и заканчивая высшим управленческим уровнем. Отношение к людям как к сотрудникам компании эволюционирует. В начальный период промышленного развития к наемным работникам относились как к рабочей силе, предназначенной для умножения прибыли капиталистов. Однако достаточно рано были предприняты действия, в которых выражалось положительное отношение к работникам. Так, известный социалист-утопист Роберт Оуэн (1771—1856) был предшественником научной организации труда. Они не только проповедовали взгляды и концепции, несовместимые с действительностью того времени, но и претворяли их в жизнь. Будучи владельцем прядильной фабрики в Нью-Ламарке, Шотландия, в начале 19 века он сократил рабочее время, запретил детский труд,

Действия Р. Оуэна не были результатом исключительно или главным образом гуманитарных соображений. Они утверждали, что улучшение условий труда и жизни рабочих, хорошее обращение с ними, справедливая и постоянная оценка их работы и усилий привели к повышению эффективности производства и прибылей. Оуэн опередил свое время, в котором жил и действовал, примерно на 100 лет. Важным, по сути, начальным периодом в эволюции взглядов на управление людьми были годы развитой промышленной революции в XIX и XX веках. В частности, была заимствована деятельность американского инженера Ф. У. Тейлора (1856-1915), вошедшего в историю как создателя научного менеджмента (в нашей стране название научной организации труда). Они сформулировали множество правил, в том числе принцип научного отбора работников, принцип разделения труда, принцип непрерывного обучения рабочих,

Концепция Тейлора была дополнена идеями французского горного инженера А. Файоля (1841-1925), изложенными в 14 принципах эффективного управления.

На основе классической теории организации и управления сложилась традиционная модель подхода к работнику как к так называемому экономический человек (homo economicus). Позднее появилось понятие человек социальный (homo socialis), принимающий на себя роль отношений сотрудничества в процессе труда. Эта концепция подрывает модели классической теории организации и управления, в какой-то степени отсылая к более ранним прогрессивным концепциям Р. Оуэна. Такие мыслители, как Ч. Бернар (1886-1951), Э. Мэйо (1880-1949).

Стоит упомянуть бихевиористскую концепцию работника, которая встречается во многих версиях. Акцентируется главным образом на психологических аспектах, реакциях человека на внешние раздражители. Эта концепция дополняется так называемым гуманистическое направление, созданное в 1960-е гг. (К. Роджер и А. Маслоу), согласно которому основной движущей силой людей является стремление к самореализации.

Концепция человеческих ресурсовпоявляется в работах П. Друкера (американский исследователь австрийского происхождения), который соотносит это понятие с людьми, занятыми на предприятиях. С другой стороны, термин «управление человеческими ресурсами» был введен Р. Майлзом в статье 1965 г. как противовес человеческим отношениям и общеупотребительному термину: управление персоналом. Среди наиболее известных авторов, разрабатывающих концепции управления человеческими ресурсами (УЧР), следует отметить М. Армстронга, публикующего работы в этой области с 1977 г. Концепция УЧР лучше всего соответствует восприятию сотрудника как «сложной личности».

В России концепция управления человеческими ресурсами появилась в 1990-х годах как перевод английского термина HRM (Human Resource Management). Синонимами термина «человеческие ресурсы» являются: кадры, человеческие ресурсы, рабочая сила, трудовые ресурсы, живой труд, трудовой потенциал, человеческий потенциал, социальный потенциал.

Следующий этап эволюции взглядов на роль наемных работников в организации связан с появлением теории человеческого капитала, авторами которой являются американцы Т. Шульц (Нобелевская премия по экономике 1979 г.) и Г. Беккер (Нобелевская премия по экономике 1979 г.). премия по экономике 1992 г.). Человеческий капитал означает совокупность конкретных черт и свойств, воплощенных в человеке, — значит, это будет сумма знаний, умений, навыков, здоровья, мотивации к труду. Важнейшей проблемой в модели человеческого капитала является правильное управление знаниями в компании. Таким образом важно влиять на баланс между работой и личной жизнью. Давным-давно П. Друкер высказал мнение, что при приеме на работу наемного работника всегда занят весь человек.