Механизм возникновения кризиса предприятия

Кризис компании обычно не возникает внезапно, а представляет собой растянутый во времени процесс, в ходе которого можно наблюдать ухудшение финансового состояния компании. Некоторые симптомы грядущего кризиса компании можно обнаружить заблаговременно, что дает возможность принять соответствующие контрмеры.

Статистические исследования обанкротившихся предприятий позволили определить их подверженность кризису. Они показывают, что компании моложе 5 лет особенно подвержены риску банкротства1. Чаще банкротятся малые предприятия, что объясняется ограниченностью собственного капитала в фазе роста и переоценкой технических вопросов и пренебрежением хозяйственными функциями со стороны менеджеров этих компаний. В любой экономике уязвимость предприятий к банкротству зависит от отрасли. В середине 1990-х наибольшее количество банкротств в России было объявлено в пищевой и легкой промышленности. В 2004 году наибольший риск банкротства приходился на оптовую торговлю, строительство и промышленность, особенно в текстильной, швейной и деревообрабатывающей промышленности..

Причины банкротства предприятий можно условно разделить на две группы. Первую группу составляют факторы, внешние по отношению к предприятию и являющиеся следствием макроэкономических условий в стране. Компании не имеют на них влияния и вынуждены подстраиваться под них. Влияние макроэкономической ситуации на финансовое состояние предприятий настолько велико, что определяет масштабы банкротства во всей экономике. Доля предприятий, подавших заявление о банкротстве, в общем количестве предприятий, действующих в экономике, отражает экономическую ситуацию, политику правительства и финансовых учреждений в отношении предприятий.

Вторую группу причин банкротства предприятий составляют внутренние факторы. К ним относится неопытность и некомпетентность управленческого персонала, высокие операционные расходы, высокая задолженность, длительное взыскание дебиторской задолженности, плохое управление запасами.

Стоит отметить, что в российских условиях функционирования предприятий факторами, способствующими банкротству, могут быть старые привычки и привычки, существовавшие до системной трансформации. Вы можете включить в их число:

  • производственная направленность компании,
  • неспособность справиться с конкуренцией,
  • отсутствие заботы о качестве продукта, о покупателе,
  • плохая реакция на сигналы из окружающей среды,
  • поддержание избыточных активов,
  • отсутствие контроля над финансами компании

Большинство авторов, анализирующих источники кризисов, утверждают, что кризис предприятий, вызванный одной причиной, весьма вероятен.. Только когда происходит накопление причин, начинаются серьезные проблемы. Определенные причины обычно возникают вместе, образуя типичные кризисные сценарии.

Банкротство предприятия является завершающим этапом его деятельности, но ему обычно предшествует период нарушений и ошибок, допущенных самим предприятием. Дж. Арджентивыделяет следующие фазы ухудшения положения компании:

  • I фаза — постепенное усиление эксплуатационных недостатков, хотя существенных изменений и нарушений они еще не вызывают,
  • фаза II — недостатки приводят к совершению ошибок и постепенному углублению нарушений,
  • III фаза – выявляются существенные сбои в деятельности, особенно в части платежеспособности компании,
  • IV фаза — заключительная, в которой происходят банкротство и ликвидация предприятия.

Определенные признаки сбоя в функционировании предприятия можно заметить относительно рано. По мнению Л. Беднарски, среди сигналов раннего предупреждения о грядущем кризисе важную роль играетследующие финансовые симптомы:

  • существенное уменьшение суммы прибыли или финансовый убыток,
  • падение финансовой ликвидности и связанная с этим потеря финансового покрытия (платежеспособности),
  • повторяющееся в причинно-следственной оценке выручки от продаж и финансового результата преобладание влияния экстенсивных факторов над интенсивными,
  • видимое увеличение спроса на займы и кредиты (как правило, краткосрочные) и сбои в их погашении,
  • увеличение издержек финансовых операций, особенно процентных выплат,
  • увеличение обязательств перед поставщиками и государственно-правовыми учреждениями, в том числе просроченных,
  • получение средств для финансирования текущих операций путем дисконтирования счетов-фактур и векселей, а иногда и продажи основных средств по более низкой цене,
  • увеличение незавершенного производства и запасов труднореализуемой продукции (товаров), появление запасов с истекшим сроком годности и их неправильная структуракруглый,
  • растущее замораживание средств в инвестициях, не завершенных в срок.

К нефинансовым симптомам, предупреждающим о приближающемся кризисе предприятия, относятся:

  • снижение доли компании в общем объеме продаж на рынке,
  • потеря важных клиентов или выгодных источников поставок,
  • нет стратегии развития,
  • уменьшение доли активов компании в общих активах данной отрасли,
  • уменьшение доли собственного капитала в общем собственном капитале данной отрасли,
  • частая смена руководящих должностей и изменение привычек членов правления,
  • низкий технологический уровень производства, отсутствие новых патентов и приобретенных лицензий, ограниченное обучение,
  • растущая переговорная позиция профсоюзов.

В. Грабчанразличает группу предупредительных сигналов, вытекающих из финансовой отчетности. К ним относятся, среди прочего:

  • значительное увеличение дебиторской задолженности, выраженное в сумме или процентах,
  • уменьшение оборотных средств (в процентном выражении) по отношению к общей сумме активов,
  • износ оборотных средств,
  • значительное увеличение резервов,
  • непропорциональное увеличение текущего долга,
  • значительное увеличение долгосрочной задолженности,
  • наличие задолженности компании перед работниками или собственниками,
  • падение продаж,
  • непропорциональное увеличение накладных расходов по отношению к продажам,
  • оперативный старт,
  • увеличение уровня активов по отношению к продажам.

Игнорирование различных предупредительных сигналов приводит к серьезному кризису предприятия, которому, вообще говоря, свойственна низкая экономическая эффективность, сохраняющаяся в течение длительного времени, в сочетании с неспособностью погасить финансовые обязательства. Процедура, которой необходимо следовать в случае кризиса предприятия, представлена ​​на рис. 14.1.

Рисунок 14.1. Как действовать в случае кризиса предприятия

 

Источник: собственная разработка.

Экономико-финансовый анализ включает в себя ряд аналитических мероприятий, направленных на изучение и познание фактического состояния предприятия, определение результата его деятельности и причин сложившейся ситуации. Основными областями этого анализа являются: — рынки, — продукты, — финансы, — организация,

  • управление,
  • удача,
  • руководство и экипаж.

Конечным результатом аналитической работы является диагностика состояния. Он должен дать ответ, можно ли спасти предприятие или нет. Если удается определить области необходимых и желательных изменений, обеспечивающих дальнейшее развитие предприятия, следует приступить к реструктуризации. Он включает в себя краткосрочные и долгосрочные мероприятия, реализация которых должна обеспечить динамичное развитие компании. Однако, если у предприятия нет рыночного будущего, оно не в состоянии выполнить свои существующие финансовые обязательства и не имеет шансов на дальнейшую деятельность, необходимо провести процедуру ликвидации.