По данным статистики в России наблюдается постоянная тенденция к старению населения: если в начале 1990-х годов число детей и молодых людей превысило число людей пенсионного возраста, то с тех пор 1993 эта пропорция изменилась. Большой возраст населения, самооценка плохого состояния здоровья и очень слабое здоровье могут наблюдаться после завершения периода трудоспособности. Согласно прогнозу ожидается, что к 2050 году число людей в возрасте 65 лет и старше увеличится. В результате необходимо решить ряд важных задач — спрос на медицинские услуги будет расти, а системы здравоохранения должны быть адаптированы к потребностям стареющего общества, в то же время поддерживая эту систему в новой экономической ситуации с уменьшением числа экономически активного населения.
Важнейшей задачей является содействие здоровому и активному старению населения: благодаря поддержанию хорошего здоровья качество жизни будет выше, люди станут независимы, и у них будут возможности по-прежнему быть активными. Система охраны здоровья не будет иметь дополнительного бремени, и меньше меньше людей, которые тратят пенсию на проблемы со здоровьем, если в стареющем обществе население имеет хорошее здоровье. Этот фактор может способствовать росту экономики страны, включая экономику России. Содействие обществу значительно повлияет на сектор здравоохранения. Обязательно возникнет необходимость в реструктуризации учреждений здравоохранения, например, реструктуризация педиатрических подразделений в подразделения гериатрии и специализация в лечении заболеваний, характерных для пожилых людей. Именно поэтому существует явная необходимость своевременно инвестировать в здравоохранение и связанные с ним знания и технологии (наука о жизни, биомедицина, фармация) и в пропаганду здорового образа жизни любого поколения. Должна быть обеспечена адекватная подготовка для удовлетворения ожидаемого возрастающего спроса на услуги по уходу за пожилыми людьми путем развития экономики помощи.
Важным предварительным условием эффективного использования людских ресурсов является предоставление населению соответствующего образования и навыков, а также развитие новой рабочей силы. Основная задача в этом процессе — добиться адекватности системы образования к изменяющимся требованиям рынка труда, с тем чтобы образовательная система могла производить рабочую силу, соответствующую потребностям будущих тенденций развития экономики и ориентации на экономику, основанную на знаниях Знания и навыки определяют не только возможности интеграции на рынок труда, но и успешную перевозку в ситуации смены технологий и экономики.
Существует несколько причин, по которым производительность труда, а также производительность человеческого капитала в России относительно невелика:
Из-за краткосрочной ориентации компании и отдельные лица недостаточно инвестируют в развитие компетенций и навыков человеческого капитала, но значительные инвестиции окупаются только в долгосрочной перспективе
Компании и муниципалитеты боятся «утечки мозгов», отъезда способных и обученных сотрудников за рубеж и не вкладывают средства в их развитие;
Интенсивность использования человеческого капитала и другие барьеры (время, деньги) не способствуют значительным инвестициям как работодателей, так и сотрудников;
Национальные основные программы поддержки довольно часто слишком сложны и часто меняются, но соответствующие люди не располагают адекватной информацией и консультативной поддержкой для принятия обоснованных решений.
В результате экономического кризиса в России значительно снизился объем ВВП — в 2014-15 году произошли крупные изменения в таких секторах национальной экономики, как строительство, секторах транспорта и связи.
В 2017 году продолжалось постепенное увеличение ВВП, и в секторе торговли стали больше влиять на национальную экономику России, что оправдывается улучшением ситуации в мировой экономике и увеличением внешнего спроса.
Для достижения уровня наиболее развитых стран увеличение должно быть еще более быстрым. В исследованиях оценивается несколько показателей в восьми областях, важных для инновационного развития: человеческие ресурсы, восприимчивость исследовательской среды, превосходство и привлекательность, финансирование и поддержка, инвестиции в предприятия, сотрудничество предприятий и предпринимательство, интеллектуальная собственность, инновационная деятельность, экономические последствия. Исходя из этого исследования, можно сделать вывод, что Россия имеет относительно лучшие показатели в области развития людских ресурсов, и в области защиты интеллектуальной собственности могут быть достигнуты значительные улучшения.
Показатели исследовательской среды, инновационных предприятий, сотрудничества между предприятиями и учеными довольно низки. Инвестиции в человеческий капитал означают инвестиции в образование, здравоохранение, квалификацию и другие виды деятельности, которые делают людей экономически более продуктивными. Существует три типа обучения или знаний, которые тесно связаны с показателем возврата и человеческим капиталом: обучение в школе, обучение работе (общее образование, специальное образование) и другие знания. Модель человеческого капитала рассматривает готовность человека получать образование как инвестиции (вклад), которые приносят пользу (выгоду). Работодатель рассматривает образовательный уровень сотрудника как сигнал о его производительности — высшее образование означает более высокую производительность. Инвестиции обеспечивают не только более быстрый рост капитала, но и рост производительности — в результате модернизации инноваций, технологий и знаний. Производительность труда зависит не только от рабочих способностей сотрудника, но и от стратегического лидерства и управления людскими ресурсами, прикладных технологий и оптимизации процессов, что является существенным предварительным условием устойчивого развития страны.
Существует несколько причин, почему производительность труда, а также производительность человеческого капитала в России находятся на относительно низком уровне: из-за краткосрочной ориентации компании и отдельные лица недостаточно инвестируют в развитие компетенций и навыков человеческого капитала, компании и муниципалитеты боятся «утечки мозгов» способных и обученных сотрудников, интенсивность использования человеческого капитала и другие барьеры (время, деньги) не способствуют значительным инвестициям в образование ни со стороны сотрудников, ни со стороны работодателей, национальные программы поддержки основных программ довольно часто слишком сложны и часто меняются. В России крупные инвестиции, как и в других странах Восточной и Центральной Европы, осуществляются в рамках формальной общеобразовательной системы, но объем инвестиций в развитие людских ресурсов на рабочих местах относительно невелик. Важно увеличить темпы роста населения в высшем образовании и снизить темп студентов, которые прекращают работу в средних и профессиональных учебных заведениях, не завершая свое образование. Основные меры по его увеличению заключаются в следующем: привлечение дополнительных кадров для науки и исследований, создание современных научно-исследовательских центров, содействие сотрудничеству между предприятиями и учеными, поддержка разработки и производства инновационных продуктов.
Для поддержания и улучшения здоровья населения необходимо своевременно обеспечить доступность медицинских услуг независимо от уровня дохода и места проживания, а также для содействия здоровому образу жизни, тем самым снижая государственные расходы на предоставление медицинских услуг в долгосрочной перспективе перспективе.
Основная задача, направленная на обеспечение населения достаточным образованием и навыками и развитие новой рабочей силы, заключается в обеспечении соответствия системы образования изменяющимся требованиям рынка труда и способности производить рабочую силу в соответствии с тенденциями развития и ориентации на основанная на знаниях экономика.