SWOT — это аббревиатура слов Strengt (сила), Weakness (слабость), Opportuniti (возможность) и Тhreat (угроза). SWOT – анализ – это исследование сильных, слабых сторон, возможностей и угроз. Это инструмент анализа стратегии. Он сочетает в себе изучение сильных и слабых сторон организации, географической области, сектора, промышленности, продукта или проекта с изучением возможностей и угроз для их окружающей среды.
SWOT-анализ — полезный инструмент, который может помочь в обработке как обычных, так и необычных ситуаций, исследуя как внутренние, так и внешние факторы, которые могут влиять. Это метод структурированного планирования для разработки стратегии. Он включает определение цели и внутренних и внешних факторов, которые являются благоприятными и неблагоприятными для достижения целей. SWOT-анализ обычно начинается с определения желаемого конечного состояния или цели. Сильные стороны — это атрибуты, которые полезны в достижении цели. Слабые стороны — это атрибуты, которые вредны для достижения цели. Возможности — это внешние условия, которые полезны для достижения цели. Угрозы — это внешние условия, которые могут нанести ущерб цели.
Рис. 1 SWOT-анализ
Метод SWOT- анализ приписывается Альберту Хамфри, который возглавлял исследовательскую группу в Стэнфордском исследовательском институте. SWOT-анализ выведен из этого исследования, которое было проведено с 1960 по 1970 год. Исследование было профинансировано компаниями из списка Fortune 500 и заключалось в том, чтобы выяснить, что пошло не так с корпоративным планированием, и создать новую систему управления изменениями.
Чтобы понять SWOT — анализ, необходимо понять четыре фактора SWOT. Они объясняются ниже на примере организации.
Сильные стороны
Сильные стороны — эти качества, которые позволяют выполнить миссию организации. Это основа, на которой можно добиваться и поддерживать дальнейший успех. Сильные стороны могут быть либо осязаемыми, либо неосязаемыми. Это то, в чем организация хорошо разбирается или что она имеет. Они включают в себя черты и качества, которыми обладают сотрудники (индивидуально и как команда), и отличительные особенности, которые дают организации ее силу. Сильные стороны являются полезными аспектами организации или возможностями организации и включают в себя человеческие компетенции, технологические возможности, финансовые ресурсы, продукты и услуги, доброжелательность клиентов и лояльность к бренду. Примерами организационных сильных сторон являются огромные финансовые ресурсы, широкая линейка продуктов, отсутствие долгов и преданные делу сотрудников и т. д.
Слабые стороны
Слабые стороны — это те качества, которые мешают организации выполнять свою миссию и полностью использовать ее. Эти недостатки ухудшают влияние на успех и рост организации. Слабые стороны — это факторы, которые не соответствуют стандартам, которые должны соблюдаться в обычном режиме. Слабые стороны в организации могут быть механизмом обесценивания достижений, объектами недостаточных исследований и разработок, узким ассортиментом продукции и плохим механизмом принятием решений и т. д. Слабые стороны контролируются. Они должны быть сведены к минимуму и устранены. Например, для преодоления устаревших механизмов можно приобрести новую технику. Другими примерами организационных недостатков являются огромные долги, высокий оборот сотрудников, сложный процесс принятия решений, узкий ассортимент продукции и большие потери сырья и т. д.
Возможности
Возможности представлены средой, в которой работает организация. Они возникают, когда организация может использовать условия в своей среде для планирования и реализации стратегий, которые позволят ей стать более прибыльной. Организации могут получить конкурентное преимущество, используя возможности. Организация должна быть осторожной и признавать возможности и понимать их всякий раз, когда они возникают. Выбор целей, которые обслуживают заинтересованные стороны при получении желаемых результатов, является сложной задачей. Возможности могут возникать из-за рынка, конкуренции, промышленности / правительства и технологий.
Угрозы
Угрозы возникают, когда условия во внешней среде ставят под угрозу надежность и прибыльность бизнеса организации. Они усугубляют уязвимость, когда они относятся к слабостям. Угрозы неуправляемы. Когда возникает угроза, стабильность и выживание могут быть поставлены на карту. Примерами угроз являются: абсентизм сотрудников; постоянно меняющаяся технология; растущая конкуренция, ведущая к избыточной мощности, ценовым войнам и сокращению прибыли отрасли и т. д.
SWOT-анализ не только полезен для организации, ищущей прибыль, но также может использоваться в любой ситуации принятия решений, где была определена цель. SWOT-анализ может обеспечить:
- Рамки для выявления и анализа сильных сторон, слабых сторон, возможностей и угроз
- Импульс для анализа ситуации и разработки подходящих стратегий и тактик
- Основа для оценки основных компетенций и возможностей
- Свидетельства необходимости и ключ к изменению
- Стимул для участия в группе
Шаги для SWOT-анализа
Ниже приведены шаги, используемые в SWOT-анализе.
Первый шаг — определить желаемое состояние или цель. Цель проведения SWOT может быть широкой или узкой, общей или конкретной.
Выбор участников для SWOT-анализа является следующим шагом и имеет важное значение, поскольку он влияет на конечный результат. SWOT-анализ является результатом консультаций и обсуждений в команде экспертов, а не проистекает только из их личных взглядов.
Третий этап — фоновая подготовка, которая важна для того, чтобы последующий анализ был эффективным. Этот препарат проводится в два этапа: 1) Исследовательский, затем — сбор данных, и 2) Детальный, за которым следует целенаправленный анализ. Информация о сильных и слабых сторонах заключается в том, чтобы сосредоточиться на внутренних факторах навыков, ресурсов и активов или их недостатках, в то время как информация о возможностях и угрозах должна сосредоточиться на внешних факторах, по которым практически отсутствует контроль, например социальный или экономических факторов.
Должен быть поток информации от участников. Важно, чтобы информация была конкретной, оценочной и аналитической на этапе составления и регистрации списков SWOT. Простое описание недостаточно.
Следующий шаг — список преимуществ. Сильные стороны могут относиться к группе, к окружающей среде, к восприятию и к людям.
Составление списка слабых сторон. В этом листинге не должно быть возможностью сосредоточиться на негативе, но должно быть честной оценкой того, что происходит на самом деле. Важные вопросы для этого перечисления: (1) Какие преграды могут препятствовать достижению прогресса? (2) Какие элементы необходимо укреплять? и (3) Существуют ли какие-либо реальные слабые звенья в цепочке?
Шаг определения возможностей предназначен для оценки социально-экономических, экологических и демографических факторов, среди прочего, для оценки преимуществ, которые они могут принести для SWOT-анализа, для примера, наличие новых технологий.
Следующий шаг — список угроз. Это противоположность возможностям, и это может проведено со смещением акцента или восприятия того, что оказывать неблагоприятное воздействие. Взвешивание угроз и возможностей не является основанием для пессимизма; речь идет скорее о том, как можно исправить отрицательный опыт или исключить его. Те же факторы могут возникнуть как угроза, так и возможности. Большинство внешних факторов на самом деле являются проблемами, и являются ли они воспринимаемыми как возможности или угрозы, часто являются ценным показателем морального духа.
Перечисленные выше факты и идеи сортируются и группируются в зависимости от целей. Для анализа SWOT может потребоваться выбор пяти наиболее важных элементов из списка, чтобы получить более широкий обзор. Ясность целей является ключом к процессу, поскольку оценка и устранение необходимы для удаления ненужных. Хотя некоторым аспектам может потребоваться дополнительная информация, на данном этапе должна появиться ясная картина в ответ на цели.
Необходимо обеспечить, чтобы SWOT-анализ использовался при последующем планировании.
Что делать и нельзя делать для SWOT-анализа
Делать для SWOT-анализа
- Будьте аналитическими и конкретными.
- Запишите все мысли и идеи.
- Будьте избирательны в окончательной оценке.
- Выберите правильных людей для экспертизы.
- Выберите подходящего руководителя или посредника для составления SWOT.
Не надо делать для SWOT-анализа
- Попытаться скрыть недостатки.
- Просто указать ошибки.
- Потерять из виду внешние влияния и тенденции.
- Позволить SWOT-анализу стать упражнением для признания чьей то вины.
- Игнорировать результаты на последующих этапах процесса планирования.
Преимущества SWOT-анализа
Преимущества SWOT-анализа заключаются в следующем.
- Это источник информации для стратегического планирования.
- Он строит силу организации.
- Это устраняет недостатки организации.
- Он максимизирует ответ на эти возможности.
- Это помогает в преодолении угроз для организации.
- Это помогает определить основные компетенции организации.
- Это помогает в определении целей стратегического планирования.
- Это помогает в знании прошлого, настоящего и будущего, так что, используя прошлые и текущие данные, будущие планы могут быть исключены.