4.3. К вопросу об организации среды сознания

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 

Модель ИИ должна строиться на основе изучения структуры сознания и бессознательного.

Один из наименее изученных вопросов, а он является важным в понимании организации сознания, - это топология процессов в сознании. По крайней мере психологической литературы на эту тему найти не удалось, кроме [37], где в рамках нейро-лингвистического программирования людям предлагалось манипулировать чем-то в своем сознании, но им не объяснялось чем именно.

Для исследования этой проблематики необходимо пользоваться четкими определениями и априори введенными постулатами.

В пределах контекста вопроса, охарактеризуем сознание, как некоторую информационную сущность ограниченного размера (в сантиметрах), локализованную в области черепа и имеющую некоторую организацию.

Под организацией сознания будем понимать динамическую структуру сознания, то есть определим сознание нечто состоящее из нескольких объектов, находящихся в постоянной динамике.

Объект в динамике есть процесс.

Все объекты информационные.

Существует зависимость состояния одних объектов от других.

Объекты существуют в некотором объеме пространства пространство сознания.

Объекты имеют определенную форму и локализацию в пространстве сознания.

Объекты неравнозначны между собой. Они все отличаются.

Причины динамики объектов заключаются в бессознательном.

Каждый объект является порождением своего класса-источника данных.

Теперь имея некоторое количество базовых определений и постулатов можно развить идею топологии сознания.

Безусловно, что сознание манипулирует информацией, сознание содержит только информацию, а значит сознание есть в чистом виде информация. Используя системный подход и имеющиеся технические аналогии [35], а также результаты психологических исследований, целесообразно классифицировать объекты сознания и указать их класс-источник (таб. 1).

 

Таблица 1. Разновидность объектов сознания и их класс-источник

 

Объекты сознания

Класс-источник*

1

Видеообъект

Бессознательное/Зрительная сенсорная система

2

Аудиообъект

Бессознательное/Слуховая сенсорная система

3

IMG-объект (воображение-объект)

Бессознательное

4

I-объект (мысле-объект)

Бессознательное

5

Морфо-объект

Бессознательное/Рецепторы давления и растяжения организма

6

Термо-объект

Бессознательное/Рецепторы температуры

7

SC-объект (пространство сознания-объект)

Бессознательное

8

Прочие объекты

 

Примечание: * - класс-источник указан в общем виде с указанием пути его возникновения.

 

Как видно из таб. 1 практически все содержимое сознания является определенным объектом имеющим свой класс-источник в бессознательном, а в нем, для некоторых объектов сознания, класс-источник формируется на основе данных сенсорных систем и рецепторов организма.

Для анализа объектов сознания и их класс-источников целесообразно использовать широко применяемое в программировании понятие пути . Это понятие не только отражает установленный детерминизм, но и позволяет проследить различные связи в структуре сознания и бессознательного. Что даст возможность установить положение каждого исследуемого объекта в общей структуре психики, а также вскрыть наличие пока неизвестных объектов как в сознании, так и в бессознательном. На рис. 6 изображена общая схема возникновения объектов сознания.

Рисунок 6. Объекты сознания и путь их возникновения.

Уже на данном этапе необходимо ввести удобное для использования понятие среда сознания. Под средой сознания будем понимать все множество объектов сознания. Тут же оговоримся, что кроме объектов в сознании ничего нет. Эффект целостности среды сознания реализуется SC-объектом.

Кроме этого следует говорить о сложности объекта сознания. Обладая собственной динамикой объект постоянно изменяется. Наиболее яркий пример это I-объект. Сложность подразумевает наличие некоторой структуры у самого объекта. Назовем элемент структуры объекта каналом. Каждый канал будет содержать некоторый поток задач. Задача это наименьшая структурная единица канала (рис. 7).

Рисунок 7. Строение объекта сознания.

Введение каналов обусловливается рядом психологических явлений памяти. К ним относятся:

1. Вспоминание (появление в среде сознания) конкретного факта, через некоторый промежуток времени (часы, дни, недели, месяцы) после утомительных попыток его вспомнить.

2. Наличие непроявленной но уже готовой к отображению в среде сознания информации, что встречается при вспоминании, образов например (последовательная смена), феномена эйдетической памяти, при речи, когда в конкретный момент времени в среде сознания имеется не весь текст речи на 2 часа лекций, например, а только часть. Остальной же текст подгружается постепенно.

Пользуясь языком программирования все интерпретируется как наличие текущего процесса выполнения задачи и выполняющихся фоновых задач с различным приоритетом. Применительно к модели объекта сознания в конкретный момент времени текущим является один канал, а остальные являются фоновыми.

Отсюда становится понятной структурирование канала на задачи. Например, вы что-то пытаетесь вспомнить. Не вспоминается. Но вам это нужно вспомнить. Таким образом в фоновом режиме запускается канал. Поскольку пока ничего не вспоминается (а система-то обрабатывает канал), вы продолжаете мыслить. Иначе говоря имеется текущий канал, обрабатываемый в реальном режиме. Через некоторое время вы вспоминаете то, что нужно (обработка фонового канала завершена и данные из фонового канала переданы в текущий канал). У текущего канала имеются собственная структура он как уже было сказано состоит из задач. Например, обычная речь на знакомую вам тему это работа текущего канала I-объекта. Задачами этого канала является мгновенно вспоминаемые вами сведения. Вдруг вы вспоминаете то, что хотели вспомнить некоторое время назад здесь происходит встраивание в текущий канал задачи с более высоким приоритетом.

Приведенное выше описание нуждается в своей логической доработке в символическом и алгоритмическом виде, что требует значительного количества времени. Возможности настоящей курсовой работы не позволяют сделать это.

Взаимосвязь объектов сознания происходит в пределах среды сознания на трех уровнях:

- объектном,

- канальном,

- задач.

Данная взаимосвязь большей частью имеет иллюстративный характер, что хорошо устанавливается при интроспекции и рефлексии, и, по-видимому, является результатом активности SC-объекта. Учитывая бессознательный источник возникновения объектов сознания, указанные взаимосвязи также имеют бессознательную природу.

В изучении топологии объектов сознания в психологии пока еще не сделано ни шагу. Это вызвано двумя причинами:

1. Эффектом целостности среды сознания.

2. Стандартным методическим подходом в психологии к исследованию сознания.

Эффект целостности среды сознания. Обычно субъект воспринимает себя целостно, интегративно. Он не выделяет какие-либо объекты в себе, так как просто функционирует, живет . Такое состояние самовосприятия характерно для большинства людей. Чем вызвано такое обстоятельство? Это достаточно сложный вопрос. Но тем не менее попытаемся найти на него ответ.

Индивид только тогда становится личностью, когда включается в какие-либо виды деятельности. Любая деятельность требует внешней направленности внимания субъекта. На то собственно и сенсорные системы имеются, как раз и ориентированные на внешнюю среду. Содержимое сознания наполняется информацией о внешнем положении дел, об состоянии окружающей субъекта среде. В следствие этого формирование самовосприятия происходит через информацию о внешнем, диктуемым деятельностью. Возникает четкая направленность идентификации субъектом своего Я. Его Я связано с внешним миром, но никак не с внутренними механизмами развития и функционирования этого Я и всего сопредельного с ним.

Это был рассмотрен один из аспектов проблемы. Другой аспект связан с ИТСОЛ, изложенной в разделе 4.2. С точки зрения существования общественного психического, может быть две категории личностей: одна категория включает субъектов способных генерировать новую информацию (ученые, писатели, люди искусства, инженеры и пр.), а другая категория субъектов является потребителем информации (обыватели). И та и другая категории необходимы друг другу, так как обеспечивают взаимно выгодную жизнедеятельность.

Представители второй категории (назовем ее Б-категория) имеют недостаточно информация для формирования адекватного самовосприятия. В свою очередь, представители первой категории (А-категория), с более высоким значением у них коэффициента r, чем у Б-категории, способны правильно оценивать источник своего собственного Я, проводить его анализ и строить оптимальную научную политику самопознания для выявления закономерностей развития высокопроизводительной личности, или говоря языком ИТСОЛ, - высокопроизводительного вычислительного кванта ОП. Не исключено, что имеются и иные аспекты в изучении эффекта целостной среды сознания.

Стандартный методический подход в психологии к исследованию сознания. Этот подход достаточно известен и изложен в школьных и вузовских учебниках по психологии.

В период, когда догмы классической психологии не довлели над умами исследователей, Фрейд создал психоаналитическую теорию. В ней, излагается своеобразная модель психики, сознания и бессознательного, в частности. Эта модель, собственно, является альтернативой классической модели психики. Как уже было сказано в разд. 4.1 теория Фрейда как таковая не позволяет выявить в полной мере организацию психики. Но она является тем плацдармом , той основой, из которой можно вывести необходимые теоретические и методические подходы к исследованию психики человека. Психоаналитическая теория наиболее точно отражает структуру душевного аппарата . И во многом это связано с тем, что Фрейд строил теорию на фактическом материале: он изучал психику больных людей. Поясним эту мысль на примере.

Поставим следующую задачу: изучим устройство (конструкцию) автомобильного двигателя. Поставим ограничение двигатель разбирать нельзя, его только можно заводить и глушить, менять режимы работы, использовать различное топливо и масла и даже смотреть на него нельзя капот закрыт. Естественно, что сколько бы времени мы не потратили, конструкцию двигателя и механизм (принципы) его внутренней работы таким путем не узнаешь.

Что же делать? Как решить поставленную задачу? Очень просто нужно снять ограничение на разборку двигателя. Двигатель нужно разобрать по частям и в процессе разборки анализировать то, что необходимо. Только так задача будет решена. Что же сделал Фрейд? Используя приведенную, несколько механистичную аналогию, можно сказать, что Фрейд использовал для изучения двигатель в состоянии той или иной степени разборки. Этим разобранным двигателем была психика больного человека - невротика.

Теперь становится очевидным необходимость использования классического подхода в изучении сознания (хотя он не позволяет понять глубинные механизмы психики) и теории психоанализа Зигмунда Фрейда (кстати, тоже классической в зарубежной психологии).

Что же такое топология сознания? Опираясь на рассуждения этого раздела, этот вопрос нужно поставить иначе, как расположены объекты сознания в его среде?

В качестве примера можно привести известные, наверно, каждому факты:

1. Зрительная информация (видео-объект сознания) реализован в виде плоского экрана на уровне глаз. Имеет ограниченные размеры.

2. Мысли (I-объект сознания) возникают где-то в центральной точке черепа из точечного (сферического) источника.

3. И т. д.

Учитывая, что объекты сознания информационны и пощупать их нельзя, а топологичность[15] их имеет место, то в настоящее время единственным способом установить ее является анкетный опрос испытуемых. Эксперимент должен строится следующим образом:

1. Испытуемым рассказывается о том, как устроена среда сознания. (Ведь раньше они этого не знали!) Самовосприятие смещается в среду сознания.

2. Дополнительным диалогом с испытуемым усиливается способность его ориентироваться в собственном пространстве сознания.

3. Испытуемому задаются вопросы касающиеся топологии объектов сознания.

4. Результат фиксируется. Проводится статистическая обработка по различным критериям (возраст, пол, профессия и т.п.).

5. Дополнительной модификацией эксперимента будет использование модулирующих самовосприятие факторов (психотропных средств, воздействие иных физических факторов: электромагнитное поле [39], прямой электрический разряд при микроэлектродном шунтировании и в комбинации эти факторы между собой).

В продолжении этой работы в виде дипломной, планируется провести анкетирование людей в возрастном диапазоне от 15 до 30 лет.

Приведенный вариант эксперимента возможно покажется несколько субъективным. Сложно оценивать, то что не возможно измерить с помощью приборов. Но та же самая субъективность человека позволила создать приборы, так почему же она должна быть субъективна в вопросе изучения себя?

Предложенную концепция организации сознания целесообразно обозначить как объектная или топологическая модель сознания (ТМС).

Основные выводы по разделу.

1. Сознание не является абстрактным понятием. Сознание это вполне конкретная сущность, имеющая информационное содержание.

2. Сознание является эмиссией бессознательного.

3. Сознание имеет сложную организацию, в виде объектов сознания, их внутренней иерархии и связей между объектами.

4. Объекты сознания имеют определенную геометрическую форму.

5. Объекты сознания обладают свойством топологичности, то есть они расположены в среде сознания в трехмерной системе координат.

6. Исследуя топологичность объектов можно уточнить их сущность и связи между собой, а также характер функционирования.

7. Личность воспринимает себя целостным образованием, ориентированным во вне, и, поэтому, не в состоянии самостоятельно понять собственное информационное устройство.

Опираясь на пп. 1-7 выводов и дополнительные сведения исследования психики, есть возможность сформировать методику построению реальной модели сознания, использующую системный подход.


Примечания:

[1] ДНК дезоксирибонуклеиновая кислота. РНК рибонуклеиновая кислота.

[2] Таламус анатомического образование головного мозга млекопитающих, входящее в состав зрительного анализатора зрительной сенсорной системы.

[3] Наиболее известный в мире журнал по неврологии.

[4] The long-term goal of The SNePS Research Group is the design and construction of a natural-language-using computerized cognitive agent, and carrying out the research in artificial intelligence, computational linguistics, and cognitive science necessary for that endeavor. The three-part focus of the group is on knowledge representation, reasoning, and natural-language understanding and generation. The group is widely known for its development of the SNePS knowledge representation/reasoning system, and Cassie, its omputerized cognitive agent. Department of Computer Sceince & Engineering. University of Buffalo State University of New York. (Please Contact: at shapiro@cse.buffalo.edu For technical questions on SNePS, please contact: snwiz@cse.buffalo.edu)

[5] Ю. Шейнин. Интегральный интеллект. М., "Молодая гвардия", 1970.

[6] См. в сб. "Структура и формы материи". М., "Наука", 1967.

[7] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т.33, с.67-68.

[8] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т.21, стр. 285-286.

[9] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т.21, стр. 284.

[10] См. Вычислительные машины и мышление. М., "Мир", 1967.

[11] Вытеснение перевод психического содержания из сознания в бессознательное и/или удерживание его в бессознательном состоянии. Поддерживается определенными бессознательными силами. Один из важнейших защитных механизмов, благодаря которому неприемлемые для Я желания становятся бессознательными [21].

[12] Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. С. 130.

[13] Фрейд З. Толкование сновидений. С. 441.

[14] Если быть точнее, здесь имеется в виду нейропространсво множество ЦНС популяции.

[15] Топологичность свойство быть расположенным в определенном месте в среде.

 

Бойко Д.Н.

ИССЛЕДОВАНИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

(продолжение)

Модель ИИ должна строиться на основе изучения структуры сознания и бессознательного.

Один из наименее изученных вопросов, а он является важным в понимании организации сознания, - это топология процессов в сознании. По крайней мере психологической литературы на эту тему найти не удалось, кроме [37], где в рамках нейро-лингвистического программирования людям предлагалось манипулировать чем-то в своем сознании, но им не объяснялось чем именно.

Для исследования этой проблематики необходимо пользоваться четкими определениями и априори введенными постулатами.

В пределах контекста вопроса, охарактеризуем сознание, как некоторую информационную сущность ограниченного размера (в сантиметрах), локализованную в области черепа и имеющую некоторую организацию.

Под организацией сознания будем понимать динамическую структуру сознания, то есть определим сознание нечто состоящее из нескольких объектов, находящихся в постоянной динамике.

Объект в динамике есть процесс.

Все объекты информационные.

Существует зависимость состояния одних объектов от других.

Объекты существуют в некотором объеме пространства пространство сознания.

Объекты имеют определенную форму и локализацию в пространстве сознания.

Объекты неравнозначны между собой. Они все отличаются.

Причины динамики объектов заключаются в бессознательном.

Каждый объект является порождением своего класса-источника данных.

Теперь имея некоторое количество базовых определений и постулатов можно развить идею топологии сознания.

Безусловно, что сознание манипулирует информацией, сознание содержит только информацию, а значит сознание есть в чистом виде информация. Используя системный подход и имеющиеся технические аналогии [35], а также результаты психологических исследований, целесообразно классифицировать объекты сознания и указать их класс-источник (таб. 1).

 

Таблица 1. Разновидность объектов сознания и их класс-источник

 

Объекты сознания

Класс-источник*

1

Видеообъект

Бессознательное/Зрительная сенсорная система

2

Аудиообъект

Бессознательное/Слуховая сенсорная система

3

IMG-объект (воображение-объект)

Бессознательное

4

I-объект (мысле-объект)

Бессознательное

5

Морфо-объект

Бессознательное/Рецепторы давления и растяжения организма

6

Термо-объект

Бессознательное/Рецепторы температуры

7

SC-объект (пространство сознания-объект)

Бессознательное

8

Прочие объекты

 

Примечание: * - класс-источник указан в общем виде с указанием пути его возникновения.

 

Как видно из таб. 1 практически все содержимое сознания является определенным объектом имеющим свой класс-источник в бессознательном, а в нем, для некоторых объектов сознания, класс-источник формируется на основе данных сенсорных систем и рецепторов организма.

Для анализа объектов сознания и их класс-источников целесообразно использовать широко применяемое в программировании понятие пути . Это понятие не только отражает установленный детерминизм, но и позволяет проследить различные связи в структуре сознания и бессознательного. Что даст возможность установить положение каждого исследуемого объекта в общей структуре психики, а также вскрыть наличие пока неизвестных объектов как в сознании, так и в бессознательном. На рис. 6 изображена общая схема возникновения объектов сознания.

Рисунок 6. Объекты сознания и путь их возникновения.

Уже на данном этапе необходимо ввести удобное для использования понятие среда сознания. Под средой сознания будем понимать все множество объектов сознания. Тут же оговоримся, что кроме объектов в сознании ничего нет. Эффект целостности среды сознания реализуется SC-объектом.

Кроме этого следует говорить о сложности объекта сознания. Обладая собственной динамикой объект постоянно изменяется. Наиболее яркий пример это I-объект. Сложность подразумевает наличие некоторой структуры у самого объекта. Назовем элемент структуры объекта каналом. Каждый канал будет содержать некоторый поток задач. Задача это наименьшая структурная единица канала (рис. 7).

Рисунок 7. Строение объекта сознания.

Введение каналов обусловливается рядом психологических явлений памяти. К ним относятся:

1. Вспоминание (появление в среде сознания) конкретного факта, через некоторый промежуток времени (часы, дни, недели, месяцы) после утомительных попыток его вспомнить.

2. Наличие непроявленной но уже готовой к отображению в среде сознания информации, что встречается при вспоминании, образов например (последовательная смена), феномена эйдетической памяти, при речи, когда в конкретный момент времени в среде сознания имеется не весь текст речи на 2 часа лекций, например, а только часть. Остальной же текст подгружается постепенно.

Пользуясь языком программирования все интерпретируется как наличие текущего процесса выполнения задачи и выполняющихся фоновых задач с различным приоритетом. Применительно к модели объекта сознания в конкретный момент времени текущим является один канал, а остальные являются фоновыми.

Отсюда становится понятной структурирование канала на задачи. Например, вы что-то пытаетесь вспомнить. Не вспоминается. Но вам это нужно вспомнить. Таким образом в фоновом режиме запускается канал. Поскольку пока ничего не вспоминается (а система-то обрабатывает канал), вы продолжаете мыслить. Иначе говоря имеется текущий канал, обрабатываемый в реальном режиме. Через некоторое время вы вспоминаете то, что нужно (обработка фонового канала завершена и данные из фонового канала переданы в текущий канал). У текущего канала имеются собственная структура он как уже было сказано состоит из задач. Например, обычная речь на знакомую вам тему это работа текущего канала I-объекта. Задачами этого канала является мгновенно вспоминаемые вами сведения. Вдруг вы вспоминаете то, что хотели вспомнить некоторое время назад здесь происходит встраивание в текущий канал задачи с более высоким приоритетом.

Приведенное выше описание нуждается в своей логической доработке в символическом и алгоритмическом виде, что требует значительного количества времени. Возможности настоящей курсовой работы не позволяют сделать это.

Взаимосвязь объектов сознания происходит в пределах среды сознания на трех уровнях:

- объектном,

- канальном,

- задач.

Данная взаимосвязь большей частью имеет иллюстративный характер, что хорошо устанавливается при интроспекции и рефлексии, и, по-видимому, является результатом активности SC-объекта. Учитывая бессознательный источник возникновения объектов сознания, указанные взаимосвязи также имеют бессознательную природу.

В изучении топологии объектов сознания в психологии пока еще не сделано ни шагу. Это вызвано двумя причинами:

1. Эффектом целостности среды сознания.

2. Стандартным методическим подходом в психологии к исследованию сознания.

Эффект целостности среды сознания. Обычно субъект воспринимает себя целостно, интегративно. Он не выделяет какие-либо объекты в себе, так как просто функционирует, живет . Такое состояние самовосприятия характерно для большинства людей. Чем вызвано такое обстоятельство? Это достаточно сложный вопрос. Но тем не менее попытаемся найти на него ответ.

Индивид только тогда становится личностью, когда включается в какие-либо виды деятельности. Любая деятельность требует внешней направленности внимания субъекта. На то собственно и сенсорные системы имеются, как раз и ориентированные на внешнюю среду. Содержимое сознания наполняется информацией о внешнем положении дел, об состоянии окружающей субъекта среде. В следствие этого формирование самовосприятия происходит через информацию о внешнем, диктуемым деятельностью. Возникает четкая направленность идентификации субъектом своего Я. Его Я связано с внешним миром, но никак не с внутренними механизмами развития и функционирования этого Я и всего сопредельного с ним.

Это был рассмотрен один из аспектов проблемы. Другой аспект связан с ИТСОЛ, изложенной в разделе 4.2. С точки зрения существования общественного психического, может быть две категории личностей: одна категория включает субъектов способных генерировать новую информацию (ученые, писатели, люди искусства, инженеры и пр.), а другая категория субъектов является потребителем информации (обыватели). И та и другая категории необходимы друг другу, так как обеспечивают взаимно выгодную жизнедеятельность.

Представители второй категории (назовем ее Б-категория) имеют недостаточно информация для формирования адекватного самовосприятия. В свою очередь, представители первой категории (А-категория), с более высоким значением у них коэффициента r, чем у Б-категории, способны правильно оценивать источник своего собственного Я, проводить его анализ и строить оптимальную научную политику самопознания для выявления закономерностей развития высокопроизводительной личности, или говоря языком ИТСОЛ, - высокопроизводительного вычислительного кванта ОП. Не исключено, что имеются и иные аспекты в изучении эффекта целостной среды сознания.

Стандартный методический подход в психологии к исследованию сознания. Этот подход достаточно известен и изложен в школьных и вузовских учебниках по психологии.

В период, когда догмы классической психологии не довлели над умами исследователей, Фрейд создал психоаналитическую теорию. В ней, излагается своеобразная модель психики, сознания и бессознательного, в частности. Эта модель, собственно, является альтернативой классической модели психики. Как уже было сказано в разд. 4.1 теория Фрейда как таковая не позволяет выявить в полной мере организацию психики. Но она является тем плацдармом , той основой, из которой можно вывести необходимые теоретические и методические подходы к исследованию психики человека. Психоаналитическая теория наиболее точно отражает структуру душевного аппарата . И во многом это связано с тем, что Фрейд строил теорию на фактическом материале: он изучал психику больных людей. Поясним эту мысль на примере.

Поставим следующую задачу: изучим устройство (конструкцию) автомобильного двигателя. Поставим ограничение двигатель разбирать нельзя, его только можно заводить и глушить, менять режимы работы, использовать различное топливо и масла и даже смотреть на него нельзя капот закрыт. Естественно, что сколько бы времени мы не потратили, конструкцию двигателя и механизм (принципы) его внутренней работы таким путем не узнаешь.

Что же делать? Как решить поставленную задачу? Очень просто нужно снять ограничение на разборку двигателя. Двигатель нужно разобрать по частям и в процессе разборки анализировать то, что необходимо. Только так задача будет решена. Что же сделал Фрейд? Используя приведенную, несколько механистичную аналогию, можно сказать, что Фрейд использовал для изучения двигатель в состоянии той или иной степени разборки. Этим разобранным двигателем была психика больного человека - невротика.

Теперь становится очевидным необходимость использования классического подхода в изучении сознания (хотя он не позволяет понять глубинные механизмы психики) и теории психоанализа Зигмунда Фрейда (кстати, тоже классической в зарубежной психологии).

Что же такое топология сознания? Опираясь на рассуждения этого раздела, этот вопрос нужно поставить иначе, как расположены объекты сознания в его среде?

В качестве примера можно привести известные, наверно, каждому факты:

1. Зрительная информация (видео-объект сознания) реализован в виде плоского экрана на уровне глаз. Имеет ограниченные размеры.

2. Мысли (I-объект сознания) возникают где-то в центральной точке черепа из точечного (сферического) источника.

3. И т. д.

Учитывая, что объекты сознания информационны и пощупать их нельзя, а топологичность[15] их имеет место, то в настоящее время единственным способом установить ее является анкетный опрос испытуемых. Эксперимент должен строится следующим образом:

1. Испытуемым рассказывается о том, как устроена среда сознания. (Ведь раньше они этого не знали!) Самовосприятие смещается в среду сознания.

2. Дополнительным диалогом с испытуемым усиливается способность его ориентироваться в собственном пространстве сознания.

3. Испытуемому задаются вопросы касающиеся топологии объектов сознания.

4. Результат фиксируется. Проводится статистическая обработка по различным критериям (возраст, пол, профессия и т.п.).

5. Дополнительной модификацией эксперимента будет использование модулирующих самовосприятие факторов (психотропных средств, воздействие иных физических факторов: электромагнитное поле [39], прямой электрический разряд при микроэлектродном шунтировании и в комбинации эти факторы между собой).

В продолжении этой работы в виде дипломной, планируется провести анкетирование людей в возрастном диапазоне от 15 до 30 лет.

Приведенный вариант эксперимента возможно покажется несколько субъективным. Сложно оценивать, то что не возможно измерить с помощью приборов. Но та же самая субъективность человека позволила создать приборы, так почему же она должна быть субъективна в вопросе изучения себя?

Предложенную концепция организации сознания целесообразно обозначить как объектная или топологическая модель сознания (ТМС).

Основные выводы по разделу.

1. Сознание не является абстрактным понятием. Сознание это вполне конкретная сущность, имеющая информационное содержание.

2. Сознание является эмиссией бессознательного.

3. Сознание имеет сложную организацию, в виде объектов сознания, их внутренней иерархии и связей между объектами.

4. Объекты сознания имеют определенную геометрическую форму.

5. Объекты сознания обладают свойством топологичности, то есть они расположены в среде сознания в трехмерной системе координат.

6. Исследуя топологичность объектов можно уточнить их сущность и связи между собой, а также характер функционирования.

7. Личность воспринимает себя целостным образованием, ориентированным во вне, и, поэтому, не в состоянии самостоятельно понять собственное информационное устройство.

Опираясь на пп. 1-7 выводов и дополнительные сведения исследования психики, есть возможность сформировать методику построению реальной модели сознания, использующую системный подход.


Примечания:

[1] ДНК дезоксирибонуклеиновая кислота. РНК рибонуклеиновая кислота.

[2] Таламус анатомического образование головного мозга млекопитающих, входящее в состав зрительного анализатора зрительной сенсорной системы.

[3] Наиболее известный в мире журнал по неврологии.

[4] The long-term goal of The SNePS Research Group is the design and construction of a natural-language-using computerized cognitive agent, and carrying out the research in artificial intelligence, computational linguistics, and cognitive science necessary for that endeavor. The three-part focus of the group is on knowledge representation, reasoning, and natural-language understanding and generation. The group is widely known for its development of the SNePS knowledge representation/reasoning system, and Cassie, its omputerized cognitive agent. Department of Computer Sceince & Engineering. University of Buffalo State University of New York. (Please Contact: at shapiro@cse.buffalo.edu For technical questions on SNePS, please contact: snwiz@cse.buffalo.edu)

[5] Ю. Шейнин. Интегральный интеллект. М., "Молодая гвардия", 1970.

[6] См. в сб. "Структура и формы материи". М., "Наука", 1967.

[7] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т.33, с.67-68.

[8] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т.21, стр. 285-286.

[9] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т.21, стр. 284.

[10] См. Вычислительные машины и мышление. М., "Мир", 1967.

[11] Вытеснение перевод психического содержания из сознания в бессознательное и/или удерживание его в бессознательном состоянии. Поддерживается определенными бессознательными силами. Один из важнейших защитных механизмов, благодаря которому неприемлемые для Я желания становятся бессознательными [21].

[12] Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. С. 130.

[13] Фрейд З. Толкование сновидений. С. 441.

[14] Если быть точнее, здесь имеется в виду нейропространсво множество ЦНС популяции.

[15] Топологичность свойство быть расположенным в определенном месте в среде.

 

Бойко Д.Н.

ИССЛЕДОВАНИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

(продолжение)